Продолжаем изучение книги Генриха Сауловича Альтшуллера «ТВОРЧЕСТВО
КАК ТОЧНАЯ НАУКА. ТЕОРИЯ РЕШЕНИЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ»
ОТ АРИЗ - К ТЕОРИИ РЕШЕНИЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ
И снова обнаружилось
нечто неожиданное. Оказалось, что при решении задач высших уровней нужны
знания, обязательно выходящие за пределы специальности, которую имеет
изобретатель; производственный опыт навязывает бесплодные пробы в привычном
направлении; единственной «способностью», ощутимо влияющей на ход решения,
является «способность» придерживаться АРИЗ и использовать его информационное
обеспечение.
Отсюда неизбежно
вытекал вывод: ни знания, ни опыт, ни способности («природный дар») не могут
служить надежной основой для эффективной организации творческой деятельности.
Нет людей, которые могли бы регулярно, одну за другой, решать задачи высших
уровней благодаря своим знаниям, опыту и способностям. Если «цена» задачи 100
000 проб, никто не сможет решить ее в одиночку.
Приступая к решению
изобретательской задачи высшего уровня, человек должен располагать знаниями о
всей технике, о всей физике, о всей химии. Между тем объем знаний у человека в
миллионы раз меньше. Решая задачу, человек должен уметь правильно
перерабатывать имеющуюся информацию (допустим, она имеется в полном объеме).
«Правильно перерабатывать» - значит осуществлять цепь последовательных действий,
управляя этими действиями так, чтобы они вели к решению задачи. Вместо этого
человек использует примитивный перебор вариантов, руководствуясь старыми
представлениями и личным (а потому случайным) опытом.
Человек не умеет
эффективно решать изобретательские задачи высших уровней. Поэтому ошибочны все
гипотезы, которые прямо или косвенно исходят из того, что, исследуя творческий
процесс, можно выявить эффективные приемы, методы, эвристики и т. п. Ошибочны все
методики и методы, основанные на стремлении активизировать творческое мышление,
поскольку это попытки хорошо
организовывать плохое мышление.
Таким образом,
второй этап, начавшийся с мысли о том, что изобретателям надо дать полезный
вспомогательный инструмент, завершился выводом о необходимости перестройки
изобретательского творчества, изменения самой технологии производства
изобретения.
Программа теперь
стала рассматриваться как самостоятельная, не зависимая от человека система
решения изобретательских задач. Мышление должно следовать этой системе,
управляться ею - и тогда оно будет талантливым.
Поучать может каждый, но стоит ли доверять этим поучениям.
Если у вас есть проблема в жизни, и вам нужна помощь, пишите
по адресу rasvopros@mail.ru с пометкой «проблема» в теме
письма.
Все представленные материалы носят ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО
ознакомительный (образовательный) характер. Некоторые материалы взяты из
открытых источников в сети или были присланы подписчиками. Если Вы посчитали,
что Ваши авторские права были нарушены - сообщите, и мы вместе постараемся
придти к обоюдоприемлемому решению. Обладатели авторских прав на материалы,
опубликованные в рассылке, выступающие против их дальнейшего размещения и
распространения могут обратиться с просьбой об их удалении.
Copyright Андрей Луда, 2006-2015 г.г. Автор оставляет за
собой право отвечать не на все полученные письма и опубликовывать полностью или
частично, полученные письма без предварительного согласования. В случае, если
Вы желаете свое письмо оставить конфиденциальным, письменно сообщите об этом.