Автор
рассылки - В.В. Волгин, экономист по
международным экономическим отношениям,
инженер-механик, более
двадцати лет работавший в сфере экспорта и
импорта машин и оборудования, в том числе за
рубежом, автор ряда книг для
предпринимателей и автомобилистов.Об этих книгах можно узнать на сайтах:www.autobusiness.boom.ru,
www.autobooks.boom.ru
Для
того,чтобы
информация в рассылках была максимально
полезной для Вас - сообщайте, пожалуйста,
темы и вопросы, которые Вас интересуют.English is acceptable. Le francais est
admissible. e-mail: vvvolgin@mtu-net.ru
Выпуск
31
ЗАПАСНЫЕ
ЧАСТИ
Машина,
собранная из запчастей,
обойдется
в 4 раза дороже новой.
Особенности национального рынка
техники
До
1990 г. в нашей стране машины и запасные части
не продавались, а распределялись, что было
причиной постоянных проблем и простоев до
половины парка техники. Сервис 20 -
миллионного парка машин выполнялся
потребителями, да полусотней ремонтных
заводов. Только в семидесятых годах начали
появляться первые станции технического
обслуживания легковых автомобилей - с
началом производства автомобилей ВАЗ. Но за
тридцать лет таких станций появилось всего
три сотни, а нужно около десяти тысяч только
для этих автомобилей. У других заводов
станций еще меньше.
Организация
торговли отечественной техникой и ее
сервиса пребывает почти там же, где ее
застал развал госснабовских структур -
очень далека отсовременного
уровня, организация сервиса осталась на
уровне 80-х годов, никакой технологии
обеспечения рынка оригинальными запасными
частями просто нет. Заводы-изготовители пока не
имеют ни современных товаропроводящих
инфраструктур, ни специалистов по их
системной организации.
На
российском рынке отечественной колесной и
гусеничной техники сложилась ситуация, при
которой изготовители машин не могут
контролировать продажи своей продукции
вследствие аморфной и бесконтрольной
торговойсети,
конкуренции официальных и «серых» дилеров,
отсутствия единой ценовой и торговой
политики, отсутствия региональных складов
машин и запасных частей.
В
связи с тем, что основные потоки запасных
частей реализуются не официальными
дилерами, а многочисленными торговыми
фирмами, занимающимися только деталями
высокого спроса, на рынке отмечается
дефицит запасных частей. Этот дефицит
восполняется растущим количеством не
оригинальных, не сертифицированных
запасных частей, изготовленных с низким
качеством.
У
официальных дилеров плохо организовано, а у
«серых» дилеров вообще отсутствует
гарантийное обслуживание – это негативносказывается на имидже заводов и на
ценах на машины, не позволяет заводам
предъявлять претензии поставщикам
дефектных комплектующихдля компенсации своих расходов и для
дисциплинирования поставщиков.
Сервис
и ремонт машин в стране не регламентирован
заводами и не сопровождается
информационной поддержкой. Количество и
качество технической информации ниже
всякой критики. Количество официальных
дилеров намного меньше необходимого, а их
станции технического обслуживания (далее -
СТО) не соответствуют современным
требованиям по оснащению, оформлению,
отношению к клиентам.
У
заводов нет систем управления реализацией
продукции. Взаимозачетные отгрузки
продукции при низком контроле за ценами на
комплектующие и сырье породили «серый»
рынок, на котором невозможно
контролировать куда и по каким ценам
реализуются машины. Завышая цены па
комплектующие и сырье, поставщики в
отдельных случаях имеют возможность
снижать цены при реализации машин на 10 - 25%,
конкурируя с заводами и их официальными
дилерами.
Конкуренция
и демпинг между официальными и «серыми»
дилерами в регионах не дают возможности
заводам контролировать конечные цены на
технику и запасные части, не позволяют
заводам повышать отпускные цены даже тогда,
когда рыночная ситуация благоприятна.
Посреднические
фирмы практически заменяют службы сбыта
заводов. Используя зачетные схемы, эти
фирмы получают наиболее выгодные условия и
реализуют продукцию заводов по своему
усмотрению. Тем самым блокируется прямая и
обратная связь заводов с потребителями.
Заводы
продают в качестве запасных частей только
детали и узлы собственного производства,
что составляет, как правило,около 30% всей номенклатуры.
Номенклатура, изготовляемая
субпоставщиками, никак не контролируется
заводами и не приносит им дохода, как это
организовано автозаводами в развитых
странах. Заводы уклоняются от
ответственности за обеспечение рынка
такими деталями, хотя по «Закону о защите
прав потребителей» именно заводы отвечают
в случае судебных исков.
Кадровое обеспечение
коммерческих служб заводов недостаточно
квалифицированное, особенно для выполнения
не документируемых технологий и навыков,
приобретаемых только опытом работы в
современных предприятиях.
Компьютеризация
маркетинга, логистики и бизнес-процессов
реализации машин и запасных частей почти на
нулевом уровне. Такое положение не
позволяет даже говорить о современных
методах работы и высокой рентабельности,
развитии, перспективах. Связи между
различными аспектами деятельности (маркетинг,
логистика, производство, разработки,управление персоналом) отсутствуют или
не оптимальны.
Вследствие
изложенных причин низки экономические
показатели заводов - цены на технику не
поддаются оптимизации, объемы прибыли от
продажи запчастей в четыре – пять раз ниже
возможных.
Анализируя
деятельность российских импортеров
зарубежной техники, следует отметить, что в
условиях полного
отсутствия в нашей стране в начале 90-х
годов специалистов по современной
организации торговли техникой, работы с
запасными частями и сервиса,лучшим автомобильным
(и только автомобильным) дилерам удалось:
>подготовить квалифицированные
кадры;
>создать современные сервисные
предприятия;
>создать (только некоторым) складские
комплексы с грамотными специалистами,
освоившими основы современной организации
торговли запасными частями;
>создать совместно с привлеченными
фирмами - разработчиками компьютерные
программы для механизации обработки
информации склада запчастей и сервисных
предприятий, правда, всего лишь механизации
– до автоматизации и более высоких
современных уровней никто из них пока не
дошел.
Лучшими
организаторами современного сервиса
импортных автомобилей и работы с запасными
частями стали молодые инженеры, не
имевшие опыта работы в прежних
структурах автопрома и автосервиса, так как
в их сознании не застряло неискоренимое
наплевательское отношение к потребителям,
присущее этим структурам.
Торговля
импортными грузовыми и специальными
автомобилями, тракторами и сельхозмашинами,
дорожно-строительной и коммунальной
техникой, передвижными электростанциями,
компрессорами, сварочными агрегатами и т. п.
техникой на современном уровне пока не
налажена. Видимо, в эту сферу привлечено
мало молодежи, а старые кадры не способны
освоить новые методы работы.
Опыт
кризисов в других странах и в России в 1998г.
показывает, что в трудные годы падают
продажи техники, но почти не падают и даже
возрастают реализация услуг по ремонту,
запасных частей и расходных материалов.
Причины очевидны – для поддержания старого
парка на ходу, когда нет возможности
обновить его, приходится нести расходы на
сервис и запчасти.
Наш
рынок стал частью мирового рынка,
ориентированного на потребителей, и все,
что выгодно потребителям, уже внедряется
теми предприятиями, которые хотят
развиваться. Для предпринимательства в
области торговли техникой, запасными
частями и услугами по ремонту имеются
практически неограниченные возможности. В
мире сотни тысяч предприятий заняты этим
бизнесом, весьма прибыльным, но только при
современной организации.
В
ближайшее десятилетие можно ожидать
полного обновления моделей выпускаемой в
России техники. Но ее уже невозможно будет
продавать без надежного обеспечения
запасными частями, и товаропроводящие сети
заводов должны развиваться быстрыми
темпами.
Кризис
в машиностроении уже наступил. Переход
автозаводов и других машиностроительных
предприятий в руки крупных частных
инвесторов обнадеживает. Новые владельцы
не смогут не принять стратегию и тактику
конкурентов – зарубежных автокомпаний. Это
значит, что потребность в информации,
предлагаемой в настоящем пособии, будет
нарастать с каждым годом.