Сегодня приступаем к
изучению книги Джона Уитмора «Коучинг высокой эффективности»
Введение
НЕ ПРОСТО МОДНОЕ СЛОВЦО
В деловых кругах модное словцо «коучинг» появилось довольно давно.
На любом совещании высшего руководства, начальников отделов кадров, специалистов
по персоналу, предпринимателей или тренеров слово «коучинг» можно услышать не
реже, чем «прибыль» или «спад».
Прошло 20 лет с тех пор, как я впервые применил понятие «коучинг»
к бизнесу и 10 лет со дня выхода первого издания этой книги. Она получила
широкое признание как основополагающий труд по методологии коучинга для
бизнеса. Тот факт, что она переведена на дюжину языков, включая японский,
русский и малайский, свидетельствует о всеобщем признании коучинга.
К сожалению, популяризация этого термина привела к тому, что
практики — добросовестные и не очень — стали использовать его лишь как новую
упаковку для старого товара. Как следствие, коучинг оказался под угрозой
неверного толкования и восприятия, вплоть до его отторжения как чего-то
ординарного, не уникального и не оправдывающего ожиданий. Более того, многие
бизнес-автократы искренне считают свои методы абсолютно демократичными,
полагая, что они используют коучинг как нечто само собой разумеющееся.
Поскольку у таких людей нет никого, кто мог бы дать им нелицеприятную обратную
связь, а подчиненные никогда не осмелятся просвещать их в этом, они в неведении
продолжают принижать роль и своих работников, и самого понятия коучинга.
НАВЫКИ, ИСКУССТВО И
ПРАКТИКА КОУЧИНГА
Эта книга, нацеленная на преодоление неправильных представлений
о коучинге, наглядно показывает, что он собой представляет на самом деле, для
чего, когда и в каком объеме может применяться, кто сможет правильно его использовать,
а кто — нет. Вопреки заманчивым утверждениям книги «Менеджер за одну минуту» («OneMinuteManager»), в бизнесе не
бывает быстродействующих средств. Хороший коучинг — это навыки, возможно, даже
искусство, что требует глубокого понимания и большой практики, необходимых для
наиболее полного раскрытия его поразительных возможностей. Прочитав эту книгу,
вы не сделаетесь искусным коучем, но она поможет вам осознать огромную ценность
и потенциал коучинга и, возможно, подвигнет к открытию своих собственных
талантов, что непременно скажется на успехе вашего бизнеса, на ваших спортивных
и других качествах, а также на отношениях с окружающими на работе и дома.
Все это и сегодня, как в год выхода первого издания этой
книги (1992 г.),
не утратило своей актуальности. Радует то, что коучинг не стал всего лишь
пикантным увлечением месяца или даже года, как предрекали некоторые его
критики. Коучинг, получивший сегодня широкое признание, поддерживают многие
известные и успешные представители деловых кругов.
Однако увлечение коучингом, к сожалению, привело к появлению
наспех обученных менеджеров, так называемых «коучей», которые не оправдывают
ожиданий тех, кому предлагают его провести. Слишком часто они не в полной мере
осознают те тесно связанные с высокой эффективностью психологические принципы,
на которых основывается коучинг. Без этого осознания прохождение этапов
коучинга или использование применяемых в нем методик (например, эффективных
вопросов) не даст ожидаемых результатов.
Спешу, однако, заверить потенциальных коучей в том, что вся
прелесть коучинга заключается в его основательном подходе и интенсивном
воздействии, при этом его практическое применение не требует специального
образования в области психологии. Настоящее, уже третье, издание дает принципам
коучинга наиболее полное и простое
объяснение, сопровождая его наглядными примерами не только
из области бизнеса, но и из спорта. Часто для постижения основополагающих
принципов необходимо абстрагироваться от пристрастий и предубеждений своей
непосредственной сферы деятельности.
Настоящее издание более детально разъясняет процесс
коучинга, опираясь на опыт многочисленных тренингов, проведенных мною и моими
коллегами для тысяч участников за минувшее десятилетие. Есть у него также и
другая цель. В последние годы появилось несколько книг по коучингу, в том числе
посвященных его применению исключительно в целях личностного и карьерного
развития. На мой взгляд, это все же не самая важная для применения принципов
коучинга область, несмотря на ее продуктивность, но об этом позднее.
Поучать может каждый, но стоит ли доверять этим поучениям.
Если у вас есть проблема в жизни, и вам нужна помощь, пишите
по адресу rasvopros@mail.ru с пометкой «проблема» в теме
письма.
Общий тираж рассылок 56 000 подписчиков.
Copyright Андрей Луда, http://andrey-luda.livejournal.com
2006-2013 г.г.
Автор оставляет за собой право отвечать не на все полученные письма и
опубликовывать полностью или частично, полученные письма без предварительного
согласования. В случае, если Вы желаете свое письмо оставить конфиденциальным,
письменно сообщите об этом.