Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Оптимизация без переплат

  Все выпуски  

Оптимизация без переплат


Рассылка для руководителей
и владельцев компаний
«Оптимизация без переплат»
 

Письмо автору Официальный сайт Подписаться Архив рассылки


Персонал хочет украсть бизнес. Что делать?

В удивительное время мы живем!. Наткнулась в Интернете на информацию о записи в мастер-группу под названием «Как украсть чужой бизнес и сделать его своим». Мне иногда кажется, что некоторые люди не чувствуют разницы между добром и злом. Они чего-то существенного недополучили в детстве, и это уже невосполнимо. Консультант обещает, заманивая потенциальных слушателей: «Я объясню на конкретном примере, как украсть чужой бизнес и сделать его своим. Разберу риски, которые надо обойти. Дам пошаговый план, как все провернуть». Я начинаю сомневаться, кто инопланетянин – они или я?

Любой бизнес-тренер скажет вам, что проще всего открыть свой бизнес, скопировав чужую успешную идею. Воспользуйтесь хорошей волной! Юрий Мороз, например, рекомендует всем молодым людям, желающим открыть свое дело, найти предпринимателей, которые согласятся взять вас на работу без оплаты, но при этом разрешат все время находиться рядом. И, перенимая их опыт и умение вести дела, вы научитесь повторять действия, приводящие к успеху.

Да, наверное, это так. Только не получится ли, что вы вырастите себе достойного конкурента? Где гарантия, что, набравшись ума-разума, ученик-стажер откроет действительно свой новый бизнес, а не продублирует ваш? От дублирования никто не застрахован, но особенно обидно, если этот бизнес открывает выращенный вами управленческий кадр, пополняя ряды конкурентов.

Вспоминается случай 18 летней давности. Один мой знакомый успешно торговал тогда долгами бывшего СССР. Волшебные были времена! Люди быстро богатели, сколотив миллионные состояния, и также быстро разорялись. Но не все. Некоторые только богатели. И вот мой приятель, окрыленный успехами, на очередной встрече с самым близким другом рассказал последнему о своем финансовом успехе. Друг восторженно отозвался о новом детище приятеля, очень хвалил его за смекалку, ум и сообразительность. Встречались они часто, и успешный бизнесмен всегда делился "фишками" своего бизнеса. Другу же интересно, он так за него переживает!

А через пару месяцев вдруг неожиданно выяснилось, что по такой же схеме, что и мой приятель, долгами бывшего СССР торгует не только мой приятель, но и его самый близкий друг. Между ними состоялся трудный разговор. Знаете, что сказал близкий друг? "Но у тебя же нет монополии на данный вид бизнеса, этим может любой заниматься." Дa, так -то оно так. Но смог бы друг заниматься этой торговлей, если бы не знал всех нюансов? Ответ очевиден. И вот почти 20 лет некогда очень близкие люди не разговаривают друг с другом и избегают общих компаний!

Оба очень богаты. Давно занимаются совершенно разными непересекающимся направлениями в бизнесе. Но давние обиды так и не простили друг другу. И первые миллионы – по-прежнему яблоко раздора.

Очень трудно быть арбитром в таком споре. Кто прав? Кто нечестный? Кто неэтично себя ведет? С годами и мудростью все более терпимей начинаешь относиться к разным ситуациям и разным людям. Правда, если честно, круг общения из-за разных неэтичных действий партнеров все сужается и сужается. А так этого не хочется.

Кода я начинала самостоятельное плавание более 20 лет назад, почти каждый месяц у меня увольнялся очередной сотрудник и создавал аналогичную компанию! Как я переживала! Посылала гром и молнии на голову предателю. Опыт и понимание пришли позже. Время все расставило по местам. Где сейчас эти быстро растущие компании, скопировавшие мою схему организации? Их уже нет на карте родины, сгинули. Просуществовали недолго и закрылись. Я всегда говорю, что мало знать систему движения, надо еще уметь делать фокус. Поначалу, на заре становления компании, воровали помимо идеи, клиентов, которые плохо лежали. Сегодня, с ростом профессионализма, украсть моего клиента практически невозможно. Так как он пришел на меня и никуда от меня не уйдет, если я сама не начну его недобросовестно обслуживать. А в былые годы такое бывало. В настоящий момент моя голова абсолютно свободна от таких переживаний. Перестаешь об этом думать, и высвобождается очень много энергии, которую можно направить на что-то хорошее, а не на борьбу с ветряными мельницами.

С другой стороны, я оказываю индивидуальные услуги, и у меня штат помощников. Можно и так охарактеризовать мою деятельность. "Я и приставные руки". А что делать тем, у кого товарный проект? Там ситуация намного сложнее.

Один мой клиент импортирует узкоспециализированную копировальную технику. Дела шли очень хорошо, стали открывать филиалы на бескрайних просторах Родины. Владельцу было уже тяжело управлять такой большой компанией. Он нанял исполнительного директора. Рисковать не стал, опросил всех знакомых, и кто-то порекомендовал ему очень хорошего молодого парня. Он оказался действительно прекрасным управленцем, и с его помощью дела стали идти еще больше вверх, еще больше филиалов, и еще больше доход. Мой клиент стал расслабляться и чуть больше отдыхать. Наконец-то сбылась мечта о саморазвивающемся бизнесе! Как он мне говорил: "Главное - правильно подобранные кадры!" Оставалось только верить и завидовать.

Но интенсивный рост продолжался не долго, в течение года. Да, выручка и дальше продолжала расти, но уже не такими темпами. Молодое дарование объясняло шефу, что это естественное положение на рынке. Гром грянул среди ясного неба, когда один из преданных сотрудников решился самостоятельно прийти к владельцу (старожил, вместе начинали, один из первых сотрудников) и поделиться своими сомнениями. От старой команды почти никого не осталось. Новый исполнительный директор уже давно уволил под разными предлогами старую гвардию, другие сами ушли. Фактов у него не было, но были ощущения нечистоплотности нового руководства. Мой клиент серьезно задумался.

       

 

     По факту оказалось, что рекомендованный знакомыми директор, открыл параллельно еще одно юридическое лицо, с которым заключил дилерское соглашение, и с огромными скидками отгружал ему большую часть продукции. А уже потом этот дилер по рыночным ценам продавал реальным покупателям. Т.е. клиенты звонили в офис, а им выставляли счета на оплату и заключали договора с новоиспеченным дилером. Причем делалось это руками тех же самых менеджеров по продажам, которые официально трудились в основной организации.

.


Жаль, конечно, недополученного дохода за эти годы. Но, на мой взгляд, страшнее другое. Ведь теперь, чтобы существовать дальше, необходимо было полностью сменить команду. Люди, позволившие себе столь неэтичное поведение, вряд ли когда-нибудь будут лояльными. И уже никогда не будут честными. Так, из-за отсутствия должного контроля, рушится бизнес.

Пишу и думаю, сколько же я знаю таких страшных историй? Страшно даже сказать сколько. Ко мне крайне редко приходят поделиться радостью. В основном ищут встречи со мной, когда случается какая-то проблема. Вот и получается, что я – кладезь ужастиков.

Другой мой клиент, имея хорошо налаженный геофизический бизнес, в один прекрасный день решил вложиться в разработку компрессора по перекачке газа. Он привез из глухой провинции двух перспективных ребят. Купил им по квартире, построил лабораторию, позволили им нанять дополнительно соответствующий персонал. Полностью финансировал проект. А когда через два года, предприятие реализовало задуманное, оказалось, что молодые ученые зарегистрировали патент и полезную модель не на компанию, в которой они трудились все эти годы и которой всем обязаны, а лично на себя. Квартиры были куплены за наличные и оформлены в собственность ученых. Официальные претензии предъявить было невозможно. А ведь моему клиенту эти люди казались совсем беспомощными, не приспособленными к жизни, далекими от бизнеса.

Еще одна история и все. Успешная компания с многочисленной сетью филиалов по стране. Владелец заподозрил неладное в одном из городов. Объявил всем, что уезжает на лечение в Германию, и ушел в отпуск. А сам с доверенными людьми полетел в город, где дела шли плохо, и провел ревизию. Вызвали полицию, уличили управляющего филиалом в воровстве. Но официального хода делу не дали, так как многое было за кэш, и неизвестно кто бы был обвиняемым - владелец или управляющий филиалом. А этот управляющий создал аналогичную компанию в этом городе, сам закупал продукцию у тех же самых импортных поставщиков с тем же самым персоналом. И, когда все вскрылось, просто ушел с полностью готовой командой в свободной плавание. Больше интересы нашего владельца не представлены в этом городе.

Что объединяет эти истории? Отсутствие должного контроля и белого учета.

           В России существует закон «О коммерческой тайне». Почти все, что нам дорого можно отнести к коммерческой тайне. То есть нельзя просто сказать, что база данных клиентов является коммерческой тайной. Ее нужно охранять, то есть определить перечень информации, составляющей коммерческую тайну, ограничить доступ к коммерческой тайне, путем установления порядка обращения с этой информацией и контроля за соблюдением такого порядка, вести учет лиц, получивших доступ к коммерческой тайне; нанести на материальные носители (документы) гриф "Коммерческая тайна" с указанием наименования и места нахождения фирмы.

 


      Если вы соблюли эти требования, то сможете требовать и от работников, и от партнеров не разглашать эту информацию, можете требовать компенсации убытков в случае разглашения. И уже были прецеденты, когда компании наказывали в судебном порядке своих сотрудников, использовавших после увольнения скопированные базы. Люди так устроены, что если им прямо не сказали, что это нельзя, то любое сомнение они трактуют в свою пользу.

          Если в договоре клиенту не написать и устно ему не подтвердить, что ему запрещено переманивать сотрудников и предлагать им вознаграждения «мимо кассы», то они будут это делать. Поэтому не стесняйтесь – пишите, говорите.

          Ведите всю свою базу клиентов и поставщиков (иную информацию) через компьютер, который подключен к серверу с функцией независимого сохранения информации с любого компьютера сотрудника. Таким образом, вся информация с компьютера сотрудника будет в автоматическом режиме сохранена на сервере, и Вы можете в любой момент получить к ней доступ, т.к. стереть информацию сотрудник может только со своего компьютера, а не сервера.

         Введите систему еженедельных отчетов о работе сотрудников. Из отчетов Вы будете знать, с кем происходит общение сотрудника, с кем наиболее интенсивно и т.д.

            Защищайте информацию в электронном виде, если считаете, что ее распространение может нанести вам ущерб. Не нужно защищаться от хакеров, это дорого и редко того стоит. Редко встречаются сотрудники, которые бы не скопировали на прежней работе все, что им кажется может пригодиться на новом месте. Люди просто подключают флэшки и копируют, или посылают файлы или архивы по электронной почте. Почитайте, что в Интернете пишут профессионалы и примите элементарные меры безопасности. Например, ограничить исходящий трафик, сигнализировать о копировании на флэшки, запретить скайп (через него можно послать любые файлы). Вы не отследите всего движения информации, но достаточно отчитать одного сотрудника за копирование и у остальных пропадет ощущение полной безнадзорности.

      Храните все наиболее ценные документы (уставные, договоры и т.д.) только в определенных подразделениях, например в юридическом отделе, которые в свою очередь, получают их по акту. Они же делают необходимое количество копий этих документов для других отделов. Кроме того, не поленитесь, и сделайте скан всех документов, и тогда оригиналы можете хранит у себя в сейфе и выдавать их, при необходимости, только для нотариального заверения., а сканы могут печатать все в необходимом количестве.

         У клиентов часто создается впечатление, что сотрудники, которые ими непосредственно занимаются (например, менеджер проекта, персональный менеджер, консультант, мастер-приемщик по ремонту телевизоров) - это те люди, которые и делают для них продукт. Обращайте внимание клиента, что продукт, который он получает - это плод коллективного труда. Даже если это действительно результат работы одного человека, замечайте, что именно система контроля  позволила добиться такого высокого качества. Держите связь с ключевыми клиентами, позвоните и спросите как дела, что не устраивает, и отреагируйте на замечания, чтобы клиент видел, что без вас дело бы не двигалось, или двигалось не туда.

         Готовых рецептов на все случаи жизни не существует. Думаю, что человек, достигший в своем бизнесе успеха, понимает, что именно у него могут украсть, и сколько это ему будет стоить. Поэтому лучше своевременно предпринять необходимые профилактические меры, чтобы этого никогда не случилось.

Успехов вам и процветания!


Милютина Алла Борисовна

Р.S. Если у вас остались вопросы по прочтении статьи, пишите –  BOSS@whaudit.ru.


 


Письмо автору Официальный сайт Подписаться Архив рассылки
 


Контактная информация
телефон 8(499) 238-10-80


 

В избранное