Корпоративная культура — совокупность моделей
поведения, которые приобретены организацией в процессе адаптации к внешней
среде и внутренней интеграции, показавшие свою эффективность и разделяемые большинством
членов организации.
Уровни культуры по
Шейну
Эдгар Шейн считает, что культуру нужно изучать на трех
уровнях: артефактов, провозглашаемых ценностей и базовых представлений. Эти
уровни по сути характеризуют глубину исследования.
Базовые представления
— это основа культуры организации, которую ее члены могут не осознавать и
считать непреложной. Именно эта основа определяет поведение людей в
организации, принятие тех или иных решений.
Базовые представления, или предположения, — «глубинный»
уровень культуры организации. Они открыто не выражаются в артефактах и, что еще
более важно, не могут быть описаны даже участниками организации. Эти
представления находятся на подсознательном уровне сотрудников, являются для них
само собой разумеющимися. Вероятнее всего, эти представления обладают такой
силой, поскольку привели компанию к успеху. Если найденное решение проблемы
оправдывает себя раз за разом, оно начинает восприниматься как нечто должное.
То, что было некогда гипотезой, принимаемой только интуитивно или условно,
постепенно превращается в реальность. Базовые представления кажутся членам
группы настолько очевидными, что варьирование поведения в рамках данной
культурной единицы сводится к минимуму. На деле, если группа придерживается
какого-то базового представления, то поведение, которое держится на любых иных
представлениях, будет казаться участникам группы непонятным.
Базовые представления имеют отношение к фундаментальным
аспектам существования, которыми могут быть: природа времени и пространства;
природа человека и человеческой активности; природа истины и способы ее
обретения; правильные взаимоотношения индивида и группы; относительная важность
работы, семьи и саморазвития; обретение мужчинами и женщинами своей истинной
роли и природа семьи. Мы не заручаемся новыми представлениями в каждой из этих
областей, попадая в новую группу или организацию. Каждый член новой группы
привносит свой культурный «багаж», приобретенный им в предыдущих группах; когда
же у новой группы возникает собственная история, она может изменить частично
либо целиком эти представления, связанные с важнейшими областями ее опыта. Из
этих-то новых представлений и складывается культура данной конкретной группы.
Поучать может каждый, но стоит ли доверять этим поучениям.
Если у вас есть проблема в жизни, и вам нужна помощь, пишите
по адресу rasvopros@mail.ru с пометкой «проблема» в теме
письма.
Все представленные материалы носят ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО
ознакомительный (образовательный) характер. Некоторые материалы взяты из
открытых источников в сети или были присланы подписчиками. Если Вы посчитали,
что Ваши авторские права были нарушены - сообщите, и мы вместе постараемся
придти к обоюдоприемлемому решению. Обладатели авторских прав на материалы,
опубликованные в рассылке, выступающие против их дальнейшего размещения и
распространения могут обратиться с просьбой об их удалении.
Copyright Андрей Луда, 2006-2014 г.г. Автор оставляет за
собой право отвечать не на все полученные письма и опубликовывать полностью или
частично, полученные письма без предварительного согласования. В случае, если
Вы желаете свое письмо оставить конфиденциальным, письменно сообщите об этом.