Теория контроля Важнее контролировать процесс или результат?
У Вас на самом деле есть мечта? А что Вы сегодня сделали для того, чтобы она осуществилась? Эндрю Метьюз
Часто перед руководителем встает вопрос: что важнее контролировать процесс или результат? Ответ на этот вопрос можно получить, выделив несколько категорий сотрудников: 1. Работники регламентированного труда. Это сотрудники, выполняющие типовые операции и задачи, часто с использование компьютера или специального оборудования. Сюда можно отнести: работников бухгалтерии, операционистов, сотрудников Call-центров, кассиров, персонал офиса и т.п. Значимость контроля процесса этих категорий сотрудников гораздо выше, чем контроля результата труда, поскольку Результатом
является четкое выполнение инструкций, принятых регламентов. Таким образом, для данных сотрудников контроль процесса их труда, будет являться основным и, следовательно, они должны четко понимать, какие критерии лежат в основе этого контроля: изучить инструкции и регламенты, знать стандарты. Если работник чего-то не умеет необходимо провести обучение или разъяснение, показ способа выполнения работы.
2. Работники нерегламентированного труда. Это значит, что они большую часть времени выполняют типовые задачи, единственное отличие они могут достигать их различными способами. Например: работники HR-службы, IT-отдела, руководители среднего звена и т.п. Для управления этими сотрудниками, контролировать результат важнее. Чем контролировать процесс. Их тактика достижения поставленных целей может быть различна
и, преимущественно, определятся самими работниками. Контроль процесса тоже важен, и вместе с тем является вторичным, определяется выявлением более действенных методик и анализом ошибок, для эффективного достижения целей и стратегии компании. Чаще, таким сотрудникам необходимо детальное понимание цели, сроков и ресурсов для их достижения. Поэтому здесь можно провести аналогию с начальным контролем.
3. Работники креативного, творческого труда. В первую очередь – все руководители, разработчики новых технологий, проектировщики, дизайнеры и т.п. Контроль сотрудников этой категории персонала – вопрос дискуссионный. Очевидно, что контролировать процесс в данном случае не следует, а с контролем достижения результата не все однозначно. Результат труда является, прежде всего, не наукой, а
искусством, поэтому автор статьи рекомендует руководителю самому принять решение, какой вид и форма контроля будет адекватно каждому конкретно сотруднику творческого труда.
Вместе со всем выше перечисленным необходимо чтобы контроль был только позитивным. Контролировать надо не нарушения, а достижения. Основной целью контроля должно быть поощрение. Только такой контроль может повысить производительность труда и привести компанию к достижению ее целей и миссии. И даже позитивный контроль
следует использовать с большой осторожностью, четко понимая, какую задачу планируется с его помощью решить.
Итак, грамотный и эффективный контроль персонала – одна из важнейших функций руководителя. Выстраивание системы контроля персонала на предприятии процесс длительный и сложный. Необходимо уделять внимание, чтоб контроль воспринимался сотрудниками как метод достижения результата компании. Совместно с сотрудниками вырабатывать критерии оценки их деятельности и достигать одинаковое
понимание этих критериев всеми сторонами.