Продолжаем изучение книги Генриха Сауловича Альтшуллера «ТВОРЧЕСТВО
КАК ТОЧНАЯ НАУКА. ТЕОРИЯ РЕШЕНИЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ»
ИЗ ИСТОРИИ ИЗУЧЕНИЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКОГО ТВОРЧЕСТВА
Представьте себе,
что мы исследуем поведение рулевого на корабле, плывущем по извилистой реке.
При этом мы ничего не хотим знать о самой реке и пытаемся объяснить действия
рулевого только психологическими факторами. Вот рулевой начал быстро вертеть
штурвал вправо. Почему? Наверное, солнце бьет ему в глаза, он уклоняется от
солнца, вот в чем дело... А теперь он медленно вращает штурвал влево. Почему?
Может быть, решил все-таки подставить лицо солнцу и позагорать?.. А вот рулевые
сменились, новый рулевой сразу стал крутить руль и - внимание, внимание! -
повернулся спиной к солнцу. Прекрасно, значит поведение рулевых зависит от
того, любят ли они загорать на солнце или нет, так и запишем...
К сожалению, здесь
нет преувеличения: «чисто психологический» подход, игнорирующий существование
объективных законов развития технических систем, именно так и выглядит. В одной
из следующих глав мы детально рассмотрим эксперимент, проведенный Дункером и
считающийся классическим. К этому времени мы познакомимся с законами развития
технических систем и сможем судить о том, что стоит за любовью к загару...
Каждая наука
проходит стадии «алхимии» и «химии». На стадии «алхимии» она старается охватить
все многообразие мира одной - двумя формулами. Алхимия, например, смотрела на
область, изучаемую ныне химией, как на нечто, третьестепенное, побочное.
Алхимики стремились получить философский камень, дающий вечное здоровье, вечную
молодость, мудрость, способный оживлять мертвых и превращать любой металл в
золото... Психология творческого мышления все еще находится на уровне «алхимии»:
пытается простыми опытами овладеть механизмом творчества (всякого!). Созданию
общей теории творчества должно предшествовать исследование конкретных видов творчества.
Только опираясь на теорию изобретательского творчества, теорию научного
творчества, теорию литературного творчества, можно со временем создать общую
теорию творчества, которая, в свою очередь, даст новый толчок раз-витию частных
теорий.
Путь к созданию
научной теории творчества долог и труден. Между тем жизнь, практика, производство
требовали новых методов решения изобретательских задач, хотя бы в какой-то мере
более эффективных, чем простой перебор вариантов. И такие методы появились. Это
были чисто психологические методы, но создали их не психологи.
Поучать может каждый, но стоит ли доверять этим поучениям.
Если у вас есть проблема в жизни, и вам нужна помощь, пишите
по адресу rasvopros@mail.ru с пометкой «проблема» в теме
письма.
Все представленные материалы носят ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО
ознакомительный (образовательный) характер. Некоторые материалы взяты из
открытых источников в сети или были присланы подписчиками. Если Вы посчитали,
что Ваши авторские права были нарушены - сообщите, и мы вместе постараемся
придти к обоюдоприемлемому решению. Обладатели авторских прав на материалы,
опубликованные в рассылке, выступающие против их дальнейшего размещения и
распространения могут обратиться с просьбой об их удалении.
Copyright Андрей Луда, 2006-2014 г.г. Автор оставляет за
собой право отвечать не на все полученные письма и опубликовывать полностью или
частично, полученные письма без предварительного согласования. В случае, если
Вы желаете свое письмо оставить конфиденциальным, письменно сообщите об этом.