Продолжаем изучение
книги Иосифа Пригожина «ПОЛИТИКА: ВЕРШИНА ШОУ-БИЗНЕСА»
ПЕРВЫЕ ШАГИ
Основными
концертными площадками того времени являлись народные гулянья «под горами и под
качелями», на которых с репертуаром эстрадного характера выступали отдельные
мастера из числа скоморохов, ставших профессионалами. Среди них были исполнители
различных жанров — деды и раешники, народные певцы и мастера циркового
искусства. Многие из них выступали в дивертисментах, устраивавшихся на открытых
сценах летних садов.
Катанье на качелях
относится к числу древнейших народных обрядов. В разгар весны, затем в канун
перехода к лету в селах и деревнях, городах и посадах молодежь собиралась
гулять под качели. Здесь пели песни, качались на качелях, скакали на досках:
существовало поверье, что чем выше прыгнешь, — тем колос выше, тем руно
гороховое длиннее.
Другую разновидность
развлечений составляли зимние катальные горы, без которых не обходилось ни одно
масленичное празднество. Обычай «играть Масленицу на горах» крепко держался в
народном быту и также был связан с деятельностью скоморохов, которые в зимнюю
пору выступали «под горами».
Несмотря на царские
указы, народ не расставался со скоморохами, представителями близкого, понятного
и любимого ими искусства. Это видно из того, что царю пришлось дважды повторить
свои указы, усиливая меры наказания нарушителей государевой воли. «Веселое наследие
скоморохов жило в народе долго и после изгнания их из Москвы и других городов,
— пишут исследователи русской сатирической литературы, говоря о XVII веке, и
заключают, — можно даже поставить вопрос, не влиянием ли этого веселого
наследия объясняется пристрастие сатиры XVII века к жанру пародии, и не участию
ли скоморохов обязаны своим появлением челобитные небылицы пародирующие форму
челобитных?»
К середине XIX века
в России сложились основные жанры профессиональной музыкальной эстрады,
ведущими из которых были романс, песня, танец в сопровождении салонных
оркестров и ансамблей, а также инструментальные пьесы. Однако еще в XVIII
столетии существовали отдельные разновидности эстрадных театров, хотя
представления в них давались нерегулярно, а программы носили случайный
характер. К их числу относились «вокзалы».
Первый вокзал в
России построен в Петербурге по указанию Петра I в Екатерингофе, в том месте,
где Нева впадает в Финский залив. Он представлял собой первое летнее клубно-концертное
предприятие столицы. В Москве возникло несколько вокзалов, где в летнее время
происходили публичные собрания, давались балы и ставились дивертисменты.
Одной из крупнейших
концертных площадок явился вокзал в Павловске. Репертуар его состоял из
дивертисментов, смешанных эстрадных концертов и вечеров современной
танцевальной музыки. В большинстве программ выступали военные духовые оркестры,
а позднее оркестры бальной музыки.
В Москве был популярен
летний открытый эстрадный театр в Нескучном саду. Репертуар первых эстрадных
театров был очень пестрым. Наряду с выступлениями крупнейших европейских
мастеров инструментальной и вокальной музыки здесь ставились дивертисменты, выступали
ансамбли цыган, гастролировали иностранные иллюзионисты и т.д.
Поучать может каждый, но стоит ли доверять этим поучениям.
Если у вас есть проблема в жизни, и вам нужна помощь, пишите
по адресу rasvopros@mail.ru с пометкой «проблема» в теме
письма.
Все представленные материалы носят ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО
ознакомительный (образовательный) характер. Некоторые материалы взяты из
открытых источников в сети или были присланы подписчиками. Если Вы посчитали,
что Ваши авторские права были нарушены - сообщите, и мы вместе постараемся
придти к обоюдоприемлемому решению. Обладатели авторских прав на материалы,
опубликованные в рассылке, выступающие против их дальнейшего размещения и распространения
могут обратиться с просьбой об их удалении.
Copyright Андрей Луда, 2006-2015 г.г. Автор оставляет за
собой право отвечать не на все полученные письма и опубликовывать полностью или
частично, полученные письма без предварительного согласования. В случае, если
Вы желаете свое письмо оставить конфиденциальным, письменно сообщите об этом.