Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Управление бизнесом. Советы и решения. Граффити: искусство или вандализм?


Настенные надписи известны с глубокой древности, они открыты в странах Древнего Востока, в Греции, в Риме (Помпеи, римские катакомбы). Граффи́ти, употребляется гра́ффити (в контексте исторических надписей единственное число — граффи́то; от итал. graffito, множ. graffiti) — изображения, рисунки или надписи, выцарапанные, написанные или нарисованные краской или чернилами на стенах и других поверхностях. К граффити можно отнести любой вид уличного раскрашивания стен, на которых можно найти все: от простых написанных слов до изысканных рисунков. Древние римляне наносили граффити на стены и статуи, примеры которых сохранились в Египте. Граффити в классическом мире имели совершенно иное значение и содержание, чем в современном обществе. Древние граффити представляли собой любовные признания, политическую риторику и просто мысли, которые можно было бы сравнить с сегодняшними популярными посланиями о социальных и политических идеалах. Граффити были широко распространены также в доколумбовой Месоамерике. У восточных славян граффити имеют долгую и богатую историю. Большей частью древнерусские граффити — это записи на стенах храмов, поэтому самое частое их содержание — молитвенные просьбы к Богу или святым, но попадаются и шуточные тексты, и записи типа «здесь был такой-то», и народные заклинания. Считается, что граффити тесно связано с хип-хоп-культурой и тем бесчисленным количеством стилей, которые произошли от нью-йоркского граффити в метрополитене. Несмотря на это, существует много других замечательных примеров граффити. В начале XX века граффити стали появляться в товарных вагонах и подземных переходах. Один из таких граффити — Texino — ведет свою историю с 1920-х годов до нашего времени. Граффити сегодня — вид уличного искусства, одна из самых актуальных форм художественного самовыражения по всему миру. Существует множество разных стилей и видов граффити. Произведения, создаваемые граффити-художниками, — самостоятельный жанр современного искусства, неотъемлемая часть культуры и городского образа жизни. Во многих странах и городах есть свои известные райтеры, создающие на улицах города настоящие шедевры. Зарождение отечественного граффити движения произошло в 1980-х годах в СССР. Первыми отечественными граффитчиками считаются Крыс (Крис) из Латвии и Баскет из Москвы. С 1980-х годов и до середины 1990-х граффити в России носит эпизодический характер и только к концу 1990-х приобретает массовый характер. Это связано с доступом к информации, которая стала поступать лавинообразно с популяризацией интернета, а также с использованием граффити в шоу-рынке и коммерческих целях. Сегодня граффити-художник использует целый арсенал средств для создания успешного рисунка. Аэрозольная краска в баллонах — самый главный и необходимый инструмент в граффити. Используя два этих материала, райтер может создать огромное количество разнообразных стилей и техник. Аэрозольная краска продается в граффити-магазинах, хозяйственных магазинах или магазинах художественных товаров, причем в настоящее время можно найти краску практически любого оттенка. Трафаретное граффити, зародившееся в начале 1980-х годов, создается путем вырезания форм из жесткого, плотного материала, к примеру, картона. Готовый трафарет прикладывается к холсту и поверх него быстрыми, легкими и точными движениями распыляется аэрозольная краска. Эта техника граффити стала популярна благодаря своему быстрому исполнению. Современное граффити зачастую включает элементы других искусств и использует новые технологии. К примеру, «Graffiti Research Lab» («Лаборатория по исследованию граффити») вдохновила райтеров на использование в работах проецируемых изображений и магнитных светодиодов. Итальянский художник Kaso занимается восстанавливающим граффити, экспериментируя с абстрактными формами и тщательно продуманными трансформациями прежних граффити работ. Yarnbombing, «Ярнбомбинг» (от yarn — пряжа) — еще один новый вид уличного искусства. Ярнбомбинг состоит в украшении уличного пространства с помощью разноцветных вязаных или трикотажных тканей или предметов. Некоторые из самых распространенных стилей граффити имеют свое собственное название. Тег («tag») — самое базовое понятие, написание имени художника, его личная подпись. Теггинг — безусловно, самая распространенная форма райтинга. Иногда теги могут содержать тонкие намеки или таинственные сообщения, а также инициалы команды райтеров или другие буквы. Еще одна форма теггинг, называемая «писсингом» («pissing»), заключается в том, чтобы перезаправляемый огнетушитель наполнить краской вместо его обычного содержимого. Использование такого метода позволяет создавать теги высотой в 6 метров. Однако из-за сложности исполнения рисунок нередко получается кривым и небрежным. «Троу-ап», или «бомбинг» — еще одна форма граффити. «Троу-апы» рисуют очень быстро, в 2-3 цвета, жертвуя качеством ради скорости. Иногда троу-апы наносят контурно одним цветом. «Кусок» («piece», «masterpiece») — это более сложное исполнение имени райтера, которое включает более стилизованные буквы и большее количество цветов. Конечно, создание «куска» требует большего времени и увеличивает вероятность того, что художника поймают. «Блокбастеры» или «роллеры» («blockbuster» or «roller») — это огромные куски, обычно выполненные в простой печатной манере с целью покрытия большой поверхности с использованием двух контрастных цветов. Иногда «блокбастеры» специально перекрывают другие граффити и делают стену недоступной для новых работ. Для создания таких больших граффити необходим валик для покраски, а также большое количество дешевой краски. Стиль «wildstyle» — это более сложный вид граффити. Его чертами являются сплетения букв, острые углы. Название стилю дал характер рисунка — дикий, взрывной, непонятный, так как часто буквы настолько переплетены и введено такое множество посторонних элементов, что читаемость практически пропадает. Иногда художники рисуют на стикерах — клеящейся бумаге — и расклеивают их на стены. Несмотря на то, что такой вид граффити считают слишком простым, а художников обвиняют в лености, стикеры всё же нередко выполнены очень искусно и сочетают в себе использование нескольких материалов. Обычно теги рисуют на почтовой клеящейся бумаге, так как её можно легко достать и она бесплатна. Во всех цивилизованных странах граффити – это культура. Конечно, у многих жителей не повернется язык сказать, что все райтеры знают эту культуру. Города пестрят различными надписями, в том числе нецензурными выражениями. Расписывают все – от жилых домов на окраинах и гаражей до трамваев и исторических памятников. Но, кроме всего прочего, существует еще одна сторона граффити. Сейчас это стало одним из видов рекламы. В любых городах. можно найти примеры. Нарисовано и оплачено все это, наверняка из бюджета компаний. Но при просьбе прокомментировать, законно ли это – в рекламных отделах предпочитают не давать комментариев. Получается следующая картина: понятно, кого рекламируют, но нарисовать может любой, поэтому доказать ничего невозможно и наказывать некого. На частной территории можно рисовать все, что захочет владелец, но рисунок это или реклама? Если реклама – то ее положено согласовывать с соответствующими органами. Граждане лицезреют незаконные надписи каждый день: на остановках, гаражах, заборах, в подъездах и в общественном транспорте. Некоторые даже становятся свидетелями создания рисунков. Что же делать? Куда обращаться? По закону это попадает под статьи в Административном кодексе. А значит, есть смысл обращаться в Администрацию местного района и в правоохранительные органы. Ответственность за граффити трактуется Административным кодексом статьями 213 и 214. Статья 213: хулиганство, то есть грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся применением насилия к гражданам либо угрозой его применения, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества, - наказывается обязательными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок от шести месяцев до одного года, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет. Статья 214: вандализм, то есть осквернение зданий или иных сооружений, порча имущества на общественном транспорте или в иных общественных местах, - наказывается штрафом в размере от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца, либо обязательными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок от шести месяцев до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев. Большая и яркая надпись на стене - это искусство, модный и актуальный стрит-арт или акт вандализма? А некрасочный росчерк черным фломастером? А разбитое стекло телефонной будки или поломанная скамейка? Когда видишь погнутые поручни лестницы или изрезанные сиденья в трамвае, то говорить об уличном искусстве уже не поворачивается язык. Такого рода зрелища вызывают единодушное осуждение. Но что такое вандализм, в чем его причины, что за люди стоят за ним, что они хотят нам сообщить? Вандализм - не юридический термин, а разговорное понятие с не очень ясно очерченным смыслом. Под вандализмом понимают преднамеренную порчу чужого имущества, при этом никакой практической выгоды для себя вандал не имеет, вандализм немцы называют еще слепым, видя в нем проявление слепой ярости. И что можно сказать о патриотизме, о любви к своему городу, поселку, подъезду разрисованному подлым скрытым образом, когда никто не видит? Райтеры своими незаконными действиями сами дискредитировали свое свое искусство и естественно вызывают справедливый протест общества. У настоящих райтеров есть свой кодекс: 1) Не расписывай дома, представляющие культурную ценность, и вообще не рисуй на жилых домах; 2) Не навязывай людям свое мировоззрение; 3) Не пиши на именах других райтеров, тем более на чужих работах; 4) Не пиши на надгробиях: роспись мемориальных стен – это смерть! Но многие ли знают этот кодекс и готовы его соблюдать? Власти городов пытаются бороться с граффити при помощи легализации, так как давно стало понятно, что приставить охрану к каждому забору и дому невозможно, но это не приводит к заметному улучшению чистоты и общего вида города. Существует мнение что во всем мире граффити – это молодежная культура. но скорее это проявление именно бескультурья и варварства. Сегодня звездой мирового граффити является художник Бэнкси (Роберт Бэнкс). Этот человек родом из Бристоля. Лица Бэнкси никто не видел, он тщательно скрывается от прессы: граффити в общественных местах до сих пор вне закона, и за его рисунки Бэнкси грозит тюремный срок. И это культура? То, что возмущенным горожанам кажется очевидным примером вандализма, часто считают, прежде всего, попыткой художественного самоутверждения. Молодые райтеры (спрейеры) не имеют другой возможности "обнародовать" свое искусство, кроме как на стенах домов, на дебаркадерах, знаках дорожного движения. Хотя нелегальное нанесение картинок и текстов спреем считается уже даже не административным правонарушением, вроде перехода улицы в неположенном месте, а уголовно наказуемым деянием. Это, в свою очередь, повышает ставки в игре спрейеров: конкуренция возрастает, а вместе с ней - агрессивность соперничающих групп. Группы спрейеров борются за самые лучшие, то есть заметные большему количеству прохожих места. Граффити говорит: обратите на меня внимание! Автор хочет вырваться из своей анонимности, стать заметным и известным. Инженер Томас Паль (Thomas Pahl), работающий на гамбургской эстакадной железной дороге, ничего про искусство слышать не желает: дескать, у искусства есть специально отведенные места, в вагоны метро искусство никто не приглашал, потому там никакого искусства и нет, а есть чистой воды вредительство, обходящееся весьма недешево. Около миллиона евро в год тратится в Гамбурге на удаление надписей, исцарапанных стекол и разрезанных сидений. При этом используется американская тактика "разбитого стекла": первое разбитое стекло припаркованного автомобиля должно быть заменено немедленно, а иначе, убедившись в своей безнаказанности, распоясавшиеся асоциальные элементы начнут ломать и крушить все на своем пути. Если сразу не дать отпор и не исправить ситуацию, стихия хулиганства подчинит себе улицу. Социолог и криминолог из Гамбурга Фриц Зак (Fritz Sack) говорит о легальном и культурно оправданном "вандализме": в нашей культуре прекрасно существует уничтожение еще вполне годных к употреблению товаров и вещей. В России эта проблема практически не изучается, а подражание Европе довольно часто примечается в нашей жизни и конечно далеко не всегда подражание положительной европейской культуре. К идеологии "разбитого стекла" и представлению о стихийном росте стихии асоциальности Франц Зак относится скептически. Он полагает, что акт вандализма может быть проинтерпретирован как социальное или даже политическое послание тех, кого жизнь в обществе приводит в отчаяние. "Это голос тех, у кого нет общественного голоса и нет лобби для представления и защиты интересов. Голос тех, кто не может предъявить претензии и пожаловаться, не может связным образом сформулировать свои потребности", - говорит он. По мнению Зака, в обществе есть достаточное количество людей, не обладающих финансовыми ресурсами, которые не имеют возможности оказывать влияние ни на политику городских властей, ни на изменяющийся вокруг них городской ландшафт. Стена супермаркета, декорированная граффити-фирмой. Это защита от нелегальных граффити (спрейеры обычно не закрашивают работу друг друга) Марен Лоренц в своей книге об истории вандализма написала, что в 18 веке в эпоху Просвещения появилось подозрение, что акты вандализма связаны не с дикостью батраков и крестьян, не с грубостью их характера или их некультурностью, а с социальной несправедливостью, с проблемами, объективно существовавшими в обществе. Лоренц полагает, что и у современных актов вандализма - социальная причина, даже в том случае, если мы имеем дело с агрессивным поведением просто от скуки. Историк говорит: "Все мы когда-то в нашей жизни скучали. Но я уверена, что подавляющее большинство тех, кто скучал, все-таки не резали сиденья в электричках и не ломали скамейки в парке. Потому вопрос стоит так: почему, если мне вдруг скучно и тоскливо, я совершаю акт вандализма? И мое объяснение - политическое. А именно такое: люди не идентифицируют себя с тем, что находится в общественном пространстве или является чужой собственностью. То есть они не чувствуют себя принадлежащими этому обществу, и выражают это путем вандализма". До сих пор искусство граффити считается незаконным, кроме тех случаев, когда художник не использует перманентную (стойкую) краску. Начиная с 1990-х годов, всё больше граффитчиков обращаются к неперманентным краскам из-за ряда причин, но в основном потому, что в таком случае полиции будет сложно предъявить художнику обвинение. В некоторых сообществах такие недолговечные работы существуют дольше, чем работы, созданные перманентной краской, потому что зачастую они выражают мысли и настроения всего сообщества. Это похоже на гражданский протест людей, выступающих на уличных демонстрациях — такой же недолговечный, но всё-таки эффективный протест. Порой, когда много художников в одном месте решают работать неперманентными материалами, между ними возникает что-то вроде неофициального соревнования. То есть, чем дольше рисунок останется нетронутым и не разрушится, тем большее уважение и почет заслужит художник. Незрелые, мало продуманные работы сразу же стираются, а работы наиболее талантливых художников могут просуществовать до нескольких дней. Граффити довольно часто используется как средство и законной, и незаконной рекламы. Нью-Йоркская команда райтеров TATS CRU прославилась тем, что делала рекламные кампании для таких корпораций, как Cola, McDonalds, Toyota и MTV. Магазин Boxfresh в Ковент Гардене использовал трафаретные граффити с изображением революционных плакатов Сапатисты, рассчитывая на то, что необычная реклама поможет продвижению бренда. Компания по производству алкоголя Smirnoff наняла художников для создания «обратных граффити», то есть художники стирали грязь и пыль с разных поверхностей в городе таким образом, чтобы чистые места составляли рисунок или рекламный текст (реверсивное граффити). Репутация граффити связана с субкультурой, оппозиционной государственным властям, хотя политические взгляды разных граффитчиков могут сильно расходиться. Граффити может выражать политическую активность, а может быть одним из массы средств гражданского сопротивления. Граффити иногда используют для разграничения территории, где каждая группировка имеет определенный набор тегов и логотипов. Такие граффити как бы показывают чужаку, чья это территория. Рисунки, связанные с уличными группировками, содержат таинственные знаки и сильно стилизованные буквы-инициалы. С их помощью объявляется состав группировок, имена противников и союзников, но чаще всего эти изображения просто помечают границы — как территориальные, так и идеологические. К большому сожалению в России недостаточное внимание уделяется поддержанию общественного порядка в городах и населенных пунктах, что, естественно, касается и граффити. В Америке защитники «Теории разбитых окон» считают, что даже небольшие разрушения, мусор, или граффити на улице неизбежно приводит к увеличению уровня вандализма, загрязнений, и даже к более серьёзным правонарушениям. Разрешать такие проблемы нужно, когда они еще малы, полагают основатели этой теории. Управление городского транспорта взяло на вооружение химические растворы, бесследно растворяющие краску. Райтеры, которых отогнали от поездов, стали подниматься на крыши домов и рисовать там. С тех самых пор Нью-Йорк ведет жесткую войну с граффити, хотя в некоторых других странах граффити рассматривается законом как незначительное правонарушение. В Европе также создавались отделения по ликвидации граффити, которые порой приступали к выполнению обязанностей с безудержной энергией. Так случилось в 1992 году во Франции, когда члены местной команды скаутов так рьяно уничтожали граффити, что повредили два доисторических изображения бизона в пещере Мэйри, недалеко от французской деревни Брюникель. За это в 1992 году команде скаутов была вручена Шнобелевская премия по археологии. В сентябре 2006 года Европейский парламент поставил вопрос о необходимости создания Европейской комиссией новых законов, касающихся городской среды. Целью таких законов должно стать предотвращение и ограничение грязи, мусора, граффити, экскрементов животных, а также чрезмерного шума, производимого домашними и передвижными музыкальными системами на улицах европейских городов. Закон от 2003 года об антисоциальном поведении стал одним из самых новых в британском законодательстве против граффити. В августе 2004 года в рамках кампании «Сохраним Британию в чистоте» был выпущен пресс-релиз, призывающий к жесткой борьбе с граффити и поддерживающий идеи о штрафовании райтеров прямо на «месте преступления», а также идею о запрете на продажу аэрозольной краски лицам до 16 лет. Этот пресс-релиз осуждает использование граффити в рекламе и музыкальных клипах. По словам авторов релиза, реальная сторона граффити сильно отличается от его «крутого» имиджа. В поддержку этой кампании 123 члена Британского парламента (включая премьер-министра Тони Блэра) подписали хартию, которая гласила: «Граффити не искусство, граффити — преступление. От лица моих избирателей я сделаю все, что в моих силах, чтобы избавить наше сообщество от этой проблемы». Согласно закону об антисоциальном поведении, британские городские советы имеют право принимать меры против владельцев испорченного имущества. Так обычно происходит с владельцами зданий, которые не убирают граффити и другие виды загрязнений с защитных щитов. Строгие законы против граффити, принятые в Австралии, предполагают выплату штрафа до 26 000 австралийских долларов и два года тюремного заключения. В феврале 2008 года премьер-министр Новой Зеландии Хелен Кларк объявила об ужесточении карательных мер относительно граффити. Она назвала граффити преступлением, связанным с вторжением и нанесением вреда общественному и частному имуществу. Принятое чуть позже законодательство содержало запрет на продажу аэрозольной краски лицам до 18 лет, а также повышало штраф за граффити с 200 до 2 000 новозеландских долларов. Вместо штрафа суд может назначить длительный срок общественных работ. После обретения повсеместной популярности и относительной законности, граффити перешло на новый уровень коммерциализации. В 2001 году компьютерный гигант IBM запустил рекламную кампанию в Чикаго и Сан-Франциско, в которой были показаны люди, рисующие аэрозольной краской на тротуарах символ мира, сердце и пингвина. Несмотря на это, из-за нелегальности граффити некоторые «уличные художники» были арестованы за вандализм, а компании IBM пришлось выплатить штраф в $120,000. В 2005 году подобную кампанию запустила корпорация Sony. На этот раз рекламировалась новая ручная игровая система PSP. Граффити стало использоваться и видеоиграх обычно в положительном смысле, а также во многих новых фильмах. То есть вполне можно создавать настоящие произведения искусства, которые бы действительно радовали жителей и гостей любого города. Для того, чтобы граффити действительно стало легальным и признанным искусством сами райтеры должны показать свою значимость для общества в оформлении зданий, сооружений, в разработке компьютерных игр и фильмов именно в легальном порядке. Создавайте художественно-рекламные студии, устраивайте конкурсы и так далее, но в соответствии со своим кодексом. Не нужно подло, пока никто не видит, рисовать гадости и другие любые знаки на стене, в метро, заборе и т.д. Или ваши способности заканчиваются только на этом, только на совершении варварства по отношению к чужому имуществу. Вы временщик в этом городе, вам все равно его вид, мнение туристов о городе, которое они, естественно, передадут в виде рассказа или фотографии в своей стране? Увы, но от райтеров ( спрееров, граффистов) для общества пользы нет практически никакой и об этом стоит задуматься и райтерам и обществу, против которого они себя пытаются противопоставлять. За консультацией по любому вопросу вы можете обращаться через «Контакты» на сайте www.logmarket.christihouse.ru, www.otvet.christihouse.ru или по электронной почте: cchd@yandex.ru. Можно также запросить адрес для Skype.

В избранное