Как получать прибыль от качественного сервиса Предтренинговый аудит отдела продаж
Если
запланировали тренинг продаж, будет полезно провести экспресс - аудит «продажников» до того как начинать
обучение. Руководитель отдела продаж может провести аудит самостоятельно, а
может привлечь специалиста или даже коллег из других отделов.
Цели предтренингового
аудита
Определить «зоны
риска»: на каком этапе продажи сделки чаще всего срываются и почему.
Возможно, кроме тренинга, потребуются еще какие-то действия для укрепления
клиентской базы и привлечения новых заказчиков.
Выделить «сильные» и
«слабые» стороны в работе менеджеров.
Определить типы
клиентов, с которыми менеджерам сложно работать. В процессе обучения необходимо
разработать тактику поведения с
каждым из них.
Самое интересное!
После предтренингового аудита вы будете точно знать, нужно ли вообще проводить
тренинг или сложившиеся трудности решаются по-другому.
Объекты аудита
1.Ситуации, которые складываются между менеджером и потенциальным
клиентом.
Перечень типовых
ситуаций (возражений, вопросов), с которыми сталкиваются менеджеры или
продавцы.
Какие нестандартные
ситуации возникают при продаже. Например, покупатели приходят в
магазин всей семьей, клиент на переговорах не слушает и отвлекается и т.д.
2.Технологии, которые используют ваши продавцы или менеджеры.
«Видят» ли менеджеры цель переговоров,
ведут ли клиента к конкретному (ими запланированному результату) или
плывут по течению.
Есть ли структура у
разговора, можно ли выделить стандартные этапы продаж. Если есть нарушение
последовательности, то чем оно обусловлено.
Какую манеру общения
с клиентом менеджеры выбирают чаще всего, а какие стили разговора
используют редко, с чем это связано.
Сколько времени
длится продажа: телефонный разговор, цикл продаж в целом. За счет чего
менеджеры сокращают время на продажу, делают ли они это осознанно, почему продажа
затягивается, что усложняет выбор клиента и принятие решения.
Какие приемы в
работе с клиентом, действительно, эффективны, а какие отталкивают
покупателей.
Какие речевые модули
используют ваши сотрудники, чтобы начать разговор, аргументировать свое
предложение; какие методы применяют, когда работают с возражениями.
Гибкость поведения,
способность применять разные стратегии в продажах.
Сильные и слабые
стороны каждого менеджера.
Кто управляет
разговором- продавец или
покупатель, удается ли продавцу перехватывать инициативу и вести разговор
в нужно русле.
2.Клиент
Типы клиентов: с кем
менеджеры работают легко, а кто вызывает трудности.
Манера поведения «сложных»
клиентов, почему с ними трудно заключить сделку.
Какие сомнения чаще
всего возникают у потенциальных клиентов, что мешает им принять решение о
покупке.
Как проводить аудит отдела
продаж
Наиболее
информативно и конкретно работает сочетание нескольких методов:
1.Наблюдение за работой продавцов в клиентском зале или
присутствие в отделе телефонных продаж.
2.Послушайте с менеджерами их разговоры (если вы
записываете разговоры с клиентами) или просто посидите рядом – в отделе продаж,
съездите с менеджером на несколько встреч с клиентами (как с потенциальными
заказчиками, так и с постоянными). Можете выбрать для себя «роль» новичка или
стажера, если клиент не знаком с вами лично.
3.Если хотите получить больше оценок, рекомендую
задействовать программу «Тайный
покупатель». Можно не делать масштабную акцию, однако будет полезно, если
тренер в качестве клиента съездит в несколько ваших магазинов и посмотрит на
ситуацию глазами покупателя.
4.Полезные и иногда неожиданные сведения могут дать вам
сами клиенты. Не исключайте при этом и потенциальных заказчиков, которые
отказались от сделки и по каким-то причинам не работают с вашей компанией.
5.Оценка объективных данных: отчеты, цифры, динамика или
спад продаж.
Необходимо
разработать форму, где будут перечислены параметры, которые вы оцениваете, и
собственно оценки – как субъективные, так и конкретные цифры. Как вы понимаете,
какой бы метод вы ни выбрали, все результаты нужно фиксировать. Иначе аудит
превратится в «просто поговорить, как у нас тут все работает».
Результаты аудита
1.Системный взгляд
на процесс продаж.
2.Четко
сформулированы цели обучения, а также ожидаемые результаты тренинга.
3.Для тренера
очевидно, какие моменты отработаны у участников хорошо, а чему стоит уделить на
тренинге особое внимание.
4.Сами участники
будут лучше включены в процесс обучения, если будут знать результаты аудита.
5.Вы будете точно
знать, нужно проводить тренинг сейчас или нет.
Аудит
отдела продаж выполняется в кратчайшие сроки, если вы четко определите
параметры, которые будете оценивать, и грамотно подберете метод для оценки.
Совсем не обязательно проверять всеивсемивозможными способами. Если вы сомневаетесь в
активности своих продавцов в клиентском зале, достаточно уделить несколько
часов в течение 3 – 4 дней пребыванию в торговом зале. А если вы руководите
отделом продаж, то, скорее всего, и так находитесь в одном офисе со своими
менеджерами. Так что вам не составит труда сосредоточиться на их телефонных
разговорах и обсудить с ними реальные трудности и вопросы, которые волнуют их и
вас.