Продолжаем изучение книги Генриха Сауловича Альтшуллера «ТВОРЧЕСТВО
КАК ТОЧНАЯ НАУКА. ТЕОРИЯ РЕШЕНИЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ»
ИЗ ИСТОРИИ ИЗУЧЕНИЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКОГО ТВОРЧЕСТВА
Почему же психологи
упорно экспериментируют с простыми задачами и головоломками и не исследуют
процесс реального творчества при решении сложных задач? Психолог Н. П. Линькова
справедливо отмечает, что такое исследование наталкивается на практически
неодолимые трудности. Творческий процесс растянут во времени; начиная
наблюдение, исследователь не может быть уверен, что «подопытный изобретатель»
решит задачу хотя бы за 5 или 10 лет. Да и само наблюдение нарушает чистоту
эксперимента: чем подробнее психолог расспрашивает изобретателя, тем больше он
узнает о ходе его мыслей, но тем сильнее вопросы влияют на этот ход мыслей,
меняя и искажая его. Хотя творческий процесс длится очень долго, само решение
появляется внезапно, часто в виде мгновенного «озарения». Тут просто невозможно
о чем-то расспрашивать. Да и вообще данные, сообщаемые изобретателем, могут не
отражать истинного хода мыслей. Еще в 20-х годах философ И. И. Лапшин писал:
«Весьма любопытно отметить умышленное стремление даровитых ученых, обладающих
глубоким знанием своего предмета и на-деленных чуткостью и проницательностью,
выдавать перед профанами свой дар за мистическую интуицию, дарованную небом
свыше» [7, т. 2, с. 125-126].
Для многих
психологов идея управления творчеством и по сей день звучит нисколько не
реальнее, чем идея управления движением звезд: в лучшем случае - дело очень
далекого будущего, а может быть, и нечто вообще неосуществимое. И психологи
предпочитают изучать творчество со стороны, ограничиваясь опытами с
головоломками или несложными шахматными задачами.
Теория шахматной
игры создавалась в результате накопления и анализа очень большого числа сложных
реальных партий. Такой путь возможен и в изучении изобретательского творчества.
Надо прежде всего собрать и исследовать большое число описаний изобретений. Но
если шахматные записи в какой-то мере отражают ход мыслей шахматистов, то в
описаниях изобретений зафиксирован только итог работы. Придется
реконструировать ход мыслей изобретателя, а для этого надо самому уметь решать
трудные задачи из различных областей техники.
В основе шахматного
анализа лежит стремление понять, чем игра гроссмейстера отличается от игры
обычного шахматиста. Понять гроссмейстера подчас может только равный ему по
силе шахматист. Психологу, рискнувшему углубиться в изучение процесса решения
сложных изобретательских задач, пришлось бы самому решать задачи на высоком
уровне. Это трудно, и психологи пытаются понять изобретательское творчество, не
решая изобретательских задач. Лишь изредка в опытах используются задачи, похожие
на изобретательские. Но и тогда внимание исследователя сосредоточено только на
психологических факторах. Между тем психологические факторы вторичны,
производны. Главное в изобретении то, что техническая система переходит из
одного состояния в другое, причем переход осуществляется по определенным
законам, а не «как попало». Но именно эта - первичная, объективная - сторона
творчества остается вне поля зрения психологов.
Поучать может каждый, но стоит ли доверять этим поучениям.
Если у вас есть проблема в жизни, и вам нужна помощь, пишите
по адресу rasvopros@mail.ru с пометкой «проблема» в теме
письма.
Все представленные материалы носят ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО
ознакомительный (образовательный) характер. Некоторые материалы взяты из
открытых источников в сети или были присланы подписчиками. Если Вы посчитали,
что Ваши авторские права были нарушены - сообщите, и мы вместе постараемся
придти к обоюдоприемлемому решению. Обладатели авторских прав на материалы,
опубликованные в рассылке, выступающие против их дальнейшего размещения и
распространения могут обратиться с просьбой об их удалении.
Copyright Андрей Луда, 2006-2014 г.г. Автор оставляет за
собой право отвечать не на все полученные письма и опубликовывать полностью или
частично, полученные письма без предварительного согласования. В случае, если
Вы желаете свое письмо оставить конфиденциальным, письменно сообщите об этом.