Согласно теории мотивации Абрахама Маслоу, люди имеют множество различных потребностей, которые можно разделить на пять основных категорий:
физиологические потребности,
потребности в безопасности и уверенности в будущем,
социальные потребности,
потребности в уважении,
потребности самовыражения.
Иерархия потребностей по Маслоу
При этом все эти потребности можно расположить в виде строгой иерархической структуры.
В каждый конкретный момент времени человек будет стремиться к удовлетворению той потребности, которая для него является более важной или сильной.
Теория Маслоу внесла исключительно важный вклад в понимание того, что лежит в основе стремления людей к работе.
Далее перечислены некоторые способы, при помощи которых руководители могут удовлетворить потребности высших уровней у своих подчиненных в ходе трудового процесса.
Методы удовлетворения потребностей высших уровней
Социальные потребности 1. Давайте сотрудникам такую работу, которая позволила бы им общаться
2. Создавайте на рабочих местах дух единой команды
3. Проводите с подчиненными периодические совещания
4. Не старайтесь разрушить возникшие неформальные группы, если они не наносят организации реального ущерба
5. Создавайте условия для социальной активности членов организации вне ее рамок
Потребности в уважении 1. Предлагайте подчиненным более содержательную работу
2. Обеспечьте им положительную обратную связь с достигнутыми результатами
3. Высоко оценивайте и поощряйте достигнутые подчиненными результаты
4. Привлекайте подчиненных к формулировке целей и выработке решений
5. Делегируйте подчиненным дополнительные права и полномочия
6. Продвигайте подчиненных по служебной лестнице
7. Обеспечивайте обучение и переподготовку, которая повышает уровень компетентности
Потребность в самовыражении 1. Обеспечивайте подчиненным возможности для обучения и развития, которые позволили бы полностью использовать их потенциал
2. Давайте подчиненным сложную и важную работу, требующую от них полной отдачи
3. Поощряйте и развивайте у подчиненных творческие способности
Источник: Michael H.Mescon, Michael Albert, Franklin Khedouri Management,1993, pp.366-369.