Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Бизнес на рынке колесной и гусеничной техники


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru

 

БИЗНЕС НА РЫНКЕ

КОЛЕСНОЙ И ГУСЕНИЧНОЙ ТЕХНИКИ

Автор рассылки - В.В. Волгин, экономист по международным экономическим отношениям, инженер-механик,  более двадцати лет работавший в сфере экспорта и импорта машин и оборудования, в том числе за рубежом, автор ряда книг для предпринимателей и автомобилистов.   Об этих книгах можно узнать на сайтах:  www.autobusiness.boom.ru, www.autobooks.boom.ru

Для того,  чтобы информация в рассылках была максимально полезной для Вас - сообщайте, пожалуйста, темы и вопросы, которые Вас интересуют.  English is acceptable. Le francais est admissible.  e-mail: vvvolgin@mtu-net.ru  

 

Выпуск 31

 

 ЗАПАСНЫЕ ЧАСТИ

 

Машина, собранная из запчастей,

обойдется в 4 раза дороже новой.

 

Особенности национального рынка техники

До 1990 г. в нашей стране машины и запасные части не продавались, а распределялись, что было причиной постоянных проблем и простоев до половины парка техники. Сервис 20 - миллионного парка машин выполнялся потребителями, да полусотней ремонтных заводов. Только в семидесятых годах начали появляться первые станции технического обслуживания легковых автомобилей - с началом производства автомобилей ВАЗ. Но за тридцать лет таких станций появилось всего три сотни, а нужно около десяти тысяч только для этих автомобилей. У других заводов станций еще меньше.

Организация торговли отечественной техникой и ее сервиса пребывает почти там же, где ее застал развал госснабовских структур - очень далека от  современного уровня, организация сервиса осталась на уровне 80-х годов, никакой технологии обеспечения рынка оригинальными запасными частями просто нет. Заводы-изготовители пока не имеют ни современных товаро­прово­дящих инфраструктур, ни специалистов по их системной организации.

 

На российском рынке отечественной колесной и гусеничной техники сложилась ситуация, при которой изготовители машин не могут контролировать продажи своей продукции вследствие аморфной и бесконтрольной торговой  сети, конкуренции официальных и «серых» дилеров, отсутствия единой ценовой и торговой политики, отсутствия региональных складов машин и запасных частей.

В связи с тем, что основные потоки запасных частей реализуются не официальными дилерами, а многочисленными торговыми фирмами, занимающимися только деталями высокого спроса, на рынке отмечается дефицит запасных частей. Этот дефицит восполняется растущим количеством не оригинальных, не сертифицированных запасных частей, изготовленных с низким качеством.

У официальных дилеров плохо организовано, а у «серых» дилеров вообще отсутствует гарантийное обслуживание – это негативно  сказывается на имидже заводов и на ценах на машины, не позволяет заводам предъявлять претензии поставщикам дефектных комплектующих  для компенсации своих расходов и для дисциплинирования поставщиков.

Сервис и ремонт машин в стране не регламентирован заводами и не сопровождается информационной поддержкой. Количество и качество технической информации ниже всякой критики. Количество официальных дилеров намного меньше необходимого, а их станции технического обслуживания (далее - СТО) не соответствуют современным требованиям по оснащению, оформлению, отношению к клиентам.

У заводов нет систем управления реализацией продукции. Взаимозачетные отгрузки продукции при низком контроле за ценами на комплектующие и сырье породили «серый» рынок, на котором невозможно контролировать куда и по каким ценам реализуются машины. Завышая цены па комплектующие и сырье, поставщики в отдельных случаях имеют возможность снижать цены при реализации машин на 10 - 25%, конкурируя с заводами и их официальными дилерами.

Конкуренция и демпинг между официальными и «серыми» дилерами в регионах не дают возможности заводам контролировать конечные цены на технику и запасные части, не позволяют заводам повышать отпускные цены даже тогда, когда рыночная ситуация благоприятна.

Посреднические фирмы практически заменяют службы сбыта заводов. Используя зачетные схемы, эти фирмы получают наиболее выгодные условия и реализуют продукцию заводов по своему усмотрению. Тем самым блокируется прямая и обратная связь заводов с потребителями.

Заводы продают в качестве запасных частей только детали и узлы собственного производства, что составляет, как правило,  около 30% всей номенклатуры. Номенклатура, изготовляемая субпоставщиками, никак не контролируется заводами и не приносит им дохода, как это организовано автозаводами в развитых странах. Заводы уклоняются от ответственности за обеспечение рынка такими деталями, хотя по «Закону о защите прав потребителей» именно заводы отвечают в случае судебных исков.

Кадровое обеспечение коммерческих служб заводов недостаточно квалифицированное, особенно для выполнения не документируемых технологий и навыков, приобретаемых только опытом работы в современных предприятиях.

Компьютеризация маркетинга, логистики и бизнес-процессов реализации машин и запасных частей почти на нулевом уровне. Такое положение не позволяет даже говорить о современных методах работы и высокой рентабельности, развитии, перспективах. Связи между различными аспектами деятельности (маркетинг, логистика, производство, разработки,  управление персоналом) отсутствуют или не оптимальны.

Вследствие изложенных причин низки экономические показатели заводов - цены на технику не поддаются оптимизации, объемы прибыли от продажи запчастей в четыре – пять раз ниже возможных.

 

Анализируя деятельность российских импортеров зарубежной техники, следует отметить, что в условиях полного отсутствия в нашей стране в начале 90-х годов специалистов по современной организации торговли техникой, работы с запасными частями и сервиса,  лучшим автомобильным (и только автомобильным) дилерам удалось:

>        подготовить квалифицированные кадры;

>        создать современные сервисные предприятия;

>        создать (только некоторым) складские комплексы с грамотными специалистами, освоившими основы современной организации торговли запасными частями;

>        создать совместно с привлеченными фирмами - разработчиками компьютерные программы для механизации обработки информации склада запчастей и сервисных предприятий, правда, всего лишь механизации – до автоматизации и более высоких современных уровней никто из них пока не дошел.

 

Лучшими организаторами современного сервиса импортных автомобилей и работы с запасными частями стали молодые инженеры, не имевшие опыта работы в прежних структурах автопрома и автосервиса, так как в их сознании не застряло неискоренимое наплевательское отношение к потребителям, присущее этим структурам.

 

Торговля импортными грузовыми и специальными автомобилями, тракторами и сельхозмашинами, дорожно-строительной и коммунальной техникой, передвижными электростанциями, компрессорами, сварочными агрегатами и т. п. техникой на современном уровне пока не налажена. Видимо, в эту сферу привлечено мало молодежи, а старые кадры не способны освоить новые методы работы.

 

Опыт кризисов в других странах и в России в 1998г. показывает, что в трудные годы падают продажи техники, но почти не падают и даже возрастают реализация услуг по ремонту, запасных частей и расходных материалов. Причины очевидны – для поддержания старого парка на ходу, когда нет возможности обновить его, приходится нести расходы на сервис и запчасти.

Наш рынок стал частью мирового рынка, ориентированного на потребителей, и все, что выгодно потребителям, уже внедряется теми предприятиями, которые хотят развиваться. Для предпринимательства в области торговли техникой, запасными частями и услугами по ремонту имеются практически неограниченные возможности. В мире сотни тысяч предприятий заняты этим бизнесом, весьма прибыльным, но только при современной организации.

В ближайшее десятилетие можно ожидать полного обновления моделей выпускаемой в России техники. Но ее уже невозможно будет продавать без надежного обеспечения запасными частями, и товаропроводящие сети заводов должны развиваться быстрыми темпами.

Кризис в машиностроении уже наступил. Переход автозаводов и других машиностроительных предприятий в руки крупных частных инвесторов обнадеживает. Новые владельцы не смогут не принять стратегию и тактику конкурентов – зарубежных автокомпаний. Это значит, что потребность в информации, предлагаемой в настоящем пособии, будет нарастать с каждым годом.

Уважаемые подписчики! 

Присылайте свои вопросы и пожелания:  vvvolgin@mtu-net.ru. 

В сообщениях обязательно указывайте Ваше имя и город.

English is acceptable. Le francais est admissible.

Письма высылайте без приложений - из-за риска вирусов приложения открывать не буду.

Автор рассылки В.В. Волгин

 www.autobusiness.boom.ru, www.autobooks.boom.ru

 

 



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться Рейтингуется SpyLog

В избранное