Продолжаем изучение книги Генриха Сауловича Альтшуллера «ТВОРЧЕСТВО
КАК ТОЧНАЯ НАУКА. ТЕОРИЯ РЕШЕНИЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ»
ОТ АРИЗ - К ТЕОРИИ РЕШЕНИЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ
Возникла
необходимость поставить операции, производимые в алгоритме решения изобретательских
задач, на объективную основу, обосновать их объективными законами развития
технических систем.
Формула третьего
этапа была такой: «Изобретения низших уровней - вообще не творчество. Изобретения
высших уровней, делаемые методом проб и ошибок, - это плохое творчество. Нужна
новая технология решения изобретательских задач, позволяющая планомерно решать
задачи высших уровней. Эта технология должна основываться на знании объективных
законов развития технических систем.»
К началу третьего
этапа стала складываться система общественных школ изобретательского творчества.
В 1978 г.
таких школ было уже около 100 (в Москве, Ленинграде, Баку, Волгограде, Горьком
и других городах). Разработка теории, испытания и совершенствование АРИЗ,
организация обучения стали коллективным трудом, в котором активно участвовала
большая группа исследователей. Совместными усилиями удалось укрепить
информационное обеспечение АРИЗ, в частности составить «Указатель применения
физических эффектов и явлений». Было положено начало так называемому вепольному
анализу, связавшему процесс решения задачи с некоторыми фундаментальными
законами развития технических систем и позволившему наметить пути планомерного
отыскания физических эффектов, необходимых для решения задачи.
Как и на втором
этапе, основным материалом для работы была патентная информация. Но ее изучение
велось теперь не столько для выявления новых приемов и сведения их в таблицу
устранения технических противоречий, сколько для исследования общих
закономерностей развития технических систем. Знание этих закономерностей
позволяло вносить коррективы в АРИЗ и вепольный анализ, а система школ и
институтов изобретательского творчества давала возможность быстро и надежно
проверять на практике новые выводы, предположения, гипотезы.
Третий этап
продолжается и ныне. Но уже обнаруживается нечто новое, ведущее к дальнейшему
изменению идейных установок теории и вступлению теории в четвертый этап
развития. Становится очевидным, что главное не в том, что изобретение - это
развитие технической системы. Задача - только одна из форм, в которой
потребности развития технической системы обнаруживаются человеком. С помощью
теории можно развивать технические системы планомерно, не дожидаясь, пока
возникнут задачи.
Поучать может каждый, но стоит ли доверять этим поучениям.
Если у вас есть проблема в жизни, и вам нужна помощь, пишите
по адресу rasvopros@mail.ru с пометкой «проблема» в теме
письма.
Все представленные материалы носят ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО
ознакомительный (образовательный) характер. Некоторые материалы взяты из
открытых источников в сети или были присланы подписчиками. Если Вы посчитали,
что Ваши авторские права были нарушены - сообщите, и мы вместе постараемся
придти к обоюдоприемлемому решению. Обладатели авторских прав на материалы,
опубликованные в рассылке, выступающие против их дальнейшего размещения и
распространения могут обратиться с просьбой об их удалении.
Copyright Андрей Луда, 2006-2015 г.г. Автор оставляет за
собой право отвечать не на все полученные письма и опубликовывать полностью или
частично, полученные письма без предварительного согласования. В случае, если
Вы желаете свое письмо оставить конфиденциальным, письменно сообщите об этом.