Изучение памятников различных областей показывает, до какой
степени это действительно так. Различия между памятниками до такой степени
глубоки, что мы их могли классифицировать только по странам, т.е. по расам, но
вовсе не по религии, к которой принадлежат построившие их народы. Нет никакого
сходства между памятниками Северной Индии и памятниками Южной, воздвигнутыми в
одну и ту же эпоху народами, исповедующими одинаковую религию. Даже во время
мусульманского господства, т.е. в период, когда политическое единство Индии
было наиболее полным, чисто мусульманские памятники имеют глубокие различия в
разных областях. Мечети Ахмедабада, Лагора, Агра, Бижапура, хоть и посвященные
одному и тому же культу, представляют только очень слабое родство, даже гораздо
меньшее, чем то, которое связывает памятник эпохи Возрождения с памятниками
готического периода.
Не только архитектура отличается в Индии от одной расы к
другой, но и скульптура разнообразится в различных областях, как по
представленным типам, так в особенности по манере их передачи. Сравните
барельефы и статуи Санчи с почти одновременными барельефами и статуями Рарута,
и различие уже очевидно. Оно оказывается еще больше, когда сравниваешь
барельефы и статуи провинции Орисы с барельефами и статуями Бюнделькунда, или
еще статуи Мисоры со статуями больших пагод Южной Индии. Влияние расы
проявляется всюду. Оно между прочим сказывается в малейших художественных
предметах: каждому известно, на сколько они не сходны между собой в различных
частях Индии. Не нужно очень опытного глаза, чтобы распознать деревянный
сундучок резной работы из Мисоры от такого же сундучка, украшенного резьбой в
Гузра, или чтобы различать драгоценную вещь с Орисского берега от драгоценной
вещи с Бомбейского берега.
Без сомнения, архитектура Индии, как и всех восточных
народов, архитектура по преимуществу религиозная; но как бы велико ни было
религиозное влияние, в особенности на Востоке, однако, влияние расы еще гораздо
значительнее.
Эта расовая душа, руководящая судьбой народов, руководит также
их верованиями, учреждениями и искусством; какой бы элемент цивилизации мы ни
изучали, мы всегда найдем ее в нем. Она — единственная сила, которой никакая
другая не может превозмочь. Она представляет собой тяжесть тысяч поколений,
синтез их мысли.
Поучать может каждый, но стоит ли доверять этим поучениям.
Если у вас есть проблема в жизни, и вам нужна помощь, пишите
по адресу rasvopros@mail.ru с пометкой «проблема» в теме
письма.
Все представленные материалы носят ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО
ознакомительный (образовательный) характер. Некоторые материалы взяты из
открытых источников в сети или были присланы подписчиками. Если Вы посчитали,
что Ваши авторские права были нарушены - сообщите, и мы вместе постараемся
придти к обоюдоприемлемому решению. Обладатели авторских прав на материалы,
опубликованные в рассылке, выступающие против их дальнейшего размещения и
распространения могут обратиться с просьбой об их удалении.
Copyright Андрей Луда, 2006-2015 г.г. Автор оставляет за
собой право отвечать не на все полученные письма и опубликовывать полностью или
частично, полученные письма без предварительного согласования. В случае, если
Вы желаете свое письмо оставить конфиденциальным, письменно сообщите об этом.