Продолжаем изучение
книги Олега Тинькова «Как стать бизнесменом»
Глава 2
Как выбрать идею для
бизнеса
Тут всё зависит, конечно, от человека. Думаю, правильнее
выбрать сферу, в которой вы разбираетесь или работаете в данный момент. С
другой стороны, я делаю уже пятый бизнес — банкинг, никак не связанный с
четырьмя предыдущими. Я просто всегда находил хорошие ниши, хотя ничего в них
не понимал.
Покупая и продавая видеомагнитофоны, я заполнял нишу. В 1991
году мне нужен был видик, и я нигде не мог его купить. В итоге купил, марки
Sharp, переплатив в три раза. Поняв выгодность, стал заниматься электроникой.
Моя дочка Дарья любила пельмени. Тогда изготавливали
пельмени «для населения» (не люблю это слово), а я решил сделать продукт «для
людей», чтобы с удовольствием есть и самому. Мои пельмени были дороже, для
людей со средним достатком, но качественные.
Потом я нигде не мог попить вкусного пива, везде стояли
очереди — и я открыл пивоваренный ресторан. Мне нравилось нефильтрованное и
непастеризованное пиво, и я сам его сварил.
Я очень любил кредитные карты, но в России не нашёлся банк,
который бы не заставлял меня ходить в отделение, и сделал карту нужного
дизайна. Я создал свой банк кредитных карт.
Важная составляющая всех пяти моих бизнесов —
суперприбыльность, все они приносили от 200 до 400 процентов прибыли или
наценки.
С одной стороны, правильнее заняться улучшением бизнеса, в
котором вы сейчас находитесь. С другой стороны, если вы видите другую
категорию, пусть даже незнакомую вам, но чувствуете, что вы — предприниматель,
фантазёр и удачливый человек, — просто идите туда. Я именно так и делал. Я
ничего не понимал в торговле видео, ни черта не понимал в пельменях, пиво для
меня — тёмный лес, я даже не знал, как оно бродит. Я считал, что пиво делают
как водку: берут спирт и с чем-то мешают. Инвестировав первые деньги в банковский
проект, я не знал толком ни одного термина, не понимал требований Центрального
банка. Ничего страшного. Если у вас есть воля, желание, фантазия — идите в
бизнес, кажущийся вам лично прибыльным и интересным. Необязательно про него всё
досконально знать.
Нужно ли при этом проводить анализ рынка? На мой вкус,
настоящий предприниматель должен делать анализ рынка на клочке бумаги. Если ваш
анализ не умещается на ресторанной салфетке, там и бизнеса нет. Никакие
McKinsey и Boston Consulting Group вам не помогут. Помню, как я продал
пельменный завод «Три поросёнка» компании «Планета Менеджмент». Мы провернули
большую по тем временам сделку буквально на салфетке в ресторане.
Конечно, желательно привлечь большие консалтинговые,
аналитические компании. Тут всё зависит от стартового капитала. Если вы
начинаете с полного нуля, так называемый чистый стартап, и вы студент — этой
возможности у вас нет. Но если вы где-то заработали начальный капитал — скажем,
полмиллиона долларов, вам 28– 35 лет и вы начинаете что-то серьёзное, я бы на
вашем месте из этих денег 10–15 процентов потратил на аналитические вещи, на
проработку модели. Необязательно это кардинально поменяет ваше сознание и скажет,
куда идти или не идти, но как минимум вы получите ещё один взгляд со стороны.
Консультация со своими друзьями в баре — тоже своеобразный способ узнать
стороннее мнение, но оно не будет объективным. Ваш друг или знакомый не
заинтересован в том, чтобы вам что-то правильное подсказать. Не потому, что он
хочет навредить или желает вам зла, нет, вы не так меня поняли. Просто у людей
нет времени на раздумья: чтобы высказать умную мысль, над ней нужно подумать.
Часто в «Твиттере» (http://twitter.com/olegtinkov) или
«Живом журнале» (http://olegtinkov.livejournal.com) мне задают вопросы или
просят оценить бизнес-идею. Скажу честно: мне это очень трудно сделать, у меня
просто нет времени, нет мотивации. Я могу дать совет, но он будет очень
поверхностный и, возможно, не квалифицированный. Хотя с таким багажом, как у
меня, зачастую я посоветую правильно.
А вот профессиональные аналитики за относительно небольшие
деньги (10–15–20 тысяч долларов) составят вам отчёт, и они заинтересованы его
сделать, ведь вы за это платите. Такие консультации будут достаточно
квалифицированными. Но опять же, если они раскритикуют вашу идею в пух и прах,
скажут, что туда идти нельзя, это не значит, что идею нужно бросать. Это просто
ещё один квалифицированный взгляд на вашу проблему с другой стороны. Я бы не
воспринимал любой совет или консультацию как однозначную рекомендацию, скорее
как ещё одно мнение, достойное внимания. И возможно, базируясь на этом мнении,
нужно поменять свою идею, подправить бизнес-план, пересмотреть какие-то параметры
и т. д.
Поучать может каждый, но стоит ли доверять этим поучениям.
Если у вас есть проблема в жизни, и вам нужна помощь, пишите
по адресу rasvopros@mail.ru с пометкой «проблема» в теме
письма.
Все представленные материалы носят ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО
ознакомительный (образовательный) характер. Некоторые материалы взяты из
открытых источников в сети или были присланы подписчиками. Если Вы посчитали,
что Ваши авторские права были нарушены - сообщите, и мы вместе постараемся
придти к обоюдоприемлемому решению. Обладатели авторских прав на материалы,
опубликованные в рассылке, выступающие против их дальнейшего размещения и
распространения могут обратиться с просьбой об их удалении.
Copyright Андрей Луда, 2006-2014 г.г. Автор оставляет за
собой право отвечать не на все полученные письма и опубликовывать полностью или
частично, полученные письма без предварительного согласования. В случае, если
Вы желаете свое письмо оставить конфиденциальным, письменно сообщите об этом.