Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Новый проект Юрия Мороза" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Управление бизнесом. Советы и решения. Японская система Кайдзен и персональная организация времени
Книги и материалы о стратегиях Кайдзен начали публиковаться на английском языке с 1995 года. Несмотря на заверения Европейского Японского центра о том, что знания о системе Кайдзен на Западе распространены достаточно широко, указанные материалы были написаны не японскими, а западными специалистами и давали весьма поверхностное понимание подхода Кайдзен. Появление в 2004 и 2005 годах перевода на русский язык двух книг о Кайдзен – «Кайдзен: ключ к успеху японских компаний» и «Гемба Кайдзен: путь к снижению затрат и повышению качества», написанных японцем – Масааки Имаи, дают более глубокие знания о системе и позволяют применять ее идеи к организации времени. Кайдзен – это разработанный в Японии подход к организации деятельности, основанный на: - здравом смысле; - самодисциплине; - порядке; - экономии. Такой подход во многом совпадает с современной позицией технологий организации собственной деятельности человека во времени. Так: - здравый смысл включает в себя опору на реальность; - самодисциплина выражена в нормах и расписаниях; - порядок представляет собой процесс деятельности, подвергнутый реинжинирингу и упорядочению; - экономия находит отражение в устранении потерь времени. Что такое реальность? Реальность может быть измерена показателями, производительности, качества и др. Но что делать с этими показателями? Подход к организации времени с точки зрения Кайдзен – это использование и анализ статистических данных. Такая методология требует, чтобы изучаемые ситуации и проблемы были выражены в численной форме. Благодаря этому Вы привыкаете работать с достоверными данными, не руководствуясь интуицией и внутренним голосом. Решая статистическую проблему, при сборе данных приходится все время обращаться к ее источнику, такой подход способствует формированию процессного мышления. Опора на реальность предусматривает избавление от иллюзий, что в результате наших усилий, мы, возможно и не так, как хотелось, но все же продвигаемся вперед. Отсутствие четких сроков, ясных нормативов, подмена твердых планов сомнительным предвидением создает самообман. К примеру, в этом месяце было много праздничных дней, нас подвели погодные условия, мы не получили в срок материалы от поставщиков – это типичные отговорки и оправдания провалов в сочетании с оправданием, мол: «Все мы люди». У нас имеется арсенал стереотипных реакций для объяснения того, почему наш образ жизни, стиль поведения и мыслительные модели не дают желаемых результатов. Оправдания служат для формирования уверенности в будущем, как компенсации сегодняшних неудовлетворительных результатов. Чтобы изменить показатели деятельности следует приложить усилия к улучшению течения самого процесса. Для этого необходимы метрики и стандарты (эталоны) – как для процессов, так и для результатов. «Если мы имеем дело с совершенствованием (improvement), нам следует работать с показателями, ориентированными на процесс». Процессный подход к деятельности предполагает в поисках причин возникновения проблем обращать внимание на всю цепочку процедур, составляющих процесс. Для этого используют технику многократного повторения вопроса: «Почему?», – так можно выявить последовательность обстоятельств, одно из которых будет определяющим. Пример. Почему произошла задержка публикации статьи? Потому что работа над статьей не была завершена в срок. Почему статья не была готова к назначенному сроку? Потому что работа над статьей прервалась и не была продолжена в срок. Почему работа была продолжена позже назначенного срока? Потому что первичный экземпляр с внесенными поправками не был доступен для обработки в офисе в понедельник. Почему экземпляр не был доступен? Потому что автор работал с ним на выходных и оставил на даче. Почему автор оставил статью на даче? Потому что там был нарушен порядок. Таким образом, причиной, которая привела к задержке публикации, оказалось нарушение порядка. Устранить причину возможных задержек, в данном случае, означает навести порядок. Напомним, что порядок – одно из основных положений методики Кайдзен. В концепции Кайдзен акцент делается на «человеческий фактор» – на то, что люди постоянно должны изыскивать возможности для улучшения своей деятельности. Таким образом, Кайдзен интересен для персональной организации деятельности следующими составляющими: - ориентацией на процесс, а не на результат; - использованием статистических данных при анализе деятельности и принятии решений; - применением циклов поддержки существующего уровня деятельности и внесения изменений (циклы SDCA: стандартизуй – выполняй – проверяй – воздействуй и PDCA: планируй – выполняй – проверяй – воздействуй). Любая деятельность – это фактически последовательность процессов. Описание деятельности человека в виде процессов и их составляющих помогает более глубокому пониманию сложившейся ситуации – того, что с ними в действительности происходит. Построение процессов деятельности и их составляющих – это наилучшее решение в свете понимания того, что произойдет в будущем. Правильно построенная последовательность действий становится базой для реальных планов. Процессы представляют собой полные и цельные потоки работы. Их можно описать на различных уровнях детализации (процедуры, задачи, операции), но они всегда имеют начало, определенную последовательность шагов и четко определенное завершение. Мы определяем процесс . Процесс – логичный, последовательный, ограниченный по времени набор взаимосвязанных процедур, который потребляет ресурсы и обеспечивает специфичный результат, который чаще всего размыт во времени. Процесс описывает алгоритм выполнения мероприятий, с учетом их логической и временной упорядоченности. Возможно выделение подпроцесса – части процесса, которая выполняет специфическую роль в обеспечении функционирования основного процесса. Процедуры – действия, выполняемые в рамках процесса или подпроцесса. Процедуры описываются в алгоритмах исполнения. Алгоритмы содержат перечень задач, которые решаются в рамках процедуры. Процедуры также определяются стандартами их выполнения. Задачи – отдельные элементы процедуры. Операции (действия) – самая мелкая составляющая деятельности, имеющая наиболее простую и конкретную форму; кратчайшая по времени составляющая процесса, не подлежащая дальнейшему дроблению. Определив, какое событие считается началом процесса, а какое – его завершением, можно оценить продолжительность всего процесса. Для описания ПД используют следующие шаги : - инвентаризация существующей информации (сбор и обработка); - определение и изучение текущих процессов (выделение отдельных процессов, распределение их по основным группам, краткое описание каждого процесса); - выбор процессов, которые нуждаются в документировании (по критериям: периодичности выполнения процесса, его временного объема, требуемой результативности, финансовой значимости, отношения к жизненным ценностям); - утверждение уровня детализации последующего документирования (определение того, будут ли документироваться операции (действия) или достаточно фиксировать выполнение задач, или даже процедур, определение метрики документирования); - выбор методики документирования (общий обзор процессов, принципиальная и детальная схемы процесса, схема управления процессами). Документировать, описывать процесс бесполезно, если в нем самом содержится много нарушений и вариабельности . Кайдзен рекомендует сначала стабилизировать процесс:
Возьмем, к примеру, процесс составления договора.
Стабилизация процесса:
Результативное управление на тактическом и оперативном уровне сводится к поддержанию и совершенствованию нормативов. Это значит, что надо не только поддерживать действующие персональные нормативы (самодисциплина, порядок), но и улучшать процессы, чтобы поднять нормативы на более высокий уровень (а не ставить норматив, а затем искать, как его достичь). Процессы деятельности предполагают установление и регулирование необходимых количественных пропорций времени между входящими в них мероприятиями. Для этого необходимо знать меру временных затрат по каждому мероприятию и по процессам в целом. Такая мера будет являться для данного мероприятия нормой. Расчет и установление норм времени осуществляется с учетом организационных и психофизиологических факторов, что служит основанием для обеспечения нормальной интенсивности труда. Нормы определяются опытно-статистическим путем. Характеристики нормативов по Кайзден: - наилучший, самый легкий способ выполнить мероприятие; - наилучший способ сохранения накопленного опыта; - обеспечивают установленный (неизменный) способ изменения показателей; - показывают отношения между причиной и результатом (отклонения, вариабельность, потери); - служат основой для выполнения текущей работы и для совершенствования; - помогают предотвратить повторение ошибок и минимизируют вариабельность. Вариабельность может возникать из-за недостатка нормативов (вводим новые). Если вариабельность увеличивается при соблюдении нормативов, должно сначала определить причину, а затем пересмотреть и модернизировать норматив. В случае с составлением договора, если такой алгоритм установлен и время на выполнение мероприятий не разнится, можно зафиксировать норматив.
Кайдзен предполагает начинать мероприятия по улучшению процесса с устранения потерь времени, где бы они ни находились. Устранение потерь времени обычно состоит в прекращении того, что мы делали до сих пор, поэтому для устранения таких действий не требуется больших затрат (ТВ, разговоры по телефону и т.п.). Потери времени определить все легче по мере приобретения соответствующего навыка, а поэтому потери все легче выявлять и устранять. Можно выделить категории потерь времени в деятельности (в ее отдельных направлениях) – ожидания, ошибки, поиск, помехи, транспорт, перемещения, информация без движения.
Все потери приводят к увеличению длительностей процессов, процедур, задач, операций. Высокий уровень самодисциплины, достигнутый в определенный период, нелегко удержать. Самодисциплина исчезает без вовлеченности в нее, как процесс. Кайдзен-история – это стандартизированная форма для записи действий по улучшению, совершенствованию деятельности:
ТМ-дневник по совершенствованию деятельности (по методу Кайдзен):
Несмотря на то, что здравый смысл требует сокращать потери времени, на практике время расходуется на поиск сложных и хитроумных решений возникающих проблем. Создается напряженность в работе. Работа, выполняемая напряженно, как правило, идет медленнее и приводит к множеству ошибок. Чтобы выполнять работу непринужденно, необходимо лучшее понимание происходящего – повседневной деятельности. Стратегические результаты – прямые следствия процессов деятельности, осуществляемых ежедневно. Кайдзен называет процессы механизмами поставки результатов, и как следствие, на долгосрочные результаты можно существенно влиять, только совершенствуя процессы деятельности. Библиография
Юрий Васильченко, июнь Допускается без дополнительного согласования с автором публикация в бесплатных интернет-изданиях, при сохранении целостности текста, включая настоящее уведомление, и работающих гиперссылок. Публикация в платных интернет-изданиях и бумажных СМИ требует согласования с автором. |
В избранное | ||