Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Бизнес и психология

  Все выпуски  

Читайте в сегодняшнем номере:


Информационный Канал Subscribe.Ru

Электронный журнал Бизнес и Психология # 128 (28.02.05)
Читай и действуй

Дорогие Читатели!


Читайте в сегодняшнем номере:
" Технологии достижения цели"
События-тренинги-семинары
"(не)Здравый смысл рекламы." Отрывок
"Рабочая книга супервайзера "

Новости

"Змея в костюме: когда психопат идет на работу" ведет к депрессии

Так называется новая книга известного американского психолога Роберта Хэара, которая должна выйти в свет в конце этого года. Профессор выступил на днях с публичной лекцией в Белфасте на тему о том, как выявить опасных психопатов на рабочем месте. Хэар прославился тем, что в свое время разработал успешный тест для криминологов, при помощи которого они теперь могут распознавать в людях психопатов с опасными преступными наклонностями. Этот тест - PCL-R - недоступен в открытых публикациях; им могут пользоваться лишь профессиональные медики. Для того, чтобы вызвать серьезное подозрение, человеку необходимо набрать около 30 баллов из 40 возможных. Если такие индивидуумы как Ганнибал Лектер (герой известного фильма «Молчание ягнят») встречаются крайне редко, то более «цивилизованная» форма психопатии является широко распространенным явлением в современном мире. По оценкам Хэара, около 1% населения Северной Ам ерики - психопаты. ... полностью или обсудить

Скажи мне, какое у тебя кресло, и я скажу, кто ты

Во многих американских компаниях статус сотрудника определяет: оснащение его рабочего места. Дело иногда доходит до смешного: сотрудники, которым компания предоставляет кресла из натуральных материалов, становятся местными знаменитостями. Порой даже сложно сказать, что выглядит более нелепо: абсурдная политика компаний в области распределения офисной мебели или зависть сотрудников, возникающая при взгляде на рабочее место соседа ("Почему у него есть мягкие подушечки на подлокотниках кресла, а у меня таких нет?"). Компании же оправдывают свою политику желанием избежать конфликтов между людьми. "Многие притворятся и скажут: "Мне это не нужно". Но на самом деле они же первые надуются, если не получат эти предметы мебели", - говорит Майк Гилсон, менеджер по хозяйственной деятельности одной компании... полностью или обсудить



Порочность человека разложили по полочкам

Научный подход позволяет измерить степень любых явлений. Вслед за радугой ревности составлена шкала порочности. Если руководствоваться ею, получается, что порочность бывает 22-х степеней - цифрами, близкими к единице, характеризуются праведники, а на 22-й ступени шкалы располагаются самые отвратительные грешники. "Порочная" шкала понадобилась, прежде всего, для того, чтобы объяснить, почему некоторые люди совершают невообразимо жестокие преступления, находясь в здравом уме. Долгое время психиатры утверждали, что проявления немотивированной жестокости объясняются психическими расстройствами. Слово "порочность" было отнесено к околорелигиозным терминам и сброшено с корабля современной науки. Однако в последнее время ученым пришлось признать, что все не так просто - многие психопаты не склонны проявлять агрессию, когда как психически здоровые люди мучают и убивают просто потому, что решили, что это привносит разнообразие в их жизнь... полностью или обсудить


Великобритания: курить разрешили только сумасшедшим

Национальная служба здравоохранения Великобритании полностью запретила курение в медицинских учреждениях страны, сделав исключение только для психиатрических клиник. В таких больницах будут сохранены специальные места для курения, а некурящим пациентам предоставят возможность жить "без табачного дыма", - пояснили в Национальной службе здравоохранения. Вместе с тем, менеджер по стратегии NHS Джо Вебер заявил, что от полного запрета на курения в первую очередь пострадают тяжелые психиатрические пациенты, для которых больница практически стала домом: "По крайней мере, на время мы не должны полностью запрещать им курить в больницах, чтобы не повредить их здоровью. Однако в долгосрочной перспективе мы будем поддерживать тотальный запрет на курение в таких медучреждениях" ... полностью или обсудить

США: "гонка за образованием" ведет к депрессии

Хорошее образование - залог жизненного успеха. Именно под этим девизом живут в наше время американские дети и их родители. Чем старше становится ученик, тем больше времени у него уходит на обучение, подготовку домашних заданий и различные внеклассные занятия. Согласно обнародованным учеными университета штата Мичиган данным, ученики старших классов американских школ встают очень рано и ложатся спать около полуночи. В среднем они проводят около семи часов в школе, днем ходят на различные внеклассные занятия и подготовительные курсы, а также спортивные тренировки, а вечером около шести часов посвящают выполнению домашних заданий. Необычайная загруженность приводит к тому, что дети недосыпают в среднем на два часа, в результате чего становятся раздраженными, усталыми и беспокойными... полностью или обсудить

Бизнес-консультирование

В сегодняшнем номере мы публикуем фрагмент статьи "Технологии достижения целей" нашего автора Александрa Кичаева. Надеемся с его помощью, вы лучше сможете понять, чему будет посвящен тренинг Александра на секции бизнес-психологии и орг.развития Второго Казанского декадника. Полностью статья будет опубликована в приложении Бизнес-психология:Читай и действуй.



Что наша жизнь - игра?!
Нет смысла спорить с классиком. Ведь и в самом деле - каждая ситуация, в которой мы участвуем это эпизод в глобальном мировом действе. Действе многомерном, - от локальных межличностных контактов до международных отношений. Действе интерактивном, - еще минуту назад ты был зрителем, а теперь уже вовсю участвуешь в происходящем. Действе синтетическом, - используются все жанры: от комедии до трагедии.
Впрочем, каждый старается выбрать более близкий и удобный для себя жанр, контекст и характер действий: кому-то приходится ломать комедию или вызывать слезы умиления, жалости, обходя конфликты и трудности. А другие, наоборот, все драматизируют, и сами стремятся к экстремальности, к борьбе, к преодолению этих самых трудностей. Каждому - свое…
Какая кому роль предназначена - известно, но не всегда устраивает. А кого не устраивает, тот либо ищет для себя другую роль, либо из актеров пытается переквалифицироваться в режиссеры, а еще лучше - в зрители. Как хорошо быть всего лишь зрителем и смотреть на происходящее со стороны! Но это невозможно, потому что зритель - это тоже роль…
Получается, деться нам некуда: хочешь, не хочешь, можешь, не можешь, - играй… А вот то, насколько успешно мы будем играть, а значит реагировать на устраивающие или не устраивающие обстоятельства, как правило, зависит от…

Здесь я, пожалуй, прерву свой зачин.
Почему я это сделал? Ну, конечно же, для создания интриги - ведь всякая недосказанность интригует, не так ли? Вы уж меня извините, но ответ вы сможете получить на моем тренинге…
А пока продолжим и поговорим про жизненные стратегии. При всей сложности наших действий, все они сводятся к тому, чтобы либо что-то получить от жизни, либо отстоять имеющееся, включая здоровье и собственно - жизнь. Когда мы чувствуем в себе силы, знаем КАК, и уверены в своей победе, мы вступаем в открытую борьбу с тем (или с теми), кто (или что) противоречит нашим интересам. Но как быть, когда уверенности в выигрышном для нас исходе поединка нет? Что же тогда - отступить, подчиниться, сдаться? И оправдаться "силой сложившихся обстоятельств", желанием "быть выше этого", стремлением "поберечь нервы"? Ну, это кто как умеет, кто как вынужден и кому как нравится.
Каждый из нас в той или иной ситуации для достижения своих целей прибегает либо к прямым, либо к скрытым способам психологического воздействия или противодействия. Иногда мы действуем жестко и играем роль Диктатора, иногда мягко… Одним из эффективных способов "мягкого" достижения своих целей является манипуляция. С одной стороны это защита от самодурства и перегибов тех, кто выше и сильнее, дурного и подлого нрава тех, кто рядом. С другой стороны, никакое эффективное управление невозможно без использования манипуляций. Как известно, сильное или продолжительное давление, в итоге приводит либо к поломке, либо к "сопротивлению материала".
Таким образом, - плохо это или хорошо, но в каждом из нас наличествует и Диктатор, и Манипулятор, впрочем, так же как и Жертва. Время от времени в силу обстоятельств или внутренних процессов та или иная часть активизируется и начинает действовать, противодействовать, а то и бездействовать, смиренно уступая свои позиции.
И поскольку в каждой ситуации мы стараемся разделить или разделиться на "чистых" и "нечистых", на "хороших" или "плохих", то, пожалуй, начнем с того, что поподробнее рассмотрим, что же собой представляют действующие лица ролевых игр.

Кто ты будешь такой?
Помните, как в детской считалочке мы назначали каждому его роль: царь, царевич, король, королевич, сапожник, портной… Конечно лучше быть первым, чем последним. Царю по определению проще воздействовать на портного. Поэтому его воздействие, как правило, - прямое, открытое. Но портной тоже человек, тоже личность. И чем больше он ощущает себя личностью, тем менее комфортно он будет чувствовать себя в ситуации одностороннего воздействия, в качестве Жертвы.
Очень много лиц и граждан
Брызжет по планете,
Каждый личность, но не каждый
Пользуется этим.

И. Губерман
Что делать портному, как ему перешагнуть социальные сценарные предписания, по которым он должен безучастно и покорно играть роль слуги, единственный интерес которого угодить хозяину? А если портной - человек гордый, талантливый и изобретательный, которого унижает зависимое и униженное положение? Выход есть. Конечно же, портному приходится становиться Манипулятором. Помните сказку про голого короля? Это довольно показательный пример многоходовой и многоуровневой манипуляции. Одно из многих условий успешной манипуляции в том, что Манипулятор креативнее прямолинейного Диктатора, который из-за отсутствия гибкости и адаптивности проигрывает и, сам того не подозревая, перемещается в категорию Жертвы.

Почему?
Манипулятор готов встраиваться в навязываемую Диктатором роль, демонстрируя пристройку снизу. Но поскольку он тоньше чувствует психологические особенности Диктатора-Жертвы, хорошо ориентируется в системе ее (или его?) убеждений и ценностей, это позволяет, усыпив бдительность, в дальнейшем скрыто управлять ее/его мотивами и поведением. Манипуляторы, как правило, хорошо представляют, кто перед ними, их интересы, сильные и слабые стороны…
Что-то увлекся я темой манипуляций… А разговор то наш - про достижение целей… Так что с манипуляциями пока закончим, и обозначим другие темы, которые будут раскрыты на тренинге…
Понимаю, что не каждый читатель этой статьи сможет прийти ко мне на тренинг. Но знаю, что у вас имеются вопросы, связанные с тем КАК выявлять свои интересы, определять значимые ЦЕЛИ и находить средства и пути оптимального их достижения. Значит, вам нужен коучинг. Спешу объяснить, значение слова КОУЧИНГ, т.к. думаю, что пока еще немногие знают и понимают, что это такое.
Так вот коучинг (coaching) переводится как обучение, тренинг, наставничество, воодушевление. От многих других видов обучения коучинг отличается тем, что обучаемый вместо получения готовых решений, наставлений или советов учится действовать самостоятельно, выбирая наиболее эффективные пути и способы, а также брать на себя ответственность за результаты (или отсутствие оных!). Особенность коучинга еще и в том, что он фокусируется не на проблемах и ошибках прошлого, а на возможностях и желаниях будущего.

Один из основателей коучинга Джон Уитмор приводит следующую формулу, обобщающую процесс коучинга.

Коучинг основан на:

Контексте

Осознание и ответственность

Мастерстве

Эффективные вопросы

Последовательности

Расстановка целей

Обследование ситуации

Список возможностей

То, что надо сделать


Таким образом, последовательность коучинга отражается в модели РОСТ.
При выстраивании жизненной программы клиента и определении его целей я также нередко применяю одну из моделей нейро-лингвистического программирования - ТОТЕ (Test - Operation - Test - Exit), которая включает в себя:

  • четко сформулированную цель;
  • механизм обратной связи, который показывает нам, насколько далеко мы вышли за допустимые рамки (или, наоборот, не приблизились к их границам);
  • средства последовательной корректировки курса, применяемые до тех пор, пока мы не получим то, что хотели.
Все цели, как правило, можно разделить на пять основных категорий:
    1) иметь;
    2) действовать;
    3) знать;
    4) принадлежать;
    5) быть.
Для наглядности приведу пример.
Мой клиент А. поставил себе цель стать депутатом Государственной Думы. Когда мы проанализировали его цели, то по степени приоритетности они были выстроены следующим образом:
1. Принадлежать. "Принадлежность к категории VIP. Признание моей успешности. Появится возможность заниматься публичной деятельностью. Внимание СМИ. Новые связи с влиятельными или известными людьми".
2. Быть. "Хочу ощущать себя государственным человеком, депутатом, за которым стоят избравшие меня люди. Хочу быть причастным к "властной кухне"".
3. Иметь. "Я хочу иметь депутатскую "корочку". Автомобиль с "флажком" на номере. Депутатская неприкосновенность. Новые возможности".
4. Действовать. "Хочу проверить себя во время избирательной кампании. Хочу реализовать свои идеи, касающиеся общественно-социальных преобразований. Хочу иметь возможность влиять на жизнь страны".
5. Знать. "Расширится мое знание о проблемах страны. Смогу получать информацию "из первых рук". Смогу непосредственно наблюдать процесс законотворчества. Узнаю себе цену".
Таким образом, была выявлена глубинная цель, связанная с тем, что А. чувствует по поводу происходящего, а также с теми удовольствиями и благами, которые он надеялся впоследствии получить. Как мы видим, приоритетность определялась внешними критериями оценки его желаемой деятельности.
Высокая потребность в аффилиации затрудняла эффективную реализацию поставленных задач даже на начальном этапе. Так занятая им оборонительная позиция и нерешительность влияла на стиль проведения избирательной кампании. Вместо агрессивности, необходимой в условиях жестких действий конкурентов, А. предпочитал действовать по принципу "ребята, давайте жить дружно". В команде был ряд специалистов, подобранных не по профессиональным признакам, а на основе личного расположения и приятельский отношений. Это довольно распространенная ситуация для психотипов с этической доминантой, которые убеждены, что успешность строится на хороших отношениях и благожелательном расположении к себе окружающих.
Известно, что глубинные убеждения в большой степени относятся к сфере подсознания и, соответственно, влияют на наше поведение. Ведь если мы убеждены, что трудная проблема имеет решение, это увеличивает вероятность того, что решение будет найдено. И, наоборот, настрой на неуспешность деморализует и приводит к неудаче. Поэтому убеждения должны быть позитивными, побуждать к действию и способствовать достижению целей.
Поскольку я обнаружил у А. как эффективные, так и неэффективные убеждения, было решено выявить и откорректировать условно негативные убеждения, мешающие его успешному продвижению. Такой процесс требует комплексного подхода. Меняя убеждения, нужно изменить всю структуру сознания со всем набором правил, оценок, алгоритмов поведения и реагирования. Для того чтобы определить необходимость этих изменений требуется сделать следующее:
  • Максимально конкретно ранжировать убеждения;
  • Определить, насколько способствуют они достижению избранной цели;
  • Проследить причинно-следственную связь между данными убеждениями и правилами поведения, основанными на них;
  • Обнаружив негативные или малоэффективные последствия от реализации тех или иных убеждений, заменить их на более приемлемые, соответствующие поставленным целям.
Почему я привел этот пример?
А потому что именно тогда, в процессе коррекции убеждений А. я обнаружил, что как только мы переводили ситуации клиента на метафорический уровень и спонтанно прорабатывали их динамику, убеждения изменялись сами собой - легко и с огоньком. В результате проведенной работы клиент А., конечно же, достиг желаемых изменений, а я воочию удостоверился в преимуществах креативной коррекции убеждений. Потом со временем я добавил ролевую составляющую, и появилась авторская модель креативно-ролевой коррекции (КРК).
И если после внимательного прочтения этой статьи вы захотите узнать подробности, сообщаю: вы сможете познакомиться с алгоритмом и структурной систематизацией модели КРК, на тренинге или в моей новой книге "Технологии достижения целей: PR пособие в стиле коучинг".


почитать - обсудить - оценить - заказать

Питер-топ

Эта книга в Рейтинге TOP20 за месяц с 28.01.2005 по 27.02.2005 занимает второе место.


Н. Дорощук
Рабочая книга супервайзера

Должность "супервайзер" — американское изобретение начала 70-х годов теперь уже прошлого века. Слово имеет английские корни: supervisor означает "надсмотрщик", "надзирающий". С приходом в нашу страну западных технологий эта должность прижилась и на российской почве. Главная задача супервайзера — обеспечить бесперебойную и эффективную работу персонала. Как добиться успеха на своем поприще и успешно преодолеть все препятствия, встречающиеся на пути? В книге автор дает ответы на часто задаваемые супервайзерами и региональными менеджерами вопросы, которые возникают перед ними в процессе работы с торговыми представителями и заказчиками. Если вы не хотите учиться профессии на собственных ошибках — эта книга для вас. Благодаря ей вы сможете сэкономить время, избежать многих проблем и стать компетентным и востребованным специалистом. обсудить - оценить - заказать

События, Тренинги и Конференции

Пожалуйста, пишите нам о предстоящих наиболее интересных событиях, и они окажутся здесь. Наш e-mail - business@psycho.all.ru

III ЗИМНЯЯ ШКОЛА РАТЭПП

«Вопросы супервизии работы службы экстренной психологической помощи»
г.Ижевск ,
Тел.: (3412) 22-14-17
e-mail: izumrud7@udm.net

16 - 19 марта 2005 г.

Второй Казанский декадник

"Вызовы эпохи в аспекте психологической и психотерапевтической практики"

Секция бизнес-психологии и орг.развития
г. Казань,

Тел.: (8432) 54 66 20, 8-9033-41-36-11,

E-mail: psyon@km.ru

Подробности и обсуждение

24-30 марта 2005 г.
1. Зерминов А. (Казань) "Применение орг.деятельностных игр при консультировании организаций"
2. Иванов М. (Казань) "Тренинг по работе с возражениями в процессе продаж и переговоров"
3. Кичаев А. (Москва) "Коучинг: секреты личной и деловой успешности"
4. Хамитов Г.Х. (Уфа) "Коучинг в команде"
5. Чекчурин Ю. (Новосибирск) "Маркетинговые войны"
6. Юдин И. (Орел) "Стресс-менеджмент в профилактике хронической усталости"

"ХV Нижегородский Фестиваль психотехнологий"

Принимаются заявки от ведущих мастерских
Нижний Новгород,
ул. Ванеева, 104
тел. (8312)-35-90-89

(8312)-78-74-81
E-mail: psyon@km.ru

26-27 марта 2005 года
Начало в 10 часов.
символдрама, гештальт, психодрама, телесно-ориентированная терапия, танцевально-двигательная терапия, арттерапия и др.

ПАРАДОКСЫ ИЗМЕНЕНИЙ - теория и практика Сочи, санаторий "Лазаревское", Центр "Здесь и теперь"
Тел. (095) 724-80-43
E-mail: zdes_i_teper@mtu-net.ru

1-12 августа 2005

В П Р О Г Р А М М Е:
Профессиональные группы и лекции: Обучающие гештальт-группы 3 уровней (Лена Шуварикова, Андрей Валамин, Елена Морозова, Лера Кульбери, Ирина Млодик)

Pеклама и Pr


Сегодня мы продолжаем публикацию фрагмента книги "(не)Здравый смысл рекламы." С. Тивари, которая во многом рассчитана на непрофессионалов и студентов, ее прямолинейный подход поможет новичкам при подготовке к началу карьеры в сфере рекламы и маркетинга. Это связано с тем, что она исходит скорее из реальности и практики, нежели из теории рекламы. Уникальная и оригинальная по своему подходу, она использует новые концепции и понятия для объяснения и подкрепления некоторых инсайтов и не позволит вам заснуть в процессе освоения азов профессиональной рекламы.



Рекламный контекст



Нечто загадочное
Иногда необходимое, иногда злое!

Реклама притягивает большинство людей. Она на мгновение врывается в их жизнь, обольщает и оставляет их наедине с чудесными образами и мечтами. Мечты, требующие претворения в жизнь, вынуждают людей трудиться изо всех сил, зарабатывать все больше и больше, чтобы больше и больше тратить. Отношение большинства людей к рекламе можно описать как любовь-ненависть. Они любят ее блеск и сияние, образы, дыхание лучшей жизни, потворство своим желаниям, приятные ощущения, им нравится, что реклама затрагивает их чувства и глубинные эмоции.
Но они ненавидят ее за силу воздействия, за то, что она заставляет их хотеть большего и тратить больше, побуждает их импульсивно покупать вещи, в необходимости которых потом возникают сомнения, и за то, что она вторгается в их личную жизнь.
В общем, они рассматривают рекламу как неизбежное зло.

Но для людей, вовлеченных в маркетинговую и рекламную деятельность, образ рекламы совсем иной. Это тяжелая работа, искренняя и честная, умственная и физическая, миссия которой — устанавливать связь с потребителями. Острота ощущений состоит в информировании и убеждении потребителей относительно преимуществ бренда, а также в удовлетворении их нужд и стремлений с тем, чтобы сделать бренд более значимой частью их жизни. Успех и награда приходят, когда убеждаешься, что бренд живет и преуспевает, что потребители узнают, ценят и покупают его. Рекламисты воспринимают рекламу как существенную часть человеческой жизни, как инструмент выражения нужд, стремлений и предпочтений. Они прилагают все свои умения и знания (творчество и технологию), чтобы выделить свои бренды и потребителей и приобрести мировую известность и репутацию.
В общем, эти люди считают рекламу необходимой.

Есть еще третья группа людей, видимо, самая малочисленная, которая скептически относится к рекламе. Они представляют себе рекламу как мир лжи, вероломства и порочности, символ крайней суетности: секс, ложь и видеокассеты. Эти люди рассматривают рекламу как источник информации, заслуживающий наименьшего доверия, и отвергают ее, считая самовосхвалением. Они чувствуют, что это все лишь притворство и похвальба, убеждающие людей покупать вещи, которые им не нужны. Они смотрят на рекламу как на бесполезное вложение денег, которое делает товары излишне дорогими. И полагают, что это искажает жизненные приоритеты людей и заставляет их усваивать всяческие ложные ценности и нормы.
В общем, они считают рекламу злом.

Это разнообразие "образов" рекламы в людских умах поразительно. Хотя это не единственная сфера деятельности, по поводу которой непрестанно идут споры между ее сторонниками, противниками и сохраняющими нейтралитет, сила реакций, вызываемых рекламой, не имеет себе равных. Поскольку реклама имеет дело с образами и восприятием, это абсолютно понятно. Спектр оценок рекламы простирается от пьедестала фабрики грез до кучи мусора.
Она вызывает множество горячих споров. Действительно, кажется, что практически каждый имеет свой взгляд на рекламу. И в частных спорах, и в публичных дискуссиях всегда можно услышать множество различных мнений независимо от того, обсуждается ли какой-то определенный ролик или вопрос о том, какая реклама хороша, а какая — не очень. По существу, в этом нет ничего плохого. Единственная проблема состоит в том, что обычно эти мнения не простираются дальше личных симпатий и антипатий. Для кого задуман ролик? Какой цели он должен достичь? Достигает он ее или нет? Что думает целевая аудитория об этом ролике? Эти опросы редко подвергаются обсуждению или абсолютно игнорируются при выражении мнений.
Зачастую такая ограниченность вызвана не только недостатком знаний о предмете обсуждения. Даже профессионалы иногда дают огульные оценки рекламных материалов и их действенности, не зная и не принимая во внимание их аудиторию, цель и эффективность. Следует ли учитывать, нравится ли реклама тому, кто не входит в целевую аудиторию? В общем, нет, если только в дело не замешаны соображения, связанные с этикой, законодательством или искажением действительности. Следует ли считать представителей целевой аудитории теми, кому надлежит комментировать и оценивать рекламу? Скорее всего, они так и делают, даже если не озвучивают свою оценку. Они проявляют ее очень четко, прямо или косвенно, принимая решение о том, покупать или нет рекламируемый бренд. Для маркетологов и рекламистов именно это мнение представляет наибольшую ценность, поскольку оно непосредственно отражается на их доходе. Мнение представителей целевой аудитории — это вопрос жизни и смерти, а другие мнения можно спокойно проигнорировать.
Как бы то ни было, мнения, выражения симпатии и антипатии к рекламе будут продолжать сыпаться со всех сторон, поскольку иметь собственное мнение и выражать его — неотъемлемая часть человеческого бытия. Эти мнения всегда будут субъективными. И потом, большинство из нас судят рекламу, исходя из собственных представлений о том, с чем мы можем себя ассоциировать (что нам нравится) и с чем не можем (что не нравится).

Точка зрения!

Сотни лет назад рекламные объявления были призваны создавать осведомленность. Затем они усовершенствовались до того, что стали убеждать. Сейчас они явно манипулируют нами. Следующая ступень — и мы уже почти стоим на ней — это когда реклама станет настолько эффективной, что мы будем вынуждены покупать то, что нам скажут купить. Единственный выбор, который вы будете в состоянии сделать — это где увидеть рекламу.
Scott Adams, 1997


Вторая натура



Реклама для нас — как вода для рыбы
В сегодняшнем мире принято понимать рекламу в самом узком смысле, а именно в коммерческом. Она всегда приравнивается к тем рекламным объявлениям, которые мы видим и слышим по телевидению, в прессе, по радио и, в последнее время, в сети Интернет. Соответственно и изучается она под коммерческим углом зрения. Очень часто можно прочитать такое определение рекламы: "Реклама — это платная, безличная форма коммуникаций посредством различных медиасредств, используемая коммерческими предприятиями, некоммерческими организациями и отдельными личностями, которые упоминаются в рекламном послании и которые надеются проинформировать или убедить в чем-либо представителей определенной аудитории". Такое определение, возможно, убедит нас вложить доллар в рекламный бизнес, но оно едва ли поможет нам понять ее происхождение, суть, полезность и цель.
А чтобы понять это, нам придется рассмотреть другое, более емкое определение рекламы. Самое первое, простое и самое обширное определение рекламы — это латинское ad verter, от которого произошло слово "реклама". Оно означает "обратить мысли на…"» или "привлечь внимание к…". Проще говоря, когда что-то делается с целью привлечения или удержания внимания. Когда мы рассматриваем рекламу в этом широком смысле, она представляется столь же естественным явлением на нашей планете, как сама жизнь. Это как природные, так и искусственно приобретенные навыки человека. Она стала второй натурой, как мышление. В нашей жизни мы так часто и так естественно рекламируем самих себя посредством нашего поведения, манер и жестов, что зачастую даже не отдаем себе отчета в том, что мы это делаем.
Этот феномен распространяется и на другие биологические виды. Как вы думаете, почему цветы или плоды — самые красочные и привлекательные части растений? Несомненно, это способ, который растения используют, чтобы привлечь другие земные создания, с помощью которых распространяются их пыльца и семена, что необходимо для выживания растения как вида в нашем мире. Это понятный пример того, как действует реклама в природе, руководствуясь законом "выживания наиболее приспособленных". Аналогичный пример существует в царстве животных. Если вы посмотрите передачи каналов Discovery или National Geographic, то заметите, что большинство животных используют свои инстинкты или поведение для того, чтобы продемонстрировать или "прорекламировать" готовность к спариванию. Они используют звуки, запахи, свою окраску, температуру тела, жесты и т. д.
Люди же, будучи более находчивыми, развили этот арсенал, добавив к нему целую гамму искусственных средств для усиления эффекта. Вместе с природными инстинктами рукотворные намеки — такие, как соблазнительная одежда, косметика, освещение, музыка, зрительные образы, терминология и др. — зачастую играют роль очевидных сигналов. Сколь бы ни были утонченны брачные призывы и сколь бы сиюминутна ни была их цель, необходимость "призвать" присуща всем живым существам. И конечная цель его, опять-таки, — увеличить вероятность выживания, развития и размножения как отдельной особи, так и целого вида. В принципе, это такая же реклама, как и рекламные ролики, с помощью которых компания или бренд пытаются увеличить вероятность своего выживания и роста в высококонкурентной рыночной среде.
Так что основной движущей силой, активизирующей потребность в саморекламе, будь то в природе или в бизнесе, является всеобщий закон выживания наиболее приспособленных. Следовательно, реклама — это неотъемлемая составляющая процесса отбора, используемая каждым организмом или обществом в целях своего роста и продолжения существования. Переводя взгляд на получателя рекламной информации, отметим, что реклама не только обеспечивает его информацией, необходимой для совершения выбора, она также помогает удовлетворить какую-то значимую для получателя информации потребность. Например, в мире живой природы цветок обеспечивает насекомых и пчел нектаром, фрукты удовлетворяют голод животных, брачный призыв позволяет животным удовлетворить потребность в размножении и т. д. Точно так же в мире бизнеса реклама призвана донести до потребителя информацию о том, как рекламируемый продукт или услуга может удовлетворить какую-либо их потребность.
Реклама также предоставляет потребителю "выбор". Она дает ему возможность выбрать того партнера (или бренд), который удовлетворит его потребность наилучшим образом. Другая существенная польза, которую реклама приносит получателю, состоит в том, что теперь скорее фирмы и бренды охотятся за потребителем, чем потребитель за ними. Только тогда, когда реклама рассматривается и понимается в таком контексте — как природный инстинкт или стиль поведения, принятый организмами (или брендами), чтобы "выбирать" и "распространяться" в условиях суровой конкурентной среды (или рынка), — мы можем понять ее подлинный смысл и уместность в любом обществе.
Если рассматривать рекламу вне ее коммерческого определения и считать ее естественной "инстинктивной" деятельностью человека (или организации), она начинает казаться нам большей необходимостью и меньшим злом. Она создает для человека более высокий уровень жизни, разжигая в нем желание совершать покупки, указывая ему цели в виде лучшего дома, одежды и еды для него и его семьи.

Реклама вредна только тогда, когда она рекламирует вредные вещи.
David Ogilvy


полистать - обсудить - оценить - заказать

До встречи, ждем ваших писем


А пока пишите
business@psycho.all.ru

Автор проекта Георгий Брегман
Главный редактор Андрей Камин
Лит. редактор Валентина Кизило
Выпускающий редактор Екатерина Демина
Менеджер по рекламе Елена Енина

Тираж 24 394 с приложениями - 72 854

Рекомендуемые рассылки

Мы решили порекомендовать несколько наиболее интересных рассылок для Вас. Если Вам нравится наша рассылка, разместите пожалуйста нашу ссылку: <a href="http://www.psyon.ru/">Журнал Бизнес и психология. Управление, отношения в коллективе, маркетинг, реклама и PR</a> .
Бизнес и Психология - Психология успеха, менеджмент, бизнес-консультирование, маркетинг, психология продаж, рекламы и Public Relations. Аудитория журнала Директора, руководители подразделений и отделов, менеджеры разного звена (60%), IT специалисты (25%) и др. (15%)
Бизнес и Психология Приложение: Новости"Психософта" - Новости каталога бесплатного психологического и околопсихологического программного обеспечения
Алгоритмы влияния или управляемое общение. Технология ведения переговоров. В рассылке рассказывается о конкретных методах, приемах и техниках влияния на собеседника, которые применяются во время проведения переговоров, а также в обыденной жизни.
Бизнес и Психология Приложение :СMC-лента новостей - На вашем мобильном устройстве (Телефоне, коммуникаторе,COMPAQ-iPaq, Palm или Psion)
Бизнес и Психология Приложение :WWW & Intellect - Развитие интеллекта, а также другие интересные темы на стыке Психологии и Интернета
Пусть нас услышат - Новости интегрированного образования методика "речевого слуха" Э. И. Леонгард и другие инновационные методики в образовании
Бизнес и Психология Приложение :Психология и бизнес - Состоит из материалов не вошедших в основной номер
Бизнес и Психология Приложение :Деловое НЛП - знакомит читателей с конкретными методами, приемами и техниками нейролингвистического програмирования в бизнесе.
Бизнес и Психология Приложение :Читай и действуй - Рассылка станет вашим виртуальным бизнес консультантом, с которым можно обсудить все проблемы вашего бизнеса.
Бизнес и Психология Приложение :Реклама и маркетинг - В рассылке публикуются новости, статьи, книги и обзоры на темы: маркетинг, реклама, маркетинговые исследования, PR.
Новости Нижегородского ресурсного центра - Зато дети у нас красивые:-)

Подпишитесь или подпишите Ваших знакомых

Информационная поддержка
Партнеры проекта:
Поиск на FindBook.ru Название

Автор

Издательство
Cюда стоит зайти Psychology Online Russia Портал Психология - Вся Россия
Центр Здесь и Теперь Психологический Центр "Здесь и Теперь"
Центр бизнес-технологий Катарсис


//

http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: business.school.psy
Отписаться

В избранное