Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Левитас: Больше денег от Вашего бизнеса" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Читайте в сегодняшнем номере:
Информационный Канал Subscribe.Ru |
Электронный
журнал Бизнес и Психология #
128 (28.02.05) |
Читай и действуй |
Дорогие Читатели!
|
Новости | ||||||
"Змея в костюме: когда психопат идет на работу" ведет к депрессии Так называется новая книга известного американского психолога Роберта Хэара, которая должна выйти в свет в конце этого года. Профессор выступил на днях с публичной лекцией в Белфасте на тему о том, как выявить опасных психопатов на рабочем месте. Хэар прославился тем, что в свое время разработал успешный тест для криминологов, при помощи которого они теперь могут распознавать в людях психопатов с опасными преступными наклонностями. Этот тест - PCL-R - недоступен в открытых публикациях; им могут пользоваться лишь профессиональные медики. Для того, чтобы вызвать серьезное подозрение, человеку необходимо набрать около 30 баллов из 40 возможных. Если такие индивидуумы как Ганнибал Лектер (герой известного фильма «Молчание ягнят») встречаются крайне редко, то более «цивилизованная» форма психопатии является широко распространенным явлением в современном мире. По оценкам Хэара, около 1% населения Северной Ам ерики - психопаты. ... полностью или обсудить |
||||||
Скажи мне, какое у тебя кресло, и я скажу, кто ты Во многих американских компаниях статус сотрудника определяет: оснащение его рабочего места. Дело иногда доходит до смешного: сотрудники, которым компания предоставляет кресла из натуральных материалов, становятся местными знаменитостями. Порой даже сложно сказать, что выглядит более нелепо: абсурдная политика компаний в области распределения офисной мебели или зависть сотрудников, возникающая при взгляде на рабочее место соседа ("Почему у него есть мягкие подушечки на подлокотниках кресла, а у меня таких нет?"). Компании же оправдывают свою политику желанием избежать конфликтов между людьми. "Многие притворятся и скажут: "Мне это не нужно". Но на самом деле они же первые надуются, если не получат эти предметы мебели", - говорит Майк Гилсон, менеджер по хозяйственной деятельности одной компании... полностью или обсудить |
||||||
Порочность человека разложили по полочкам Научный подход позволяет измерить степень любых явлений. Вслед за радугой ревности составлена шкала порочности. Если руководствоваться ею, получается, что порочность бывает 22-х степеней - цифрами, близкими к единице, характеризуются праведники, а на 22-й ступени шкалы располагаются самые отвратительные грешники. "Порочная" шкала понадобилась, прежде всего, для того, чтобы объяснить, почему некоторые люди совершают невообразимо жестокие преступления, находясь в здравом уме. Долгое время психиатры утверждали, что проявления немотивированной жестокости объясняются психическими расстройствами. Слово "порочность" было отнесено к околорелигиозным терминам и сброшено с корабля современной науки. Однако в последнее время ученым пришлось признать, что все не так просто - многие психопаты не склонны проявлять агрессию, когда как психически здоровые люди мучают и убивают просто потому, что решили, что это привносит разнообразие в их жизнь... полностью или обсудить |
||||||
Великобритания: курить разрешили только сумасшедшим Национальная служба здравоохранения Великобритании полностью запретила курение в медицинских учреждениях страны, сделав исключение только для психиатрических клиник. В таких больницах будут сохранены специальные места для курения, а некурящим пациентам предоставят возможность жить "без табачного дыма", - пояснили в Национальной службе здравоохранения. Вместе с тем, менеджер по стратегии NHS Джо Вебер заявил, что от полного запрета на курения в первую очередь пострадают тяжелые психиатрические пациенты, для которых больница практически стала домом: "По крайней мере, на время мы не должны полностью запрещать им курить в больницах, чтобы не повредить их здоровью. Однако в долгосрочной перспективе мы будем поддерживать тотальный запрет на курение в таких медучреждениях" ... полностью или обсудить |
||||||
США: "гонка за образованием" ведет к депрессии Хорошее образование - залог жизненного успеха. Именно под этим девизом живут в наше время американские дети и их родители. Чем старше становится ученик, тем больше времени у него уходит на обучение, подготовку домашних заданий и различные внеклассные занятия. Согласно обнародованным учеными университета штата Мичиган данным, ученики старших классов американских школ встают очень рано и ложатся спать около полуночи. В среднем они проводят около семи часов в школе, днем ходят на различные внеклассные занятия и подготовительные курсы, а также спортивные тренировки, а вечером около шести часов посвящают выполнению домашних заданий. Необычайная загруженность приводит к тому, что дети недосыпают в среднем на два часа, в результате чего становятся раздраженными, усталыми и беспокойными... полностью или обсудить |
Что наша жизнь - игра?!
Нет смысла спорить с классиком. Ведь и в самом деле - каждая ситуация, в которой мы участвуем это эпизод в глобальном мировом действе. Действе многомерном, - от локальных межличностных контактов до международных отношений. Действе интерактивном, - еще минуту назад ты был зрителем, а теперь уже вовсю участвуешь в происходящем. Действе синтетическом, - используются все жанры: от комедии до трагедии.
Впрочем, каждый старается выбрать более близкий и удобный для себя жанр, контекст и характер действий: кому-то приходится ломать комедию или вызывать слезы умиления, жалости, обходя конфликты и трудности. А другие, наоборот, все драматизируют, и сами стремятся к экстремальности, к борьбе, к преодолению этих самых трудностей. Каждому - свое…
Какая кому роль предназначена - известно, но не всегда устраивает. А кого не устраивает, тот либо ищет для себя другую роль, либо из актеров пытается переквалифицироваться в режиссеры, а еще лучше - в зрители. Как хорошо быть всего лишь зрителем и смотреть на происходящее со стороны! Но это невозможно, потому что зритель - это тоже роль…
Получается, деться нам некуда: хочешь, не хочешь, можешь, не можешь, - играй… А вот то, насколько успешно мы будем играть, а значит реагировать на устраивающие или не устраивающие обстоятельства, как правило, зависит от…
Здесь я, пожалуй, прерву свой зачин.
Почему я это сделал? Ну, конечно же, для создания интриги - ведь всякая недосказанность интригует, не так ли? Вы уж меня извините, но ответ вы сможете получить на моем тренинге…
А пока продолжим и поговорим про жизненные стратегии. При всей сложности наших действий, все они сводятся к тому, чтобы либо что-то получить от жизни, либо отстоять имеющееся, включая здоровье и собственно - жизнь. Когда мы чувствуем в себе силы, знаем КАК, и уверены в своей победе, мы вступаем в открытую борьбу с тем (или с теми), кто (или что) противоречит нашим интересам. Но как быть, когда уверенности в выигрышном для нас исходе поединка нет? Что же тогда - отступить, подчиниться, сдаться? И оправдаться
"силой сложившихся обстоятельств", желанием "быть выше этого", стремлением "поберечь нервы"? Ну, это кто как умеет, кто как вынужден и кому как нравится.
Каждый из нас в той или иной ситуации для достижения своих целей прибегает либо к прямым, либо к скрытым способам психологического воздействия или противодействия. Иногда мы действуем жестко и играем роль Диктатора, иногда мягко… Одним из эффективных способов "мягкого" достижения своих целей является манипуляция. С одной стороны это защита от самодурства и перегибов тех, кто выше и сильнее, дурного и подлого нрава тех, кто рядом. С другой стороны, никакое эффективное управление невозможно без использования
манипуляций. Как известно, сильное или продолжительное давление, в итоге приводит либо к поломке, либо к "сопротивлению материала".
Таким образом, - плохо это или хорошо, но в каждом из нас наличествует и Диктатор, и Манипулятор, впрочем, так же как и Жертва. Время от времени в силу обстоятельств или внутренних процессов та или иная часть активизируется и начинает действовать, противодействовать, а то и бездействовать, смиренно уступая свои позиции.
И поскольку в каждой ситуации мы стараемся разделить или разделиться на "чистых" и "нечистых", на "хороших" или "плохих", то, пожалуй, начнем с того, что поподробнее рассмотрим, что же собой представляют действующие лица ролевых игр.
Кто ты будешь такой?
Помните, как в детской считалочке мы назначали каждому его роль: царь, царевич, король, королевич, сапожник, портной… Конечно лучше быть первым, чем последним. Царю по определению проще воздействовать на портного. Поэтому его воздействие, как правило, - прямое, открытое. Но портной тоже человек, тоже личность. И чем больше он ощущает себя личностью, тем менее комфортно он будет чувствовать себя в ситуации одностороннего воздействия, в качестве Жертвы.
Очень много лиц и граждан
Брызжет по планете,
Каждый личность, но не каждый
Пользуется этим.
И. Губерман
Что делать портному, как ему перешагнуть социальные сценарные предписания, по которым он должен безучастно и покорно играть роль слуги, единственный интерес которого угодить хозяину? А если портной - человек гордый, талантливый и изобретательный, которого унижает зависимое и униженное положение?
Выход есть. Конечно же, портному приходится становиться Манипулятором. Помните сказку про голого короля? Это довольно показательный пример многоходовой и многоуровневой манипуляции. Одно из многих условий успешной манипуляции в том, что Манипулятор креативнее прямолинейного Диктатора, который из-за отсутствия гибкости и адаптивности проигрывает и, сам того не подозревая, перемещается в категорию Жертвы.
Почему?
Манипулятор готов встраиваться в навязываемую Диктатором роль, демонстрируя пристройку снизу. Но поскольку он тоньше чувствует психологические особенности Диктатора-Жертвы, хорошо ориентируется в системе ее (или его?) убеждений и ценностей, это позволяет, усыпив бдительность, в дальнейшем скрыто управлять ее/его мотивами и поведением. Манипуляторы, как правило, хорошо представляют, кто перед ними, их интересы, сильные и слабые стороны…
Что-то увлекся я темой манипуляций… А разговор то наш - про достижение целей… Так что с манипуляциями пока закончим, и обозначим другие темы, которые будут раскрыты на тренинге…
Понимаю, что не каждый читатель этой статьи сможет прийти ко мне на тренинг. Но знаю, что у вас имеются вопросы, связанные с тем КАК выявлять свои интересы, определять значимые ЦЕЛИ и находить средства и пути оптимального их достижения. Значит, вам нужен коучинг. Спешу объяснить, значение слова КОУЧИНГ, т.к. думаю, что пока еще немногие знают и понимают, что это такое.
Так вот коучинг (coaching) переводится как обучение, тренинг, наставничество, воодушевление. От многих других видов обучения коучинг отличается тем, что обучаемый вместо получения готовых решений, наставлений или советов учится действовать самостоятельно, выбирая наиболее эффективные пути и способы, а также брать на себя ответственность за результаты (или отсутствие оных!). Особенность коучинга еще и в том, что он фокусируется не на проблемах и ошибках прошлого, а на возможностях и желаниях будущего.
Один из основателей коучинга Джон Уитмор приводит следующую формулу, обобщающую процесс коучинга.
Коучинг основан на: |
|
Контексте |
Осознание и ответственность |
Мастерстве |
Эффективные вопросы |
Последовательности |
Расстановка целей Обследование ситуации Список возможностей То, что надо сделать |
Таким образом, последовательность коучинга отражается в модели РОСТ.
При выстраивании жизненной программы клиента и определении его целей я также нередко применяю одну из моделей нейро-лингвистического программирования - ТОТЕ (Test - Operation - Test - Exit), которая включает в себя:
- четко сформулированную цель;
- механизм обратной связи, который показывает нам, насколько далеко мы вышли за допустимые рамки (или, наоборот, не приблизились к их границам);
- средства последовательной корректировки курса, применяемые до тех пор, пока мы не получим то, что хотели.
- 1) иметь;
2) действовать;
3) знать;
4) принадлежать;
5) быть.
Мой клиент А. поставил себе цель стать депутатом Государственной Думы. Когда мы проанализировали его цели, то по степени приоритетности они были выстроены следующим образом:
1. Принадлежать. "Принадлежность к категории VIP. Признание моей успешности. Появится возможность заниматься публичной деятельностью. Внимание СМИ. Новые связи с влиятельными или известными людьми".
2. Быть. "Хочу ощущать себя государственным человеком, депутатом, за которым стоят избравшие меня люди. Хочу быть причастным к "властной кухне"".
3. Иметь. "Я хочу иметь депутатскую "корочку". Автомобиль с "флажком" на номере. Депутатская неприкосновенность. Новые возможности".
4. Действовать. "Хочу проверить себя во время избирательной кампании. Хочу реализовать свои идеи, касающиеся общественно-социальных преобразований. Хочу иметь возможность влиять на жизнь страны".
5. Знать. "Расширится мое знание о проблемах страны. Смогу получать информацию "из первых рук". Смогу непосредственно наблюдать процесс законотворчества. Узнаю себе цену".
Таким образом, была выявлена глубинная цель, связанная с тем, что А. чувствует по поводу происходящего, а также с теми удовольствиями и благами, которые он надеялся впоследствии получить. Как мы видим, приоритетность определялась внешними критериями оценки его желаемой деятельности.
Высокая потребность в аффилиации затрудняла эффективную реализацию поставленных задач даже на начальном этапе. Так занятая им оборонительная позиция и нерешительность влияла на стиль проведения избирательной кампании. Вместо агрессивности, необходимой в условиях жестких действий конкурентов, А. предпочитал действовать по принципу "ребята, давайте жить дружно". В команде был ряд специалистов, подобранных не по профессиональным признакам, а на основе личного расположения и приятельский отношений. Это довольно распространенная ситуация для психотипов с этической доминантой, которые убеждены, что успешность строится на хороших отношениях и благожелательном расположении к себе окружающих.
Известно, что глубинные убеждения в большой степени относятся к сфере подсознания и, соответственно, влияют на наше поведение. Ведь если мы убеждены, что трудная проблема имеет решение, это увеличивает вероятность того, что решение будет найдено. И, наоборот, настрой на неуспешность деморализует и приводит к неудаче. Поэтому убеждения должны быть позитивными, побуждать к действию и способствовать достижению целей.
Поскольку я обнаружил у А. как эффективные, так и неэффективные убеждения, было решено выявить и откорректировать условно негативные убеждения, мешающие его успешному продвижению. Такой процесс требует комплексного подхода. Меняя убеждения, нужно изменить всю структуру сознания со всем набором правил, оценок, алгоритмов поведения и реагирования. Для того чтобы определить необходимость этих изменений требуется сделать следующее:
- Максимально конкретно ранжировать убеждения;
- Определить, насколько способствуют они достижению избранной цели;
- Проследить причинно-следственную связь между данными убеждениями и правилами поведения, основанными на них;
- Обнаружив негативные или малоэффективные последствия от реализации тех или иных убеждений, заменить их на более приемлемые, соответствующие поставленным целям.
А потому что именно тогда, в процессе коррекции убеждений А. я обнаружил, что как только мы переводили ситуации клиента на метафорический уровень и спонтанно прорабатывали их динамику, убеждения изменялись сами собой - легко и с огоньком. В результате проведенной работы клиент А., конечно же, достиг желаемых изменений, а я воочию удостоверился в преимуществах креативной коррекции убеждений. Потом со временем я добавил ролевую составляющую, и появилась авторская модель креативно-ролевой коррекции (КРК).
И если после внимательного прочтения этой статьи вы захотите узнать подробности, сообщаю: вы сможете познакомиться с алгоритмом и структурной систематизацией модели КРК, на тренинге или в моей новой книге "Технологии достижения целей: PR пособие в стиле коучинг".
почитать
-
обсудить
- оценить
- заказать
Эта книга в Рейтинге TOP20 за месяц с 28.01.2005 по 27.02.2005 занимает второе место. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Н. Дорощук
|
Пожалуйста, пишите нам о предстоящих наиболее интересных событиях, и они окажутся здесь. Наш e-mail - business@psycho.all.ru |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/ |
Подписан адрес: Код этой рассылки: business.school.psy |
Отписаться |
В избранное | ||