Продолжаем изучение книги Генриха Сауловича Альтшуллера «ТВОРЧЕСТВО
КАК ТОЧНАЯ НАУКА. ТЕОРИЯ РЕШЕНИЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ»
СИТУАЦИЯ - ЗАДАЧА - МОДЕЛЬ ЗАДАЧИ
Мы еще не раз
обратимся к классификации моделей задач. Пока отметим только одно очень важное
обстоятельство. Задачи первого типа (дан один элемент) почти всегда решаются достройкой
веполя. Тут можно провести аналогию с химией. Галогены обладают разными
свойствами, но есть некоторое общее свойство, довлеющее над всеми другими и
обусловленное структурой внешней электронной оболочки атомов этих элементов:
галогены стремятся получить недостающий электрон, достроить оболочку, сделать
ее полной. Так обстоит дело и с моделями задач первого типа. Главное их
свойство - стремление к достройке полного веполя. Задача 9 внешне мало похожа
на задачу 6. Даже с вепольных позиций есть некоторая разница: в задаче 9 надо
обнаруживать маленькие капельки жидкости, а в задаче 6 - менять свойства почвы
(притом большого количества). Но обе задачи относятся к первому типу моделей
(дан один элемент) и имеют сходные вепольные решения: для решения обеих задач
надо ввести второе вещество и поле, управляющее первым веществом через второе.
Задачи третьего типа
без особых затруднений переводятся в задачи первого и второго типа. Если,
например, по условиям задачи дан веполь (т. е. три элемента), этот веполь можно
рассматривать как один элемент (вещество) и соединять его по обычным правилам с
другими веществами и полями.
Поэтому «классические»
изобретательские задачи - это задачи второго типа. Для конфликта нужно
столкновение двух противоборствующих тенденций, стремлений, свойств,
требований. В сущности, такое столкновение есть и в задачах первого типа:
второго элемента нет в условиях задачи, но он подразумевается. Скажем, в задаче
20 указан один элемент - крупинка алмаза. Второй элемент, который мог бы быть
указан в условиях задачи - инструмент, обычно применяющийся в подобных случаях,
например пинцет. Крупинки алмаза в данном случае слишком малы, нет смысла даже
пытаться укладывать их пинцетом, поэтому второй элемент вынесен за пределы
задачи.
Поучать может каждый, но стоит ли доверять этим поучениям.
Если у вас есть проблема в жизни, и вам нужна помощь, пишите
по адресу rasvopros@mail.ru с пометкой «проблема» в теме
письма.
Все представленные материалы носят ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО
ознакомительный (образовательный) характер. Некоторые материалы взяты из
открытых источников в сети или были присланы подписчиками. Если Вы посчитали,
что Ваши авторские права были нарушены - сообщите, и мы вместе постараемся
придти к обоюдоприемлемому решению. Обладатели авторских прав на материалы,
опубликованные в рассылке, выступающие против их дальнейшего размещения и
распространения могут обратиться с просьбой об их удалении.
Copyright Андрей Луда, 2006-2016 г.г. Автор оставляет за
собой право отвечать не на все полученные письма и опубликовывать полностью или
частично, полученные письма без предварительного согласования. В случае, если
Вы желаете свое письмо оставить конфиденциальным, письменно сообщите об этом.