Управление бизнесом. Советы и решения. Продажи: продавец и заработная плата
Коммерческая
деятельность на рынке товаров и услуг представляет собой
организационно-хозяйственные операции, обслуживающие обмен, совершение акта
купли-продажи с целью получения прибыли.Коммерческая деятельность предприятий розничной торговли
подразделяется:закупочная деятельность
;логистика;сбытовая деятельность.
Сбытовая
коммерческая работа является важнейшим аспектом коммерческой деятельности предприятия.
Сбыт – это процесс реализации закупленных товаров с целью превращения товаров в
деньги и удовлетворения запросов потребителей. Только продав товар и получив
прибыль, предприятие достигает конечной цели: затраченный капитал принимает
денежную форму, в которой он может начать свой кругооборот.
Способность и умение продавца продать товар не должны
быть оставлены без внимания со стороны производителя и руководства торговой
компании. В интересах фирмы – стимулировать, поощрять и наращивать эти
качества. К сожалению в современных
условиях к подбору продавцов, их способности
и умению продатьтовар мало уделяется
внимания , что приводит кнеудовлетворительным
коммерческим результатам.Заниматься
продажей товаров повседневного спроса не проще, чем торговать автомобилями или
мебелью, это, прежде всего, бизнес и подходить к нему надо ответственно, имея
соответствующие знания и опыт. Мы не будем разделять категории торговых
работников, выделять менеджера по продажам, а будем называть всех общим словом
- продавец, так как общая основная задача у них одна и та же.
В задачи управления сбытом, как правило,
включаютнабор торгового персонала, его
учебу, контроль за выполнением обязанностей, мотивация, оплата труда,
планирование и оценка. Занимаясь этой деятельностью, надо помнить о следующих
приоритетах работы продавца:
- создание крепких связей с покупателями;
- акцент на ценность товара для потребителя,
а не на его цену;
- сегментация и позиционирование товара;
- увеличение объемов продаж товара.
Исследования в этой области позволили выделить три основных
характеристики высокоэффективных продавцов:
- высокий уровень мотивации к достижению
цели, в основе которой индивидуальная потребность в лидерстве;
- симпатия, способность понимать чувство
покупателей и выстраивать с ними теплые отношения;
- уверенность в себе, достаточный
профессионализм для того, чтобы продать любой товар любому покупателю.
Кроме того, набор необходимых характеристик
продавца зависит от особенностей товара, с которым он будет работать.
Определение критериев для работы начинают с анализа рабочего места продавца,
его задач и обязанностей, что позволяет определить необходимый для торгового
представителя уровень образования, квалификацию, опыт и его личные качества.
После найма персонала желательно проводить
его учебу, что позволяет повысить производительность продавца на 20% и
значительно увеличить объем прибыли. Программа учебы обычно включает следующее:
- понимание проблем покупателей;
- понимание своей компании, товаров и
технологий;
- анализ бизнес-единицы, по который принимается
решение;
- планирование и деление ресурсов;
- создание облика ценности товара для покупателя.
Мотивация продавцов зависит от действия
следующих факторов:
- позитивная реакция на слова и действия
руководителей;
- убеждение;
- постановка целей;
- дополнительные стимулы.
Стимулируя дополнительные усилия продавцов,
необходимо вознаграждать тех, кто достиг высоких результатов. Для продавцов является
важными, хотя и в меньшей степени, такие моменты, как уважение, ощущение
безопасности и признание достижений.
При решении вопроса по оплате труда
необходимо учитывать два аспекта: уровень оплаты и состав. Уровень оплаты
влияет на способность компании привлекать лучшие кадры. Состав оплаты состоит
из трех основных систем: твердый оклад, комиссионные, смешана оплата.
Недостаток твердого оклада заключается в отсутствии стимулирования продавцов, а
недостаток комиссионных - в непредсказуемости доходов.
Мотивация продавцов – наверное, основная задача, стоящая
перед руководителем. Хороший продавец только за оклад работать не будет, ему
интересно работать и получать за это хорошие деньги. В то же время нельзя
давать продавцу излишнюю свободу, иначе, как по физическому закону, он найдет
самый простейший способ зарабатывать устраивающую его сумму и ничего другого
делать не будет. Существует много разных систем оплаты труда, но именно эта
наиболее выгодна как с точки зрения продавца, так и с точки зрения
руководителя.Сиcтема
называется Метод управления целями. Термин пришел с запада, поэтому часто можно
встретить обозначение МОВ (management by objectives). Суть его заключается в
том, что компания выделяет несколько ключевых показателей, характеризующих ее
успешность: это может быть оборот, прибыль, торговая наценка, объем и величина
дебиторской задолженности, да даже опоздания на работу. Далее, каждому из этих
показателей присваивается “вес”. Результативность работы сотрудника оценивается
как сумма всех ключевых показателей. Заработная
плата складывается из оклада и премиальной части. Теоретически, можно всю зарплату
сделать зависящей от выполнения плана, но, считается, подобная схема устроит
очень небольшой процент продавцов. Как правило, это молодые, агрессивные
“продажники”, ориентированные только на деньги и нелояльные к компании. Если
вам нужен рост клиентской базы – тогда да, такие сотрудники на такой схеме это
то, что надо. Но часто бывает, что нужно не только искать новых, но и сохранять
старых. Поэтому без оклада не получится.Колонка Цели – это те самые ключевые показатели. В этом примере их три,
но может быть гораздо больше. У каждого показателя есть цифровое выражение, достижение
которого и будет, собственно, обозначать выполнение плана по цели. KPI –
ключевой показатель эффективности. Вычисляется как отношение результата к
планируемой величине. И, самое интересное, Удельный вес цели – тот самый приоритет,
который выставляет руководство, исходя из текущих задач компании. В сумме они
должны давать 100%.Начисление
по каждой цели производится по формуле Начисление = Премиальная часть х KPI х
Удельный вес целиИзменение KPI, как видно, приводит к изменению премиальной части, причем
как в меньшую, так и в большую сторону. Очевидно, что у менеджера есть
возможность корректировать свою зарплату: например он не выполняет план по
обороту, но перевыполняет по прибыли. Для того, чтобы избежать злоупотреблений
и существует расстановка руководителем Удельных весов, которая позволяет
сделать невыгодным перекос в пользу одного из ключевых показателей.
Руководитель получает простой и эффективный инструмент управления менеджером, а
продавец прозрачную и понятную схему оплаты труда.В следующей рассылке рассмотрим 10 самых
крупных ошибок, допускаемых каждым продавцом.
За консультацией по любому вопросу вы можете обращаться на www.logmarket.christihouse.ru или по электронной почте: cchd@yandex.ru.Мы профессионально можем проверитьумения и способности ваших торговых работников, обучим методике подбора
и проверкипродавцов, менеджеров по
продажам. Кстати несколько методов
работы с продавцами дает именно данная рассылка.