Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Золотые правила успешного бизнеса КАК ДОГОВАРИВАТЬСЯ С ИНВЕСТОРОМ


Здравствуйте.

С вами бизнес-тренер Владимр Зюзько, генеральный директор Тренинг-центра "Руководитель".

Сегодня пополняем коллекцию "Золотых правил успешного бизнеса" советами профессионала о том, как договариваться с инвестором


Подписывайтесь на рассылки:

Инструменты для руководителя. Описания. Примеры

Руководитель и организация. Статьи


Советы профессионала о том,

КАК ДОГОВАРИВАТЬСЯ С ИНВЕСТОРОМ


Какие предпосылки могут привести венчурного инвестора к мысли о целесообразности покупки доли в вашем бизнесе? На основании каких критериев такие инвесторы выбирают компании, которым они готовы выделять средства?

Наиболее часто используемые критерии при отборе объекта инвестиций:

∙ Бизнес-идея (метод производства, технология, продукт или услуга) понятна инвестору

∙ Стратегия компании прозрачна, а цели достижимы

∙ Личные качества предпринимателя-лидера создают уверенность в успехе

∙ Управление бизнесом построено логично, бизнес-процессы определены или, хотя бы, де-факто работают

∙ Сотрудники мотивированы, понимают и разделяют общие цели бизнеса

∙ Учет построен так, что текущие результаты объяснимы, а перспектива видна на 3 – 5 лет вперед

∙ Существует более одной разумной возможности выхода из бизнеса, а хотя бы часть из них – выгодные


Естественно, в отдельных случаях вес критериев может сильно отличаться, а порой некоторые из них могут быть просто отброшены. Наиболее частый случай – когда финансовый учет в компании построен слабо, но всем понятно, что этот недостаток легко устранить.

Гораздо больше мнений о том, какие критерии отбора кандидатов для инвестирования являются достаточными. Единого, строгого набора критериев достаточности и не может быть: даже портфельный инвестор ищет свою следующую цель, руководствуясь некоторой внутренней стратегией (компании, фонда, инвестбанка…), которая может меняться со временем. Вот «короткий список» условий достаточности:

∙ Вызывающий доверие лидер проекта

∙ Понятная модель бизнеса

∙ Прозрачная финансовая картина

∙ Приемлемый для инвестора уровень оценки

∙ Привлекательные инвестиционные показатели

Не догма, конечно, но попробуйте убрать хотя бы один из этих критериев и подумайте, останутся ли у инвестора основания для выхода на переговоры об основных условиях сделки (term sheet). Необходимые критерии успеха сделки выявляются на ранних стадиях – предварительная подготовка, сбор исходных данных, знакомство с лидерами проекта. И тут же возникает проблема взаимоприемлемой оценки.

Именно на этой стадии успешной инвестиционной сделке мешают и совсем другие обстоятельства: различие восприятия смысла и результатов потенциальной сделки между предпринимателем и инвестором.

Нужно сказать, что ситуация заведомо не равновесна – инвестор является профессионалом в области приобретения/продажи долей в бизнесе. Во многих инвестиционных фондах работают специалисты, не только успешно привлекавшие капитал в собственные бизнесы, но участвовавшие в заключении десятков (а то и сотен) инвестиционных договоров. В то же время, предприниматель порой ищет инвестиции в первый-второй раз, причем это может быть второй раз после болезненно-неприятного первого.

Советы дает Андрей Зотов - управляющий партнер консалтинговой компании.


Желаем успеха!

Владимир Зюзько

Тренинг-центр "Руководитель" www.trening-ru.ru

 


В избранное