Корпоративная культура — совокупность моделей
поведения, которые приобретены организацией в процессе адаптации к внешней
среде и внутренней интеграции, показавшие свою эффективность и разделяемые большинством
членов организации.
Некоторые типы
современной российской организационной культуры
Некоторые российские исследователи выделяют следующие типы
современной российской организационной культуры: «друзья», «семья», культура
«начальника».
Тип «друзья»
характерен для фирм, создаваемых в годы перестройки, когда открывались
возможности для создания новых структур, для смены сферы деятельности.
Пробиться в новой сфере в одиночку было очень трудно, люди чувствовали себя
неуверенно, и поэтому они привлекали в свои фирмы друзей и близких. В
коммерческой деятельности друзья стремились, прежде всего, сохранить дружбу, но
организационные цели рано или поздно входили в противоречие с культурой
межличностных отношений и разрушали их, дружба превращалась в соперничество и
даже ненависть.
Организация с типом «семья»
характеризуется жёсткой иерархией, существуют роли отца и матери, старших и младших
сестёр и братьев. Взаимоотношения основаны на чувствах, полное отсутствие
каких-либо официальных правил. Руководитель уверен, что подчинённые должны
понимать его с полуслова и полунамёка, а подчинённые, не получая чётких
указаний, пытаются сами почувствовать, чего руководитель от них хочет. Такая
«игра в телепатию» приводит к серьёзным ошибкам и потерям для организации. Как
правило, при жёсткой статусной иерархии обязанности и функции не распределены.
Каждый «старший» может что-то поручать любому «младшему», иметь с ним секреты,
а каждый «младший» стремится проявить себя перед «отцом». Каждый здесь делает
не то, что он обязан, а то, что ему кажется наиболее важным, исходя из семейных
отношений.
Культура «начальника»
характеризует тот факт, что в России существует страх перед начальником,
руководителем. В то же время все проблемы организации связывают с ошибками
вышестоящего руководства. Руководителей принято считать некомпетентными, а
иногда просто глупыми. Сотрудники верят, что в других компаниях есть хорошие
руководители, которые могли бы всё изменить и сделать лучше. В результате люди
на всех уровнях иерархии ругают вышестоящих, при этом ощущая свою реальную
беспомощность.
Для формирования корпоративной культуры на российских
предприятиях руководство прибегает к одному из следующих способов:
Усиление
контроля над сотрудниками, введение штрафов за несоблюдение корпоративной
культуры и другие административные меры.
Создание
специальных отделов и назначение лиц, ответственных за корпоративную
культуру. В данном случае принципы корпоративной культуры подробно
прописываются во внутренних документах организации.
Приглашение
внешних специалистов для формирования корпоративной культуры.
Поучать может каждый, но стоит ли доверять этим поучениям.
Если у вас есть проблема в жизни, и вам нужна помощь, пишите
по адресу rasvopros@mail.ru с пометкой «проблема» в теме
письма.
Все представленные материалы носят ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО
ознакомительный (образовательный) характер. Некоторые материалы взяты из
открытых источников в сети или были присланы подписчиками. Если Вы посчитали,
что Ваши авторские права были нарушены - сообщите, и мы вместе постараемся
придти к обоюдоприемлемому решению. Обладатели авторских прав на материалы,
опубликованные в рассылке, выступающие против их дальнейшего размещения и
распространения могут обратиться с просьбой об их удалении.
Copyright Андрей Луда, 2006-2014 г.г. Автор оставляет за
собой право отвечать не на все полученные письма и опубликовывать полностью или
частично, полученные письма без предварительного согласования. В случае, если
Вы желаете свое письмо оставить конфиденциальным, письменно сообщите об этом.