Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Управление бизнесом. Советы и решения. Пирамида современного руководителя


Стереоти́п (от др.-греч. στερεός — твёрдый, объёмный— отпечаток) изначально — метафора относительно мышления, пришедшая из типографского дела, где стереотип — монолитная печатная форма, копия с типографского набора или клише, используемая для печатных машин. В современной социальной теории и психологии существуют различные определения понятия стереотип, в зависимости от методологического направления научной школы. В общем случае, стереотип — устоявшееся отношение к происходящим событиям, действиям, поступкам и т.д. Рассматривая современную методику руководства предприятиями и организациями, отмечается что в последние годы существует тенденция изменения стереотипа руководителя предприятия, как на уровне крупных, так и на уровне малых предприятий. Прежде всего, эти изменения происходят не в силу каких-то кадровых перестановок или новых потоков молодых специалистов, а в результате изменения сложившихся десятилетиями моральных и этических норм, которые еще недавно были и считались незыблемыми и устоявшимися. Плановая экономика ставила перед руководителями определенные цели и задачи, независимо от ступени иерархии, и устанавливала жесткие рамки действий и оперативного управления в пределах должностных инструкций. Должностные инструкции для всех уровней руководителей разрабатывались общие, которые существовали во всех регионах и практически во всех отраслях без особых изменений и дополнений. Утверждались они вышестоящими отделами и являлись формальными инструкциями к действиям. Порой эти инструкции тормозили производство на периферии при экстренных ситуациях или форс- мажорных обстоятельствах. Существовала догма – инициатива наказуема. С переходом экономики на рыночные отношения на первых порах наблюдались хаотические действия большинства руководителей, противоречивые подходы к решению ключевых вопросов, связанных с определением места предприятия на рынке, выживания на рынке без выделяемых, как ранее, фондов. Многие предприятия перестали существовать, некоторые резко сократили производство, некоторые изменили стратегию, миссию, цели и задачи. Немногие смогли найти альтернативу и занять свое место на рынке. Произошел массовый выброс трудоспособного населения, высококлассных специалистов на подиум безработицы. Заводам и фабрикам они стали не нужны, администрации городов больше волновал вопрос собственного самосохранения в теплых кабинетах, а опытные и профессиональные руководители предприятий попросту растерялись. Оказавшись на рынке с устаревшими инструкциями, многие начали перекраивать их под собственное видение, порой граничащее с криминально-полулегальным статусом и не всегда прозрачным. Выкроилось огромное поле для хищений, перепродаж, присвоения госимущества и имущества предприятий руководителями предприятий. Руководитель превратился в коммерсанта, продающего чужое имущество как свое, потеряв при этом высокий статус организатора, администратора и руководителя с большой буквы. Человека, на которого смотрят и с которого берут пример. Прошло очень много времени, прежде чем сломались эти стереотипы, и человек понял свой статус как руководителя. Настало время рыночной экономики. Время противостояния старых и новых стереотипов. С одной стороны, руководители административных образований старой номенклатуры, а с другой – новые руководители частных предприятий, совершенно отличные от первой когорты своими максималистскими взглядами на жизнь и окружающую среду. Первые не хотят принимать новое, тормозят процесс прогресса, а вторые не могут понять, почему все же так трудно и долго им приходится добиваться от властей правды и соблюдения элементарных правил ведения хозяйства. Номенклатура по привычке всевозможными силами и средствами старается удерживаться в своих креслах, не забывая при этом набивать карманы за счет новых хозяйственников. Те рады давать любые взятки, лишь бы не бегать за чиновниками и не высиживать в коридорах очереди днями. А самое главное, не потерять при этом честь нового хозяйственника, руководителя и вообще гражданина нового поколения. Происходит расслоение отдельных пластов населения, в основном молодых, которые не видят никаких перспектив своего становления как руководителей. Они пополняют ряды безработных граждан, и, естественно, озлоблены существующей властью. А те, которые остались на своем поприще, вынуждены приспосабливаться к старому верху и новому окружающему. Научились давать взятки и еще больше научились брать взятки, причем все эти издержки накручиваются на себестоимость продукции. А иначе предприятию не выдержать конкуренцию и давление административного ресурса. Возможность использования административного ресурса для присвоения имущества, принадлежащего хозяйственникам, работники бюрократического аппарата не упускают, и запугав предпринимателей своей властью и обещаниями навлечь всевозможные напасти, они попросту воруют чужое имущество. Все это делается под предлогом благих намерений пополнения городского бюджета. Понятно, что ниоткуда полученное добро, т.е. без затратной части, включается в сметную стоимость при выполнении любых работ, получении всего спектра услуг. А затем, из полученных от заказчика денежных средств, вытаскивается стоимость расчетных материалов и услуг для уменьшения части при налоговых расчетах, и переводятся как за- тратные, на свои же фирмы. Зарегистрированы эти фирмы, как правило, на своих детей, внуков или жен. Таким образом работает один из механизмов получения дивидендов «слугами народа» от предпринимателей и предприятий. Таких механизмов существует огромное количество. В такой тяжелой обстановке приходится действовать руководителям предприятий, и законодательная база не всегда работает на порядочного человека. Понятно, что в конечном итоге страдает государство, интересы которого обязаны защищать административные работники, а деле получается все наоборот. Государственная суть и государственное мышление присущи немногим руководителям администраций поселков, городов, областей и краев. Простой народ остро ощущает эти настроения и любые высказывания представителей власти по тем или иным вопросам находят двоякое отражение. Отсюда вытекают соответствующие последствия, такие как неявка на выборы, игнорирование директив и распоряжений глав административных образований, сокрытие налогов, перекачка денег в оффшорные зоны и их хранение в иностранных банках. В конечном итоге страдает государство, т.е. мы все. Действовать начинает закон «бумеранга». А теперь попробуем экстраполировать вышеописанное на всю Россию. Мировые кризисы тут лишь катализаторы. Кризис создаем мы сами, а именно: руководители административных образований, которые коррумпированы; предприниматели и руководители, которые не платят налоги; население, которое не платит за коммунальные услуги; люди, которые не могут что-то производить; школы, которые плохо обучают школьников; институты, которые выпускают слабых специалистов; училища, которые не готовят новых рабочих кадров и т.д. Что же в данной ситуации делать руководителям предприятий и предпринимателям? Первое – это поменять мышление. Мнение, что предприниматель должен все и всем – ошибочно. Предприниматель, прежде всего, должен себе, своей семье, своим сотрудникам. Потому что предприниматель рискует своим собственным имуществом, своей свободой и своим здоровьем. Никто не берет во внимание фактор потери здоровья, а ведь именно этот фактор и является ключевым. Предпринимательство – это мина замедленного действия, и если не поменять сложившиеся стереотипы, человек может оказаться у разбитого корыта. Все деньги, которые он заработал, окажутся недостаточными для восстановления утраченного здоровья. Тогда ради чего все эти мытарства, беготня, нервотрепки, скандалы в семье, постоянная нехватка времени на все и на всех? 1) В данной ситуации меняться нужно самому, потому как никто не сможет поменять мир вокруг себя, мир, который создавался столетиями и усилиями миллионов людей. Начинать нужно с уважения себя, своих окружающих, сотрудников, партнеров и т.д. Нужно ценить свое время, также как и чужое время. Ибо только точность во времени определяет ценность усилий человека в достижении определенных материальных и моральных благ . И не всегда материальное благо удовлетворяет человека. В данной ситуации есть вероятность возникновения эффекта камня, брошенного в воду. 2) Необходимо уметь определять стратегии выживания на рынке труда, услуг, производства и т. д. Мир изменчив, изменчивы приоритеты, изменяется мода, изменяются настроения, и заслуга руководителя заключается в том, чтобы он тонко мог чувствовать эти изменения. Разрабатываемые стратегии должны носить мобильный характер для моментального реагирования на эти изменения и включения альтернативного варианта освоения рынка. 3) Руководитель должен работать над вариантами интеграции с родственными по производству предприятиями и организациями, создавать союзы и кооперации, где решаются не только производственные проблемы, но и проблемы взаимодействия с институциональной средой. 4) Необходимо определение приоритетов сосуществования в сложившейся общественной формации. У великого философа Дао есть изречение: «не дай вам Бог жить в эпохе перемен». Вот мы и оказались именно в этой эпохе. Но в то же время нельзя бояться брать кредиты в банках, привлекать инвестиции в свое производство, как для пополнения оборотных средств, так и для внедрения альтернативного варианта использования производственного потенциала предприятия. 5) Постоянное стремление к совершенствованию и познанию изменяющихся информационных технологий и инноваций с адаптацией их в своей профессиональной деятельности. Здесь же обоснуем функцию стимулирования как основную функцию управления – вдохновляя и мобилизуя людей на выполнение своих обязанностей наилучшим образом, менеджер включает в сферу деятельности именно этот управленческий аспект деятельности . 6) Руководитель должен постоянно учиться, повышать свою квалификацию, общаться с коллегами из других городов и регионов, с иностранными партнерами и с простыми гражданами. Отдаление от общества приводит к отчуждению, а последнее к изоляции и далее, как следствие, может развиться комплекс враждебности и недоверия. 7) Руководитель должен активнее участвовать в общественной и политической жизни города, региона, где он работает и не стесняться демонстрировать максимально прозрачно свою общественную и благотворительную деятельность, привлекая тем самым общественные симпатии и доверие. Эти постулаты не ограничивают руководителя как личность, а предоставляют возможность самореализации, выявления и осмысливания своих внутренних резервов и способностей. Руководитель должен понимать, что он находится на вершине маленькой пирамиды, основной которой является его трудовой коллектив и в то же время он должен уметь аккумулировать прогрессивные идеи своего коллектива, а также способствовать их aпродвижению для решения стратегических задач и целей предприятия. В каждом городе таких пирамид множество, где больше, где меньше. Но каждая пирамида – это обособленная и самостоятельная группа людей, ко- торые стремятся выживать на конкурентном рынке услуг и труда. Группе пирамидок легче выживать на рынке, чем одиночкам, потому что интеграция приводит к наращиванию оборотного капитала и доходная часть каждой пирамиды будет более ощутима. Но здесь нужна воля и решимость руко- водителей, четкое разграничение функций каждого звена интеграции, взаимовыручка и понимание возможных трудностей, связанных с реализацией задач и целей интеграционной системы. Здесь речь не идет о полном слиянии, а только об обороте свободных оборотных средств, которые имеются у предприятий и которые находятся во временном застойном состоянии. Вам кажется что в данной теме много чисто теоретической информации, но реально попробуйте осмыслить реально прочитанное каждое слово и найдете много вопросов, ответы на которые необходимо найти, осмыслить и реально использовать в своей практической деятельности. Неясно? Задавайте вопросы и истина будет непременно определена. За консультацией по любому вопросу вы можете обращаться через «Контакты» на сайте www.logmarket.christihouse.ru, www.otvet.christihouse.ru или по электронной почте: cchd@yandex.ru. Можно также запросить адрес для Skype. В современных условиях совершенно не будет лишним обратиться для консультации к профессионалам, не доводя до ситуации когда обращаться уже довольно поздно.

В избранное