Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Бизнес и психология

  Все выпуски  

Дорогие читатели!


Информационный Канал Subscribe.Ru


Электронный журнал Бизнес и Психология # 88 (20.01.03)
РА InterSolar. Эффективный PR и реклама в Интернете
Читай и действуй
РА InterSolar. Эффективный PR и реклама в Интернете

Дорогие читатели!

Я решил продолжить просветительскую компанию, посвященную работе нашего журнала. К разочарованию многочисленных фанов, в этом номере опять не будет статьи от Андрея Серова. Для тех кто так и не понял прошлого номера, мы решил предложить более простые и в то же время серьезные материалы от Вита Ценева и Галины Сатран. Итак в разделе Реклама и PR серьезный материал, без картинок :-) и со списком правил для составления правильной рекламы. Он так и называется - Психи с технологией в рекламе .
В разделе "Бизнес-консультирование", где Вы можете прочитать новую статью "Тренинги на предприятии. Что это такое?" и, конечно, не забывайте раздел "События, тренинги, конференции ".

Редакция

P.S. Как обычно ждем Ваших отзывов и комментариев - business@psycho.all.ru

Новости
Психиатр с Уолл-стрит

Самую популярную в Америке книгу о том, как надо торговать на бирже, написал врач, сбежавший из СССР. Советский перебежчик доктор Александр Элдер - настоящая легенда. Он сумел разобраться в психологических тонкостях работы фондовой биржи и теперь учит капиталистов действовать более эффективно. Психиатр дает своим читателям не только медицинские, но и финансовые рекомендации. Как распорядиться деньгами? Если вы ставите в игру 25% своего счета - крах обеспечен. Рискуете десятой долей - долго не протянете. Золотое правило: не ставь на одну сделку более 2% капитала - это не так рискованно, хотя и не принесет молниеносного выигрыша. Тише едешь - богаче будешь. Зарабатывай по 25% в год - и ты король Уолл-стрит. Биржевик, удваивающий свой счет за год, - большая редкость, вроде суперзвезды спорта или экрана. ... полностью или обсудить

Интернет-издания не заслуживают доверия?

Недавно международная организация потребителей Consumer International провела масштабное исследование, в ходе которого были получены довольно любопытные данные, касающиеся качества информации, публикуемой различными интернет-медиа. Как оказалось, наименьшего доверия среди всех информационных сайтов заслуживают ресурсы, посвященные финансам и здравоохранению. 49% сайтов, освещающих данные темы грешат весьма серьезными ошибками и неточностями, а 60% сайтов, публикуя информацию, «забывают» указать ее источник, в том случае, если им являлись владельцы или рекламодатели сайта и 55% ресурсов не указывают дату последнего обновления данных на сайте. .. полностью или обсудить

партнерская программа «Бегун» будет готовить себе специалистов

15 января 2003 года ИГИСП (Институт групповой и семейной психологии и психотерапии) совместно с компанией «Бегун» объявил об открытии «Центра Деловых Коммуникаций», главная задача которого — подготовка специалистов по деловому общению с последующим трудоустройством. Курс обучения сочетает в себе теоретические и практические занятия по организации эффективных переговоров. «В какой-то момент наша компания осознала, что для дальнейшего увеличения качества сервиса необходимы профессионалы, обладающие четкими теоретическими знаниями и практическим опытом в области работы с клиентами. Поэтому партнерство с „Центром Деловых Коммуникаций“ стало логичным шагом в кадровой политике компании», — говорит Андрей Андреев, директор по маркетингу компании «Бегун». ... полностью или обсудить

Эта книга вполне может заменить, отпускнику сборник кроссвордов... Новогодние продажи – меньше рекламы, больше доходов

Столичные торговые сети учли ошибки прошлого, когда агрессивная реклама различных товаров вместо того, чтобы увеличивать продажи, только отпугивала клиентов. Теперь, следуя западному опыту, торговцы просто призывают людей тратить больше денег перед новогодними праздниками и покупать близким подарки. Новая стратегия уже приносит плоды: согласно оценкам опрошенных РБК участников рынка и аналитиков, в этом декабре торговые сети сделают оборот за 2-2,5 месяца. Это уже близко к западным показателям, где на рождественские продажи приходится 25-35% годового оборота. В этом году, по оценке ИК UFG, декабрь принесет столичной рознице 600 млн долларов дохода. По собственным оценкам торговых сетей и магазинов бытовой техники, на декабрь приходится до 15-25% их годовых продаж. ...полностью или обсудить

Носитель: DVD. Код региона: 5
Copyright: Warner Brosers
Язык: Английский
Субтитры: Русский
Продолжительность записи: 147 мин.
Формат звука: Dolby Digital Mono  Цена: 662 р. Цена со всеми налогами!
Срок отправки 5 дней
КОЛЛЕКЦИЯ СТЭНЛИ КУБРИКА ДЕТИ НЕ ПОНИМАЮТ САРКАЗМА

Родители, которые при воспитании детей пытаются быть остроумными и используют язвительные шутки, поступают неправильно. Как установили канадские психологи, дети не понимают сарказма, как минимум, до 10 лет и вовсе не считают саркастические высказывания смешными. ... полностью или обсудить

Реклама и PR

Автор этого материала - Вит Ценёв, по образованию психолог. Сфера его интересов: "Это психология в самом широком смысле этого слова, – но такая, которая способна сделать сложное простым, и непонятное – очевидным. Любую иную психологию, которая все только запутывает и усложняет, я не признаю и отрицаю"
Публикуемую статью, как и другие статьи этого автора, вы можете прочитать на сайте Psyberia.ru в разделе P'artизанская правда //

Психи с технологией в рекламе


Несколько лет назад папа НЛП Джон Гриндер утверждал, что использование классического НЛП в рекламе невозможно, так как НЛП в своей сути основано на феномене обратной связи. Именно это я подразумевал, когда спрашивал у вас в одном из прошлых материалов: а можно ли загипнотизировать человека по пейджеру? Нет, это невозможно, потому что для гипноза вам понадобится обратная связь, то есть наличие реакций клиента на влияние ваших установок. Если вы не знаете, как реагирует клиент на ваше влияние, то откуда вам известно, что вы вообще на него влияете?
Все дело в том, что в любом воздействии, которое подразумевает жесткую обратную связь, ваш второй шаг зависит от того, какую реакцию выдал клиент на ваш первый шаг. Если вы этого не знаете, то ваше действие основано исключительно на веровании, что тот или иной рекламный ход, или гипнотический трюизм, или фоносемантическая вылизанность текста – они должны сработать, они обязательно сработают. И в то время, пока некоторые ретивцы убеждают нас в том, что реклама зомбирует и гипнотизирует, в самом настоящем гипнозе находятся или ее производители, или же ее заказчики.
Ну, скажите, разве не под гипнозом тот, кто начинает верить, будто какая-то буквочка или штрих в рекламном ролике или макете рекламного сообщения, который и не разглядишь, если лупой не вооружишься или микроскопом, вдруг окажет какое-то сильное закадровое или подпороговое влияние?! 25 кадр, технологии полутеней, аудиальные субсенсорные вставки, подпороговые стимулы, и много других красивых слов, которые вводят клиента в уверенное состояние гипноза. И сидит он, заметьте, по эту, а не по ту сторону экрана!
В книжках, конечно, говорят обратное. В одном примере выложили из кубиков льда слово секс, в другом – чуть ли не фаллическую символику из помидоров и огурцов. Эффектно и наглядно. Правда, ни слова о том, насколько это эффективно, но разве это так важно? Для рекламы это, похоже, не имеет никакого значения: главное, чтобы из колбасы у зрителя невольно и подсознательно половой член вышел, и он тут же отправится на охоту за этой колбасой.
Я думаю, что все это ерунда. И чем сильнее в рекламе акцент сделан на бессознательном аспекте влияния, тем хуже реклама. Людей же, по теории которых вся концепция рекламы строится на подпороговом влиянии, нужно держать подальше от рекламного бюджета.

Правило первое:
хорошая реклама строится на осмысленном обращении к потребителю.
В качестве довода могу привести в пример понимание языка телодвижений. Попробуйте на переговорах общаться без слов или бессодержательно, но при этом грамотно владеть и демонстрировать всю батарею самых оптимистичных и располагающих жестов и поз. Не надо иметь семь пядей в заду, чтобы понять, что это провальный вариант. Хорошие позы, правильная речь и располагающие жесты дополняют переговоры (дополняют рекламу), а не являются их основой.

Правило второе:
любые подпороговые и бессознательные влияния дополняют рекламу, но не являются ее основой.
В идеале любая рекламная конструкция должна разрабатываться без учета подсознания (а проблема современного понимания в том, что она делается без учета сознания), и лишь потом ее следует дополнить подпороговым содержанием – 25 кадром (ой, простите, это вроде бы запрещено, да?), неявными инструкциями, косвенными сообщениями, якорями и многими другими приемами из арсенала современных психотехнологий.
У создателя рекламы или у покупателя креатива могут возникнуть на этот счет целых два вопроса. Первый из них такой: для каких товаров подпороговое воздействие и всякие там 25-ые кадры будут более эффективны, и для каких – менее. Кого лучше глушить этими таинственными субсенсорными вставками: потенциальных покупателей хрусталя, носков или средства от тараканов? И второй вопрос: а какие подсознательные технологии лучше всего использовать в рекламе, а то их в последнее время так много развелось, не знаешь, на чем и остановиться.
Правило третье:

интенсивность любого подпорогового влияния соотносится со шкалой, на одном полюсе которой стоят импульсивные покупки, а на другой – осмысленные.
Я не знаю, существуют ли подобные шкалы, но если их нет, то тогда их нужно придумать. И чем выше индекс импульсивности товара, тем больше вольностей можно допускать в подсознательном влиянии на потребителя. И, напротив, чем выше индекс осмысленности покупки (машину или холодильник очень сложно купить импульсивно – кстати, я уверен, что в этом месте кому-то из вас обязательно захочется заметить, что это сделать очень даже легко), тем бестолковее будет использование подпороговых трюков.

Правило четвертое:
использование любых психотехнологий основывается на уже имеющемся фактическом рекламном материале, который обращен к потребителю.
Что это значит? А значит это, что сначала вы покупаете кожаный плащ, и лишь потом к нему подбираете перчатки по цвету. У нас же часто поступают наоборот: сначала купят перчатки, а потом начинают искать к нему плащ. Слушайте, чуваки, а я вот прочитал, что зеленые буквы психологически более выгодны, чем коричневые – вот и давайте напишем текст огромными зелеными буквами. Это будет круто. И пишут. И кто-то им деньги за это платит. Что, впрочем, неудивительно для состояния психотехнологического гипноза.
Я думаю, вполне очевидно, что из двух рекламодателей всегда эффективнее будет тот, кто показывает фигу на вытянутой руке, а не в кармане. На первую можно отреагировать, или маслом намазать, она, в конце концов, запомнится, но как запомнить то, что находится вне поля зрения и восприятия?
Правило пятое:

реклама товара (брэнда) может усиливать свою подпороговую компоненту лишь по мере узнаваемости этого товара на рынке.
И даже если 25-кадр действительно работает – выбрасывая на рынок пиво «Козюльское» или еще какое-нибудь, вы хоть тысячу раз наполните всю телерекламу 25-ым кадром про это самое «Козюльское», – всё равно все будут пить «Балтику» или «Клинское».
Так как психологи достигли наивысших результатов в плане исследований разнообразных влияний и воздействий одного субъекта на другого, то многие всерьез начинают думать, будто наикрутейшую рекламу смогут создать именно психологи. Это – не просто миф, но и опасное заблуждение (перечитайте правила с первого по пятое). Психолога не нужно подпускать к рекламе, его задача совсем иная – дать психологическую оценку рекламному тексту, сообщению, ролику. Функция психолога в рекламе – экспертная.

Правило шестое:
не подпускайте психолога к созданию вашей рекламы – он не знает ваш бизнес, и поэтому впендюрит везде зеленые буквы, архетипы, иерархию потребностей по Абрахаму Маслоу. Задача психолога – экспертиза вашей рекламы и устранение ошибок психологического толка.
И я искренне надеюсь, что использование этих простых правил поможет вам избавиться от кое-каких заблуждений, которые стоят иногда очень больших денег, и начать делать еще более эффективную рекламу, столь необходимую сегодня в острейшей конкурентной борьбе.

Вит Ценёв, psyberia.ru

События, Тренинги и Конференции

Здесь вы найдете анонсы событий, которые гарантируют вам успех в вашем деле. Пожалуйста, пишите нам о предстоящих наиболее интересных событиях, и они окажутся здесь. Наш e-mail - business@psycho.all.ru

40 упражнений тренинга НЛП
Тренинг "ОПТИМИЗАЦИЯ ОПЕРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ"

Основная цель тренинга - научить менеджеров, управленцев, бизнес-консультантов балансировать методы оперативного управления с бизнес-стратегией предприятия. В ходе тренинга участники приобретут новые инструменты для оперативного управления текущими бизнес-процессами (РСС-метод и др); научатся принимать оптимально верные решения в условиях неопределенности и дефицита времени.

г. Москва, Коломенский проезд, д.1а, Государственная академия инноваций, офис 302 Центр практической психологии "Катарсис"

E-mail:
catharsis@gain.ru

Телефон для справок:

 (095)115-97-51, 115-97-61
(схема проезда)
1 - 2 февраля

Ведущий: Марина Панфилова - практикующий психолог, Ведущая тренинга - Людмила Николаевна Гулина, тренер УЦПП "Катарсис", консультант по управлению, бизнес-тренер. Член Ассоциации Консультантов по управлению и развитию организации. Тренер НЛП международной квалификации. Специалист по разработке и внедрению кадровой политики, автор публикаций по управлению человеческими ресурсами.

Время обучения: с 10.00 до 17.00.  

“ Living in the Moment”

A seminar for an experiential journey into the nature of being human:
Learn a method for life transformation that works every time.
Learn how being in the past and the future robs you of the present.
Be a more dynamic person by knowing that all energy exists in the now.

417 Balboa/5th Ave, San Francisco, CA,
Gestalt Institute of San Francisco
тел (1.415) 379.9848,
E-mail:staff@gestaltinstitute.com
Feb. 2 & 16, Mar. 2 & 16
7:00 - 9:30 PM - FREE


Ведущий Join Gestalt Institute Director, Morgan Goodlander.
Register by email or call 415.379.9848

“PR технологии маленьких и Больших людей”

в программе:
"Черный", "серый" и "белый" PR.
Приемы воздействия и противодействия манипуляциям.
Интрига в деловом и личном общении.
Определение востребованных архетипов и конструирование имиджа.
Построение индивидуальных и корпоративных стратегий продвижения и позиционирования в бизнесе и политике.

г. Москва,
Центр психо-имиджевых технологий
тел (095) 945-9048,
E-mail:akcenter@akcenter.ru
25, 26 января
состоятся авторские тренинги-семинары


Ведущий директор Центра психо-имиджевых технологий Александр Кичаев.
Количество участников ограничено! Предварительная регистрация по тел.
Возможно проведение индивидуальных и корпоративных тренингов
Бизнес-консультирование
Автор этого материала, Галина Сартан - кандидат психологических наук, директор Учебного Центра "Катарсис", зав. кафедрой практической психологии и менеджмента Государственной академии инноваций (ГАИ). Работает в техниках нейролингвистического программирования и эриксоновского гипноза, экзистенциальной психологии. Автор более 50 научных статей и монографий. Имеет опыт бизнес-консультирования, сопровождения избирательных кампаний.

Тренинги на предприятии. Что это такое?


Чем отличается тренинговая форма обучения от других?

Издавна считалось, что воздействие на группу людей более эффективно, нежели работа с отдельно взятыми людьми. Почему это так? Воздействуя на группу, мы экономим время, так как работаем сразу с несколькими членами группы, а не с одним человеком. Известен групповой (стадный) эффект, когда человек в группе более внушаем, нежели вне ее, поэтому достигать поставленных целей в группе легче. В группе происходит взаимное обучение ее членов. Они могут обмениваться личным опытом, пробовать новые приемы друг на друге. Поэтому, в основном, обучение принято групповое.
Известно, что приемы обучения могут быть разными - лекционное, семинарское, моделирование, и, наконец, тренинговое. Чем же тренинги отличаются от других форм обучения?
С помощью тренинга мы развиваем способности человека к обучению или овладению любыми сложными видами деятельности, связанными с общением. Если мы обратим внимание на темы наиболее распространенных тренингов в бизнесе, то все они будут связаны с общением. Это тренинги продаж, переговоров, развития лидерских качеств и т.п.
История возникновения тренинговых групп.
Первыми социологами, обратившими внимание на особенности работы людей в группе были Э. Дюркгейм и Г.Зиммель. В 1950 году в Америке была создана Национальная Лаборатория Тренинга, изучающая различные формы и методы групповой работы. Большинство школ тренингов возникло на базе психологических направлений, таких как психоанализ, бихевиоризм, гештальт-психология, гуманистическая психология, нейролингвистические технологии. Зачастую тренинги включают в себя причудливое сочетание этих направлений. Но не бывает тренингов, просто обучающих чему-либо и не имеющих в своей основе психологическую школу или школы - это говорит лишь о том, что ведущие подобных тренингов подразумевают под названием "тренинг" что-либо другое.
Слово "тренинг" возникло в клинической психологии и применялось к работе с психическими больными. Затем эти приемы стали применять и к здоровым людям. Такие тренинги называли "социально-психологическими". Поэтому современное применение тренинговых форм включает в себя элементы психокоррекции и психотерапии.
Различные формы ведения тренингов.

Зачастую можно встретить профанацию методик проведения тренингов, что обычно проявляется у "натасканных псевдо - тренеров". Такие тренеры, как правило, имеют громко звучащие дипломы зарубежных заведений, но не имеют базового психологического образования. Они знают, какие упражнения и в какой последовательности необходимо выполнять с группой, их тренинги расписаны по минутам. Руководителю зачастую нравится подобная точность и технологичность. Но при этом не учитывается специфика предприятия, тренеры не знают особенностей работы с группой, не могут справиться с непредвиденными ситуациями, не знают, как соотнести поведение обучающихся на тренинге с их работой и жизнью. В итоге "блестяще" проведенные тренинги ничего не дают сотрудникам предприятия, кроме затраченного времени и неадекватного представления о тренинговых формах работы.
Менеджер по кадрам одного из предприятий, директор которого провел подобный тренинг, рассказывала об этом так: "Было обидно чувствовать себя не нужной. Тренеры со мной предварительно не поговорили, не узнали особенностей нашего предприятия, не соотнесли цели своих тренингов с нашими целями. В итоге мои подчиненные так и не поняли, зачем им нужны были эти занятия". Осталось только ощущение, что все было четко расписано по времени и вызубрен преподаваемый материал".
На рынке тренинговых продаж начало развиваться такое мнение, что психологи для предприятий не нужны. Нужны менеджеры по кадрам, тренинг-менеджеры и т.п. При этом не учитывается, что все эти специальности связаны с работой с людьми, подразумевают хорошее знание психологии. Конечно, психолог, знающий только психологию и помешанный на психотерапии не очень-то вписывается в работу бизнес-предприятий. Но, с другой стороны, "натасканный" на нескольких тестах и техниках менеджер не сможет влиять на межличностные механизмы предприятия. Оптимальный вариант - это тренер имеющий психологическое образование и образование в области менеджмента, который разбирается в механизмах работы бизнес-предприятий.
Особенности тренинговой работы.

Что должно присутствовать, когда мы приступаем к тренингу? Необходимо выяснить цели руководителя предприятия заказывающего тренинг и его представление о том, как будет выглядеть конечный продукт. Изменение поведения сотрудников, уменьшение конфликтных ситуаций, повышение продаж за счет новых форм общения с покупателями и представления товара - все это можно назвать продуктом, полученным в результате проведения тренинга.
Например, руководитель предприятия по оптовой продаже во время предварительного собеседования о целях тренинга продаж задал такие вопросы: "Будете ли Вы проводить предварительную встречу с нашими менеджерами? Будет ли учитываться специфика нашего продукта при обучении?" Когда он получил положительные ответы, то сказал следующее: "Если бы вы сказали, что все это вам не нужно, я бы с вами не сотрудничал". И он был полностью прав. Только такая глубокая работа, учитывающая специфику предприятия, настрой сотрудников, их запросы, мотивацию, может принести эффект и решить задачи тренинговой подготовки сотрудников.
Тренинги могут быть различными по форме их проведения. Это может быть тренинг-дрессировка. Тренер с помощью жестоких манипулятивных приемов и положительного подкрепления формирует нужные варианты поведения, а при помощи отрицательного подкрепления "стирает" вредные и ненужные по его мнению. С нашей точки зрения такая форма ведения тренингов дает быстрые результаты, которые также быстро и исчезают. Участники подобных тренингов, принимая философию избавления от ненужного в себе, в конечном счете, теряют самих себя, перестают доверять себе. У них появляется сверхконтроль своего поведения, что влечет за собой излишнюю скованность и развитие стресса. Варианты их поведения ограничиваются, присутствует страх неправильного поведения.
Другая форма тренинга как тренировки подразумевает натаскивание на формирование и отработку умений и навыков эффективного поведения. При такой форме работы участники получают ответы на то, как действовать в стандартно повторяющихся ситуациях, отрабатывают до автоматизма нужные формы поведения. Но в жизни ситуаций всегда больше, нежели мы предполагаем. При такой форме обучения участники тренинга будут не готовы к нестандартным ситуация, потому что на тренинге "их не проходили".
Следующая форма тренинга - активное обучение. На таком тренинге прежде всего даются базовые психологические знания и на их основе отрабатываются необходимые умения и навыки. Эта форма более результативна. Но здесь многое зависит от тренера. Психологические знания должны быть адаптированы к специфике работы участников тренинга и помогать в их практической деятельности. Психологическое просвещение, мало связанное с запросом руководства предприятия ведет к выработке мнения, что психологи на предприятии не нужны и психологические знания в работе не помогают.
Более результативным является тренинг как метод создания условий для самораскрытия участников. В этом случае сотрудники учатся самостоятельно искать способы решения собственных проблем и расширяют варианты своего поведения. Задача тренера - дать необходимые психологические знания для более успешного поиска, а также раскрыть те ресурсы участников тренинга, которые они еще не используют в своей работе.
Итак, мы расположили перечисление вариантов тренингов по степени уменьшения уровня манипулирования тренером и возрастания ответственности за происходящее на тренинге участниками.
"Дрессировщик" полностью берет ответственность на себя за изменения, происходящие в участниках, и абсолютно не интересуется уровнем осознанности групповых и внутриличностных процессов. Таким образом, и у участников формируется безответственное отношение к тому, что происходит на их предприятии.
Истинный тренер разделяет с участниками ответственность, вырабатывает у них понимание, что то, что происходит на тренинге, на их предприятии, зависит и от них, а не только от тренера или от руководства.
Из приведенных форм тренинга видно, насколько важна личность ведущего и те принципы, которых он придерживается во время обучения.
Менее важны варианты заданий и упражнений, так как одни и те же упражнения можно употреблять с разными задачами и целями.
Так как группа отражает общество в миниатюре, делает очевидными скрытые факторы, возникающие на предприятии, то во время тренинга происходит моделирование систем взаимоотношений, характерных для реальной жизни участников. Опытный тренер пользуется этим и дает возможность увидеть и проанализировать в созданных им условиях психологической безопасности те закономерности, которые свойственны данному предприятию.
В группе сотрудник может обучаться новым умениям, экспериментировать с различными стилями отношений. Подобное экспериментирование в реальной жизни всегда связано с риском непонимания, неприятия и даже наказания. Таким образом, тренинговая группа выступает в качестве своеобразного "психологического полигона", где можно попробовать вести себя иначе, "примерить" новые модели поведения, научиться по-новому относиться к себе и к людям. Заметим главное - все это должно происходить в атмосфере принятия и поддержки.
Квалификация тренера необходима и для того, чтобы руководить напряжением в группе. Это необходимый фактор работы любой группы, который, при верном его использовании, помогает прояснить психологические проблемы участников, глубже понять мотивы поведения других людей. Нужно сказать, что обучение, связанное с решением конфликтных ситуаций, невозможно без этого этапа работы группы. Если вашим сотрудникам только рассказали о конфликтах и путях выхода из них, но они сами не прочувствовали эти состояния и способы их разрешения, то такое обучение неэффективно и ничего не даст вашему предприятию.
Правила тренинговых групп.

Ведущий тренинга должен знать правила групп и передавать их участникам. Зачастую механических перенос в тренинговую группу норм, принятых в жизни, является непродуктивным и вредным. Так же, как и попытки участников тренинга перенести в реальную жизнь те правила и нормы, которые были установлены в группе. Это необходимо понимать тренеру и передавать участникам.
Каковы же наиболее распространенные правила тренинговых групп?
Правило "здесь и теперь".

Важно, чтобы разбирались процессы, мысли и чувства, возникающие в группе в данный момент. Таким образом, участников приучают сосредотачивать внимание на себе и на происходящем вокруг них в настоящее время. То, как проявляет себя человек "здесь и сейчас" показывает, как он ведет себя "по жизни". И на это стоит обращать внимание участников тренинга.
Правило искренности и открытости.

Необходимо добиваться того, чтобы члены группы не лицемерили и не лгали. Признак сильной и здоровой личности - это определенная открытость окружающим своих чувств по поводу происходящего. Это основа эффективного межличностного взаимодействия. Естественно, в начале работы группы, этого добиться невозможно. Не всегда нужно добиваться полного самораскрытия в группе сотрудников предприятия, которым предстоит продолжать работать вместе. Но каждый участник группы должен чувствовать себя защищенным и иметь право раскрыться в той мере, в какой он считает нужным для данного момента.
Правило "Я".

В группе запрещается использовать рассуждения типа: "У всех такое мнение…", "Мы считаем…" и т.п. Эти высказывания перекладывают ответственность за чувства и мысли конкретного человека на несуществующее "мы". Все высказывания должны строиться с использованием "я". Тем самым, мы учим человека брать ответственность на себя и принимать себя таким, каков он есть.
Правило активности.

В группе не должно быть пассивных наблюдателей. Упражнения включают всех участников в их отработку. Если участники группы отказываются принимать участие в отработке навыков и форм поведения, но стоит уделить внимание обсуждению их мотивации целей присутствия на тренинге.
Правило конфиденциальности.

Все, что говорится в группе относительно участников, должно оставаться внутри группы. Это естественное этическое требование, которое является условием создания атмосферы психологической безопасности и самораскрытия. Но конкретные приемы, знания, техники могут и должны использоваться вне группы в профессиональной деятельности, в повседневной жизни.
Методы, используемые в тренингах.

Выделяют базовые методы, которые используют в любых трениговых группах. Это групповые дискуссии, игровые методы, моделирование ситуаций, техники развития сенсорной чувствительности и медитативные техники. В зависимости от целей тренинг включает в себя эти методы в разных пропорциях и соотношениях.
Групповая дискуссия - это совместное обсуждение спорных вопросов, позиций и стратегий поведения участников. Этот метод дает участникам возможность увидеть проблему с разных сторон, пережить различные ситуации общения внутри группы, самостоятельно ответить на поставленные ими вопросы, придти к какому-либо решению. Тренер может управлять дискуссией с помощью поставленных вопросов или тем для обсуждения. Дискуссия может и не управляться, тогда темы выбирают сами участники.
В одной организации была поставлена цель тренинга - формирование команды. Тренинг начался с дискуссии его участников о том, что они понимают под командой и по каким критериям будут определять момент формирования у них команды. Во время дискуссии всплыло различное отношение сотрудников к самому факту формирования команды на предприятии. Выделилась группа, которая считала, что эффективнее работать индивидуально. Таким образом, дискуссия стала своеобразным диагностическим инструментом, а также дала возможность тренерам более точно поставить цели тренинга, как перед участниками тренинга, так и перед руководством.
Игровые методы включают в себя ситуационно-ролевые, дидактические, творческие, организацонно-деятельные, имитационные, деловые игры. Использование игровых методов в тренингах чрезвычайно продуктивно. На стадии знакомства с группой игры нужны для преодоления скованности и напряженности, снятия "психологической защиты". Игры применяют и для диагностики трудностей в общении и психологических проблем участников тренинга. В игре происходит обучение новым навыкам, тренируются необходимые профессиональные учения. Происходит самораскрытие участников, повышается их творческий потенциал.
В организации проводилась игра "Молекулы", во время которой участники должны были по команде ведущего объединяться в группы по два, три и далее человека. Во время этой игры при команде "восемь" участники одной группы стали перетаскивать к себе членов из других групп насильно, те сопротивлялись, объединение переросло в небольшую патасовку. Во время обсуждения своего поведения в игре участники отметили, что пытались насильно перетаскивать новых членов их организации, не считаясь с их желанием. Они обнаружили, что подобное поведение свойственно их организации. Новый сотрудник подвергается необоснованно большему давлению, нежели сотрудник со стажем.
Моделирование ситуаций. Часто во время тренинга необходимо понять, как сотрудник ведет себя в рабочей ситуации, какими шаблонами поведения пользуется. Тогда предлагается разыграть наиболее привычную ситуацию, например, продавцов просят продать что-либо одному из наиболее встречающихся типов покупателей. При этом поведение покупателя воспроизводит другой продавец. Такое моделирование дает возможность участнику тренинга увидеть свои выигрышные и проигрышные шаблоны поведения, а наблюдающих приучает анализировать рабочие ситуации.
В магазине при моделировании процесса продаж после просмотра отснятого материала был проведен анализ работы одного из продавцов. Ранее продавец считал, что тренинг ему не нужен, что он сам может научить продавать любого. Группа под руководством тренера обсудила этапы продажи. При этом выяснилось, что продавец успешно продает только тем покупателям, которые по типу поведения похожи на него. Другие покупатели воспринимаются им как неудобные и бесперспективные. Таким образом за день он теряет большой процент покупателей, которые готовы были купить, но не нашли общего языка с продавцом.
Техники развития сенсорной чувствительности - с помощью них участники развивают у себя умение воспринимать, понимать и оценивать других людей, самих себя, свою группу. С помощью специальных упражнений сотрудники получают вербальную и невербальную информацию о том, как их воспринимают другие люди, насколько точно их собственное самовосприятие, насколько влияет внешнее мнение на их поведение.
Медитативные техники используют для снятия излишнего напряжения у участников группы, развития у них дополнительных ресурсов. Подобного рода техники тренер может проводить с участниками группы, одновременно обучая их различным приемам самостоятельной медитации. Работа с коррекцией своего эмоционального и физического состояния - важная часть тренинга. Она повышает устойчивость сотрудников предприятия к стрессовым ситуациям, делает их поведение более гибким, уменьшает степень страха перед неопределенными или незнакомыми ситуациями.
Наиболее распространенный запрос менеджеров и руководителей предприятий - это изнурительные внутренние монологи по поводу ситуаций на работе после рабочего дня. Они не могут расслабиться даже на отдыхе, в голове постоянно вертятся мысли относительно проблем на работе. В таких случаях хорошо помогают медитативные техники "остановки внутреннего монолога", которым обучают на тренинге.
Итак, небольшой экскурс в мир тренингов закончен. Более подробно и широко можно описывать каждый из представленных здесь вопросов. Но даже это краткое описание может быть полезно для руководителей, решивших повысить уровень профессионализма своих работников. С помощью данных рекомендаций они смогут составить для себя критерии, по которым будут отбирать тренинговую фирму и тренера для работы со своими сотрудниками.

Галина САРТАН - канд. психол. наук, директор УЦПП "Катарсис",

Рекомендуемые рассылки

Мы решили порекомендовать несколько наиболее интересных рассылок для Вас. Нам также интересно, какие рассылки Вы можете порекомендовать нам вставить в этот раздел. Пишите: - business@psycho.all.ru
Алгоритмы влияния или управляемое общение. Технология ведения переговоров. В рассылке рассказывается о конкретных методах, приемах и техниках влияния на собеседника, которые применяются во время проведения переговоров, а также в обыденной жизни.
Налоговое, управленческое и финансовое консультирование - Она посвящена ряду сложных вопросов, которые возникают при осуществлении предпринимательской деятельности, в том числе защите интересов налогоплательщиков, попавших в сложную ситуацию.
Бизнес и Психология Приложение :СMC-лента новостей - На вашем мобильном устройстве (Телефоне, коммуникаторе,COMPAQ-iPaq, Palm или Psion)
Бизнес и Психология Приложение :WWW & Intellect - Развитие интеллекта, а также другие интересные темы на стыке Психологии и Интернета
Бизнес и Психология Приложение: Новости"Психософта" - Новости каталога бесплатного психологического и околопсихологического программного обеспечения
Бизнес и Психология Приложение :Психология и бизнес - Состоит из материалов не вошедших в основной номер
Бизнес и Психология Приложение :Деловое НЛП - знакомит читателей с конкретными методами, приемами и техниками нейролингвистического програмирования в бизнесе.
Бизнес и Психология Приложение :Читай и действуй - Рассылка станет вашим виртуальным бизнес консультантом, с которым можно обсудить все проблемы вашего бизнеса.
Бизнес и Психология Приложение :PR? Проще не бывает! -Наша рассылка - для специалистов по PR и рекламе, но, в первую очередь, для их клиентов, особенно для таких, которые очень недовольны (!) работой этих специалистов.
Новости Нижегородского ресурсного центра - Зато дети у нас красивые:-)
Бизнес и Психология Приложение :Реклама и маркетинг - В рассылке публикуются новости, статьи, книги и обзоры на темы: маркетинг, реклама, маркетинговые исследования, PR.

Подпишитесь или подпишите Ваших знакомых

Информационная поддержка
Партнеры проекта:
Поиск на FindBook.ru Название

Автор

Издательство
Cюда стоит зайти Psychology Online Russia Портал Психология - Вся Россия
Центр Здесь и Теперь Психологический Центр “Здесь и Теперь”
Институт психологического консультирования Теменос Институт психологического консультирования "Теменос"

List Banner Exchange lite

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное