Продолжаем изучение
книги Иосифа Пригожина «ПОЛИТИКА: ВЕРШИНА ШОУ-БИЗНЕСА»
ПЕРВЫЕ НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ
В 1854 году Николай
I утвердил «Правила, касательно учреждения различного рода публичных увеселений
и простонародных забав в столицах», ставшие одним из первых государственных
законодательных актов, регулировавших развитие эстрадно-концертного дела в
России. Согласно этому документу, монопольное право на организацию концертов, дивертисментов
и иного рода эстрадных выступлений в Петербурге и Москве предоставлялось
дирекции казенных театров. Это право могло быть ею уступлено отдельным предпринимателям.
При этом на дирекцию казенных театров возлагалась официальная обязанность
разрешать публичные представления, которые относились к числу эстрадных, и
контролировать их репертуар. Это означало, что все эстрадные представления
могли даваться в столицах исключительно с разрешения дирекции императорских
театров, под ее ответственность и при условии отчисления четвертой части
чистого сбора в доход дирекции.
«Правила» фактически
были призваны поставить концертную деятельность артистов под строжайший
контроль государственных структур, воспрепятствовать их бесконтрольному общению
с широкой аудиторией. Понятно, что подобный законодательный акт не
способствовал развитию эстрады. Свою лепту внесли и местные власти, толковавшие
«Правила» исключительно в ограничительном духе. Так, частные представления в
Петербурге и Москве могли даваться при строжайшем соблюдении следующих условий:
они не должны являться драматическими, не сопровождаться разговорами на сцене
или пением.
Этот документ сыграл
отрицательную роль в дальнейшем развитии русской эстрады.
В 60-х годах XIX
столетия правительство рассмотрело «Дело, относительно сценических
представлений в обеих столицах частными лицами», в котором ставился вопрос о
дальнейшем ограничении частной инициативы. Официальным уведомлением от 2 апреля
1862 года Александр II закрепил монополию императорских театров на устройство
публичных представлений и зрелищ и осуществление контроля над всеми разновидностями
концертно-эстрадной практики. Оно гласило: «Министр двора уведомляет, что по
высочайшему повелению публичные сценические представления составляют
исключительное право императорских театров, и изъятие допускается только в
уважение благотворительной цели, при том не иначе, как с высочайшего
разрешения». Особенно ограничивался репертуар дивертисментов и мероприятия,
которые устраивались по частной инициативе. Но зато дирекция императорских
театров поощряла организацию гастролей иностранных эстрадных артистов,
репертуар которых состоял из различных развлекательных жанров западноевропейской
эстрады.
Поучать может каждый, но стоит ли доверять этим поучениям.
Если у вас есть проблема в жизни, и вам нужна помощь, пишите
по адресу rasvopros@mail.ru с пометкой «проблема» в теме
письма.
Все представленные материалы носят ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО
ознакомительный (образовательный) характер. Некоторые материалы взяты из
открытых источников в сети или были присланы подписчиками. Если Вы посчитали,
что Ваши авторские права были нарушены - сообщите, и мы вместе постараемся
придти к обоюдоприемлемому решению. Обладатели авторских прав на материалы,
опубликованные в рассылке, выступающие против их дальнейшего размещения и
распространения могут обратиться с просьбой об их удалении.
Copyright Андрей Луда, 2006-2015 г.г. Автор оставляет за
собой право отвечать не на все полученные письма и опубликовывать полностью или
частично, полученные письма без предварительного согласования. В случае, если
Вы желаете свое письмо оставить конфиденциальным, письменно сообщите об этом.