Клиентский сервис для развития продаж Собственник vs Продавец
Отличные «сервисные» решения находятся у
нас порой «под боком» практически в прямом смысле слова. Я уже писала о
нашей семейной находке – небольшом овощном магазине и о его
предприимчивых хозяевах, которые успешно «оттянули» свою долю
покупателей у супермаркетов. Теперь настала очередь книжного магазина.
Если так и пойдет дальше, то сделаю в блоге раздел «Магазин «за углом» и
его возможности».
Итак, есть во дворе дома моих родителей
замечательный книжный магазинчик. В нем работают четыре продавца. И все
же хозяйка магазина зачастую сама сидит на кассе. Мы с мужем обязательно
заходим сюда, как только предоставляется случай. Нас всегда встречает
приветливо собственница книжно-канцелярского царства:
— Здравствуйте, здравствуйте! А почему вы сегодня одни? Где же ваша дочка?
— Она сейчас у бабушки.
— А почему не здесь? У нас для нее много интересного появилось. Правда, ваша бабушка уже утром была и кое-что купила…
— Думаем на сегодня дочке достаточно подарков.
Улыбка искренняя, что особенно ценно. И другие продавцы также доброжелательны и внимательны. Общаться приятно.
Как-то раз зашли мы, когда хозяйки не
было. Увы, это почувствовалось сразу. От столь дорогой нам приветливости
не осталось и следа. Я долго не могла определиться с выбором
праздничной открытки. За что была испепелена укоризненными взглядами
продавцов. Правда, помочь с выбором тоже никто не рвался. Свою работу
(обмен товара на деньги) сотрудники выполняли добросовестно. Только вот
было неуютно.
Хозяйка прекрасно понимает, что от
каждого ее доброго слова, от отношения к каждому покупателю зависит
доходность ее бизнеса. ЕЕ бизнеса. Она делает все, чтобы клиенты
приходили в магазин снова и снова, да еще и советовали друзьям,
знакомым, родственникам.
Остальные же продавцы – наемные
сотрудники. С фиксированной оплатой труда или премией за продажи. Они не
рискуют потерять деньги или сработать в ноль. С их «опытом продаж» в
трудовой книжке они найдут и другого работодателя.
Очень часто собственники разочарованно
говорят о безынициативности продавцов, жалуются на их недальновидность и
нежелание «подпрыгнуть», когда вошел покупатель. Делегируя наемным
сотрудникам взаимодействие с покупателем, лучше учитывать, что продавец
рассуждает несколько иначе, чем владелец бизнеса.
Применение кейсов на собеседовании
позволяет оценить отношение человека к покупателю. Проверить, как идет
работа без начальника, можно с помощью «тайного покупателя» (далеко
ходить не надо, многие привлекают ближайших родственников и знакомых).
Привязка оплаты к результату – эффективная мотивация.
Если и это все не помогло, как бы это ни было сложно, найдите другого сотрудника, которые не будет подвергать ваш бизнес рискам.