Рассылка закрыта
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Бизнес на рынке колесной и гусеничной техники
БИЗНЕС НА РЫНКЕ
КОЛЕСНОЙ И ГУСЕНИЧНОЙ ТЕХНИКИ
Автор рассылки - В.В. Волгин, экономист по международным экономическим отношениям, инженер-механик, более двадцати лет работавший в сфере экспорта и импорта машин и оборудования, в том числе за рубежом, автор ряда книг для предпринимателей и автомобилистов. Об этих книгах можно узнать на сайтах: www.autobusiness.boom.ru, www.autobooks.boom.ru
Для
того, чтобы
информация в рассылках была максимально
полезной для Вас - сообщайте, пожалуйста,
темы и вопросы, которые Вас интересуют.
Выпуск 32
ЗАПАСНЫЕ
ЧАСТИ
Системы
обеспечения рынка запасными частями
Компания
“John Deere”, имеющая в Канаде центральный
склад запасных частей и несколько
региональных, с 1973 г. применяет единую
систему управления запасами на всех своих
складах в стране, названную “FLAH”
(Fast Locating and Handling). Одной из задач этой системы
является координация связей между складами,
при которой поставка запасных частей по
заказам дилеров осуществляется с ближайших
к ним региональных складов — даже если в
момент заказа необходимых деталей нет в
наличии. В последнем случае компьютер
регионального склада, получившего заказ,
который не может быть выполнен, немедленно
сообщает о нем по каналам связи
центральному складу; компьютер
центрального склада устанавливает, в каком
из ближайших региональных складов имеются
необходимые запасные части и дает команду
отгрузить их в адрес того склада, к которому
обратился дилер. Так действует система при
обычных заказах. При поступлении срочных
заказов запасные части, отсутствующие на
ближайшем к дилеру складе, отгружаются
другим региональным или центральным
складом непосредственно заказчику.
Эта
система позволила значительно улучшить
управление запасами и поставками: 95%
срочных заказов дилеров выполняются
ближайшим региональным складом компании, 3%
— соседним к ближайшему складу и только 2% —
центральным складом. Подобные системы
компания “John Deere” ввела и в других странах,
где продаются ее тракторы.
У
компаний, реализующих множество моделей
машин на больших территориях или во многих
странах, например, “Ford” и “International Harvester”,
вместо центрального склада или наряду с ним,
имеются зональные склады, которым поручено
обслуживание только региональных складов.
Управление запасами в системах складов
осуществляется централизованно, это
способствует сокращению запасов в системах.
Дилерская
сеть крупных компаний обширна — в США
только упомянутая компания “International Harvester”,
выпускающая более сотни моделей тракторов,
сельскохозяйственных, дорожностроительных
и других машин, имеет около 5600 дилеров, т. е.
по дилеру на каждый квадрат территории 30х30
км., не считая незаселенных горных районов и
прерий.
У этой компании действует система
обеспечения запасными частями “Speed”(скорость),
которая обслуживает и экспортные поставки.
На
основе анализа спроса вся номенклатура
деталей была разделена на две группы: “Р”
— региональные, пользующиеся высоким и
постоянным спросом, и “Н” — национальные,
пользующиеся нерегулярным спросом. В
соответствии с таким делением деталей
была создана система складов, включающая:
региональные склады, хранящие номенклатуру
только группы “Р” и крупные зональные “национальные”
склады, хранящие номенклатуру группы “Н”.
Конечными звеньями сети сбыта являются
торговые склады дилеров.
Региональные
и национальные склады оснащены
компьютерами, взаимодействующими с главным
вычислительным центром в г. Хинсдейл,
недалеко от Чикаго. Центральный склад
расположен в г. Бродвью, два национальных
склада — в гг. Бедфорд-Парк и Форт-Уэйн.
Районные склады расположены в гг. Атланта,
Балтимор, Колумбус, Даллас, Мемфис, Канзас-Сити,
Ричмонд и Сент-Пол. Главный вычислительный
центр получает информацию о запасах деталей
от всех региональных и национальных
складов и при сокращении запасов до
определенного уровня выдает команды на их
пополнение соответствующим заводам-поставщикам.
ДИЛЕРЫ |
||
|
|
|
РЕГИОНАЛЬНЫЙ
СКЛАД БЛИЖАЙШИЙ |
|
РЕГИОНАЛЬНЫЙ
СКЛАД СОСЕДНЕГО РЕГИОНА |
|
||
|
|
|
|
||
|
НАЦИОНАЛЬНЫЕ
СКЛАДЫ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
||
ГЛАВНЫЙ
КОМПЬЮТЕРНЫЙ ЦЕНТР |
Выполнение заказов осуществляется следующим образом. Дилер электронной почтой или по телефону, или по факсу направляет заказ на ближайший региональный склад. Приемщик вводит заказ в терминал компьютера и, если на этом складе нужных деталей не оказалось, заказ передается в главный вычислительный центр, который дает команду на отгрузку деталей группы “Р” соседнему региональному складу, а на отгрузку деталей группы “Н” — ближайшему к дилеру национальному складу. При обычных заказах отгрузка осуществляется автотранспортом.
Для
доставки деталей группы “Н” по срочным и
аварийным заказам в составе системы “Speed”
функционирует система “Computair”.
Национальные склады по указанию главного
вычислительного центра доставляют
запасные части в аэропорт, где мелкие
партии, предназначенные для дилеров одного
района, комплектуются вместе и грузятся в
специальные авиаконтейнеры.
За
ночь детали доставляются самолетом на
региональный склад, где происходит
разукрупнение партий, после чего они
доставляются дилерам-заказчикам. Разница
во времени при срочной доставке деталей
группы “Р” с региональных складов и
деталей группы “Н” с национальных
складов не превышает, как правило, 24 часов.
Несрочные заказы выполняются в течение 3
дней.
Разработка
и внедрение системы “Speed” заняли у
специалистов компаний “International Harvester” и
“IBM” около трех лет. Преимущества
описанных систем очевидны: дилер получает
до 95% заказанных деталей с ближайшего к нему
склада в кратчайшие сроки, что позволяет
ему содержать на своем складе не более одно-двухмесячного
запаса деталей. Централизованное
управление запасами позволяет обеспечить
среднюю оборачиваемость запасных частей на
региональных и национальных складах не
менее 3 раз в течение года. При номенклатуре
в 50-150 тысяч наименований различной степени
спроса такую оборачиваемость считают
вполне удовлетворительной. Заказы на
пополнение запасов каждого склада в
системе главный вычислительный центр
готовит в автоматизированном режиме и
направляет поставщикам, с компьютерами
которых тоже имеется взаимодействие.
Конкуренция
заставила всех продуцентов техники
обзавестись подобными системами. Наличие
таких мощных систем обеспечения запасными
частями машин на территориях любых
размеров позволяет без проблем ежегодно
продвигать на рынок новые модели машин.
Добавление дополнительной тысячи
наименований запасных частей в систему, уже
работающую с десятками тысяч наименований,
не представляет никаких сложностей. Эти
системы - надежная опора для освоения новых
рынков. Очевидно, что региональный склад
запасных частей компании-продуцента в
какой-либо стране может достаточно
эффективно обслуживать новых дилеров в
соседней стране до тех пор, пока там не
будет создан свой региональный склад.
Именно
так действуют все компании, осваивающие
российский рынок. Если германские и
французские компании поставляют запасные
части российским дилерам прямо со своих
центральных складов, то японские и
американские компании используют для этой
цели свои региональные склады в Европе. По
мере освоения рынка и развития дилерской
сети региональные склады создаются для
обслуживания новых территорий, подключаясь
к единым компьютерным системам поставщиков.
В Москве уже созданы региональные склады
компаний «Mercedes» и «Mitsubishi», «Volkswagen».
Ни
у одного нашего завода подобной системы нет.
Сравнивая вышеописанные системы с нашей
бессистемностью, мы понимаем, что потеряли
полвека и очень скоро не досчитаемся тех из
российских изготовителей машин, которые
по-прежнему относятся к запасным частям как
к надоедливой необходимости. Их
банкротство неминуемо и у некоторых уже
произошло.
Печальным
примером может служить неудачный опыт
немецкой компании «Case», поставившей
большую партию комбайнов в Туркмению в 1994
году и доверившей сервис и обеспечение
запасными частями местной системе
материально-технического снабжения,
сохранившейся со времен существования СССР.
В результате обычной характерной для этой
системы неторопливой рутины, распределения
запасных частей по мало обоснованным
соображениям или под влиянием связей, и т.п.,
репутация комбайнов и компании быстро
рухнула. Ее успешно вытесняет компания «John
Deer», сразу организовавшая собственный
региональный склад запасных частей и
несколько современных сервисных станций.
Глава
представительства компании “Renault” в
Москве, г-н Жан Поль Симэ рассказывая автору
настоящей книги об организации сервисной
инфраструктуры “Рено” во Франции, отметил:[1]
-
Напоминаю, что мы производим легковые
автомобили, грузовики, тракторы, дорожно-строительные
машины. Сервисная инфраструктура для всей
техники “Рено” состоит из торгово-ремонтных
фирм трех категорий - 68 собственных
отделений, являющихся региональными
дистрибьюторами, работающих с 412 крупными
официальными дилерами и 6416 мелкими
дилерами, являющихся субдилерами или
агентами крупных. Кроме того, ремонтом и
обслуживанием занимается множество
независимых мастерских, механики которых
обучаются в наших учебных центрах и
получают сертификат, подтверждающий умение
ремонтировать наши машины. В среднем их
примерно около десятка вокруг каждого суб
– дилера и они специализируются на
отдельных видах ремонта, выполняя и заказы
дилеров.
-
Но при таком количестве только дилеров и
субдилеров на территории Франции радиус
обслуживания каждого составляет всего
около 5 км! А еще и независимые мастерские! А
как организовано обеспечение запасными
частями?
-
Система, включающая центральный склад в г.
Сержи-Понтуаз, региональные склады при
отделениях и склады крупных дилеров,
связанные единой компьютерной сетью,
обеспечивает срочные поставки любых
оригинальных запасных частей мелким
дилерам в срок не более суток. Наше правило
для всей Европы - если заказ поступил на
склад до 16 часов, запчасти будут доставлены
клиенту до 8 утра следующего дня.
-
Как осуществляется информационная
поддержка торговли запасными частями и
сервиса?
-
Применяем компьютерные компакт - диски с
информационной системой “Dialogys”,
содержащей электронные каталоги запасных
частей, каталоги специального инструмента
для их замены, прейскуранты, инструкции по
ремонту, информацию о конструктивных
изменениях и другую полезную информацию.
Если
сравнить плотность сети только дилерских
ремонтных предприятий наших автозаводов и
“Renault”, то у ВАЗа она в 15, у КАМАЗа в 30 раз
меньше, у остальных эаводов - еще меньше. Что
касается сервисных предприятий для другой
колесной и гусеничной техники, то их можно
пересчитать по пальцам.
Ввиду
огромного дефицита услуг по ремонту,
техническому обслуживанию,
дополнительному оборудованию машин,
необходимо лавинообразное увеличение
количества мастерских индивидуальных
предпринимателей и фирм для заполнения
этой ниши рынка. По некоторым оценкам, в
стране нужны более четверти миллиона новых
предприятий по ремонту и техническому
обслуживанию серийной колесной и
гусеничной техники, отечественной и
импортной.
Уважаемые
подписчики!
Присылайте свои вопросы и пожелания: vvvolgin@mtu-net.ru.
В
сообщениях обязательно указывайте Ваше имя
и город.
English is acceptable. Le francais
est admissible.
Письма
высылайте без приложений - из-за риска
вирусов приложения открывать не буду.
Автор
рассылки В.В. Волгин
www.autobusiness.boom.ru, www.autobooks.boom.ru
http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru | Отписаться | Рейтингуется SpyLog |
В избранное | ||