Продолжаем изучение книги Генриха Сауловича Альтшуллера «ТВОРЧЕСТВО
КАК ТОЧНАЯ НАУКА. ТЕОРИЯ РЕШЕНИЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ»
НА ПУТИ К ТЕОРИИ ТВОРЧЕСТВА
МЕТОД ПРОБ И ОШИБОК
Изобретательство -
древнейшее занятие человека. С изобретения орудий труда начался процесс
очеловечивания наших далеких предков. Первые изобретения не созданы человеком,
а обнаружены им в готовом виде. Люди заметили, что острыми камнями можно
разрезать шкуры убитых животных, и начали собирать и применять камни. После
лесных пожаров было обнаружено, что огонь греет и защищает, начали сохранять
огонь. Люди еще не ставили задач, они открывали готовые решения. Творчество
состояло в том, чтобы догадаться применить эти решения. Но почти сразу возникли
и изобретательские задачи. Как заострить затупившийся камень? Как сделать,
чтобы камень удобнее было держать в руке? Как уберечь огонь от ветра и дождя?
Как переносить огонь с места на место?..
Решать
изобретательские задачи приходилось методом проб и ошибок, перебирая
всевозможные варианты. Долгое время перебор вариантов вели наугад. Но
постепенно появились определенные приемы: копирование природных прототипов,
увеличение размеров и числа одновременно действующих объектов, объединение
разных объектов в одну систему. Накапливались факты, наблюдения, сведения о
свойствах веществ; использование этих знаний повышало направленность поисков,
упорядочивало процесс решения задач. Но менялись и сами задачи; из века в век
они становились сложнее. Сегодня, чтобы найти один нужный вариант решения,
необходимо проделать множество «пустых» проб.
Существуют
привычные, но неверные суждения об изобретательском творчестве. «Все зависит от
случайности»,- говорят одни. «Все зависит от упорства, надо настойчиво
пробовать разные варианты», - утверждают другие. «Все зависит от прирожденных
способностей», заявляют третьи... В этих суждениях есть доля правды, но правды
внешней, поверхностной. Неэффективен сам метод проб и ошибок, поэтому многое
зависит от удачи и личных качеств изобретателя: не всякий способен отважиться
на «дикие» пробы, не всякий способен взяться за трудную задачу и терпеливо ее
решать.
В конце XIX века
применение метода проб и ошибок усовершенствовал Эдисон. В его мастерской
работало до тысячи человек, поэтому можно было разделить одну техническую
проблему на несколько задач и по каждой задаче одновременно вести проверку
многих вариантов. Эдисон изобрел научно-исследовательский институт (и это, на
наш взгляд, величайшее его изобретение).
Ясно, что тысяча
землекопов могут рыть качественно иные ямы, чем один землекоп. Но все-таки сам
способ рытья остается прежним...
Современная
«индустрия изобретений» организована по эдисоновскому принципу: чем труднее
задача, т. е. чем больше проб надо проделать, тем большее число людей
направляется на решение задачи. Задачу «Как надежнее соединить стеклянную
деталь с металлической?» Эдисон мог поручить группе в три - пять человек. Ныне
задачи такого уровня одновременно решаются многими коллективами, в каждом из
которых десятки и сотни научных сотрудников и инженеров.
Широко
распространено мнение о том, что в наше время крупные изобретения делаются не
одиночками, а коллективами. Как и во всяком афоризме, здесь отражена лишь часть
правды. Бывают разные одиночки и разные коллективы - важен прежде всего уровень
организации труда. «Одиночка» - экскаваторщик работает намного продуктивнее
«коллектива» землекопов. Да и «коллектив» землекопов лишь условно можно считать
коллективом: каждый землекоп копает в одиночку...
Метод проб и ошибок
и основанная на нем организация творческого труда пришли в противоречие с
требованиями современной научно-технической революции.
Нужны новые методы
управления творческим процессом, способные резко уменьшить число «пустых» проб.
И нужна новая организация творческого процесса, позволяющая эффективно
применять новые методы. А для этого необходимо научно обоснованная и
практически работоспособная теория решения изобретательских задач.
Поучать может каждый, но стоит ли доверять этим поучениям.
Если у вас есть проблема в жизни, и вам нужна помощь, пишите
по адресу rasvopros@mail.ru с пометкой «проблема» в теме
письма.
Все представленные материалы носят ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО
ознакомительный (образовательный) характер. Некоторые материалы взяты из
открытых источников в сети или были присланы подписчиками. Если Вы посчитали,
что Ваши авторские права были нарушены - сообщите, и мы вместе постараемся
придти к обоюдоприемлемому решению. Обладатели авторских прав на материалы,
опубликованные в рассылке, выступающие против их дальнейшего размещения и
распространения могут обратиться с просьбой об их удалении.
Copyright Андрей Луда, 2006-2014 г.г. Автор оставляет за
собой право отвечать не на все полученные письма и опубликовывать полностью или
частично, полученные письма без предварительного согласования. В случае, если
Вы желаете свое письмо оставить конфиденциальным, письменно сообщите об этом.