Продолжаем изучение книги Генриха Сауловича Альтшуллера «ТВОРЧЕСТВО
КАК ТОЧНАЯ НАУКА. ТЕОРИЯ РЕШЕНИЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ»
ИЗ ИСТОРИИ ИЗУЧЕНИЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКОГО ТВОРЧЕСТВА
В седьмом томе
«Математического сборника» греческого математика Паппа, жившего около 300 г. н. э., впервые введен
термин «эвристика». И хотя Папп ссылается на своих предшественников (Евклида,
Аполлония Пергамского и Аристея - старшего), возникновение эвристики - науки о
том, как делать открытия и изобретения, связывают с именем Паппа.
В дальнейшем к
проблеме создания эвристики обращались многие математики, например Декарт,
Лейбниц, Больцано, Пуанкаре. По-видимому, математика, лишенная возможности
развиваться экспери-ментальным путем, раньше и сильнее других наук испытала
потребность в инструменте для решения творческих задач.
Термины «открытие» и
«изобретение» с самого начала понимались в эвристике весьма широко; в качестве
открывателей и изобретателей рассматривались художники, поэты, политики,
военные деятели, философы и др. Исследуя технологию математического творчества,
математики обращались к фактическому материалу: рассматривали ход решения
математических задач, анализировали опыт обучения, экспериментировали с
учащимися. Но как только предпринимались попытки сформулировать общие законы
творчества, исследователи отрывались от научного подхода, начинали оперировать
разрозненными фактами, историческими
анекдотами и т. п. Типичны в этом отношении книги Д.Пойа и Ж. Адамара: анализ, конкретный и глубокий
там, где идет речь о математике, становится поверхностным, когда дело касается
творчества вообще или творчества в технике.
В России эвристикой
много занимался инженер П. К. Энгельмейер, автор ряда книг по теории творчества.
Он был твердо убежден в необходимости создания универсальной науки о
творчестве. «Я называю эворологией,- писал он, - всеобщую теорию творчества, т.
е. такую теорию, которая охватывает все явления творчества, как то
художественное созидание, техническое изобретение, научное открытие, а также и
практическую деятельность, направленную на пользу или на добро, или на что
угодно. Таким образом, эврология является также теорией воли» [4, с. 132]. В
книгах Энгельмейера собраны интересные материалы, высказано много ценных идей,
в частности о возможности создания бионики. Энгельмейер писал «...оказывается,
что гениальность вовсе не такой божественно редкий дар, что она... составляет
удел всякого, кто не рождена совсем идиотом» [4, с. 135]. Через полвека эту
мысль дословно повторил Цвикки, автор морфологического анализа.
Со второй половины
XIX века стали появляться исследования по психологии научного и технического
творчества. В сущности это была та же эвристика, но только с акцентом на
психологию мышления.
Сначала
психологические исследования были направлены преимущественно на изучение
личности изобретателя. В этот период творческая личность рассматривалась как
нечто исключительное. Обсуждались вопросы о сходстве психологических заболеваний
и гениальности, об особом составе крови у изобретателей и т. д. И лишь в XX
веке на смену этим взглядам постепенно пришло убеждение, что творческие задатки
есть почти у всех людей.
Психологи стали
экспериментировать с простыми задачами. Особенно интересные работы были выполнены
К. Дункером и Л. Секеем. Выяснилось, что испытуемые решают задачи перебором
вариантов, что многое при этом зависит от предшествующего опыта, что каждый
рассмотренный вариант перестраивает представление о задаче и т. д. Однако это
не пояснило главной проблемы: каким образом некоторым изобретателям удается
малым числом проб решать задачи, заведомо требующие большого числа проб?
Ответить на этот
вопрос психология творчества не может и по сей день. В сущности с 30-40-х годов
не получено никаких принципиально новых результатов.
Поучать может каждый, но стоит ли доверять этим поучениям.
Если у вас есть проблема в жизни, и вам нужна помощь, пишите
по адресу rasvopros@mail.ru с пометкой «проблема» в теме
письма.
Все представленные материалы носят ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО
ознакомительный (образовательный) характер. Некоторые материалы взяты из
открытых источников в сети или были присланы подписчиками. Если Вы посчитали,
что Ваши авторские права были нарушены - сообщите, и мы вместе постараемся
придти к обоюдоприемлемому решению. Обладатели авторских прав на материалы,
опубликованные в рассылке, выступающие против их дальнейшего размещения и
распространения могут обратиться с просьбой об их удалении.
Copyright Андрей Луда, 2006-2014 г.г. Автор оставляет за
собой право отвечать не на все полученные письма и опубликовывать полностью или
частично, полученные письма без предварительного согласования. В случае, если
Вы желаете свое письмо оставить конфиденциальным, письменно сообщите об этом.