Рассылка закрыта
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
← Сентябрь 2000 → | ||||||
2
|
3
|
|||||
---|---|---|---|---|---|---|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
|
11
|
12
|
13
|
14
|
15
|
16
|
17
|
18
|
20
|
21
|
22
|
23
|
24
|
|
25
|
26
|
27
|
28
|
29
|
30
|
Статистика
за неделю
Бизнес на рынке колесной и гусеничной техники
БИЗНЕС НА РЫНКЕ
КОЛЕСНОЙ И ГУСЕНИЧНОЙ ТЕХНИКИ
Автор рассылки - В.В. Волгин, экономист по международным экономическим отношениям, инженер-механик, более двадцати лет работавший в сфере экспорта и импорта машин и оборудования, в том числе за рубежом, автор ряда книг для предпринимателей и автомобилистов. Об этих книгах можно узнать на сайтах: www.autobusiness.boom.ru, www.autobooks.boom.ru
Для
того, чтобы
информация в рассылках была максимально
полезной для Вас - сообщайте, пожалуйста,
темы и вопросы, которые Вас интересуют.
Выпуск 6.
Гарантийный компромисс
Работа
с претензиями в период гарантии помогает
укрепить или разрушить положительный имидж
фирмы, привлечь или оттолкнуть клиентов и
их знакомых. Эти вопросы стараются решать
быстро, с максимально высоким качеством
обслуживания клиентов. Некоторые компании
разработали подробнейшие инструкции
правил работы с клиентами при предъявлении
претензий, вплоть до способов ведения
переговоров с разными типами людей.
Свои системы решения гарантийных
проблем, а это именно системы, некоторые
компании называют философией
гарантийного компромисса . Именно эта философия
побуждает компанию - продуцента,
обнаружившую типичный производственный
дефект, сообщать дилерам номера машин,
которые были изготовлены в той партии, где
проявились дефекты. Дилеры приглашают
владельцев этих машин приехать для
заблаговременного устранения дефекта.
Конечно, компаниям это обходится дорого,
зато их репутация солидных и
добросовестных поставщиков, а также
репутация машин растут.
Карты
истории машины (VHF -
Vehicle History File), заводимые дилерами
при продаже, аккуратно пополняются
информацией при гарантийном и регламентном
обслуживании и последующих ремонтах. В
картах содержится информация: VIN - код (Vehicle
Identification Number-идентификационный номер машины),
номер двигателя, номер кузова, номер краски
кузова, номер ключей, модификация,
комплектация, регистрационный номер, номер
счета, дата продажи, имя, адрес и телефон
покупателя, страховая информация. При
поступлении сведений об изменениях имени и
адреса владельца немедленно вносят
изменения в карту. Карты хранят более 10 лет
или до тех пор, пока не поступит информация,
что машина утилизована.
Получив
претензию, по карте проверяют, покрывает ли
предоставленная гарантия данный
конкретный случай по содержанию и по сроку
действия. Карта весьма полезна и для
уточнения модификаций узлов и агрегатов,
было ли установлено дополнительное
оборудование.
Формы
бланков для гарантийных претензий,
разработанные компаниями, очень подробны,
чтобы собирать побольше данных о дефекте
для выяснения причин и их устранения.
Дефектные
части хранятся дилерами с приложением
копий претензий до
получения распоряжения об их высылке
поставщику или уничтожения.
Контроль качества
Контроль
качества, имеющий начало от контроля
качества изделий в промышленности,
превратился в различные системы контроля,
охватывающие все операции с продукцией
машиностроения. Родившаяся в
промышленности США система QC
(Quality
Control -
контроль качества), охватывающая
производственный цикл, получила развитие в
Японии, превратившись в систему TQC(Total
Quality Control - всеобщий контроль качества).
Эта система охватывает не только контроль
качества продукции, но и качество продажи,
качество сервиса, качество работы каждого
сотрудника от заводов до дилеров. Она
формирует основу менеджмента
на японских предприятиях. Вариантом
названия системы является CWQC(Corporate Wide Quality
Control -
всекорпоративный контроль качества).
Концепция TQC
применяется ко всем службам, включая,
бухгалтерию, администрацию
и т.д. Особенности системы контроля в том,
что сам персонал участвует в ней. Работа на
предприятии требует личных усилий каждого
сотрудника. Он должен быть уверенным в
результатах своих усилий. Он должен считать,
что его работа очень ответственна. В
должностных инструкциях подчеркивается,
что все начинается с отдельного сотрудника,
что качество его работы важно не только для
клиентов, но прежде всего для его коллег и
для фирмы в целом. Например, для приемщика
машин в сервис заказчиками являются не
только клиенты, но и все сотрудники
фирмы - ошибки в диагностике и
определении объемов ремонта приводят к
финансовым потерям каждого, неверное
заполнение бланка заказа приводит к
неправильному пониманию заказа механиком и
повторным работам и так далее.
Требования по
качеству работы приводятся в каждом
руководстве, по каждой операции, начиная с
руководства по хранению новых автомобилей
и кончая правилами разговора с клиентами по
телефону. Дилерам рекомендуется внедрять
систему коллективной финансовой
ответственности за реальные убытки от,
например, повторных работ, путем удержания
соответствующих средств из фонда зарплаты
для полного возмещения убытков.
Региональные
дистрибьюторы
Основные каналы сбыта зарубежные
поставщики машин организуют сами путем
создания филиалов в крупных регионах и
других странах в виде дочерних или
совместных предприятий. Эти филиалы
являются региональными дистрибьюторами,
они создают региональный склад и свою
дилерскую сеть. Создание филиалов имеет
определенные преимущества, ибо
расценивается как желание поставщика
техники серьезно работать на рынке. Это
способствует завоеванию доверия
покупателей и потенциальных дилеров,
которые с большей уверенностью могут
сотрудничать с новой фирмой. Кроме того,
поставщик через посредничество филиала
может с меньшим риском начать работу с
мелкими дилерами, оказывая им техническую
помощь и контролируя их деятельность.
Создавая филиалы в виде дочерних фирм,
руководствуются тем, что в отдаленных от
поставщика странах или регионах конкуренты
имеют более твердое положение на рынке, и в
первые годы деятельности трудно найти
солидных дилеров, которые взялись бы
сотрудничать с поставщиком, не зная
репутации техники. Начинать же торговлю в
таких районах через мелких дилеров,
финансовое положение которых неустойчиво и
у которых не имеется достаточной
технической базы и квалифицированного
персонала, рискованно для поставщиков, так
как в случае первой неудачи трудно
впоследствии завоевать доверие
покупателей.
Некоторые функции регионального
дистрибьютора:
-
изучение рынка, конкуренции, цен, законодательства, импортного регулирования;
-
сертификация машин, агрегатов, деталей согласно местным требованиям;
-
разработка торговой политики, мер по закреплению на рынке и расширению сбыта,
-
растаможивание при импорте (иногда выполняют дилеры),
-
выработка политики цен для региона;
-
содержание регионального склада запасных частей для обслуживания дилеров;
-
подбор дилеров, контроль их деятельности;
-
содержание учебного центра для обучения персонала дилеров, организация обучения силами своих и присылаемых поставщиком инструкторов;
-
импорт новых машин в регион, содержание склада новых машин для поставок дилерам;
-
продажи машин дилерам;
-
выполнение, если это экономически оправдано, общей предпродажной подготовки машин, связанной с требованиями региона или постоянными дефектами при транспортировке. В этом случае дилеры выполняют только индивидуальную подготовку - установку принадлежностей и т.п.;
-
разработка и проведение рекламной политики в регионе.
Поставщики техники убедились, что не
все дилеры в состоянии выполнять все их
рекомендации и работать одинаково
тщательно, поэтому приняли на себя
максимальное количество операций в
товаропроводящих сетях. Самые
ответственные звенья сетей - центральные,
зональные и региональные склады
принадлежат продуцентам машин в виде
дочерних фирм.
Методы работы и региональных
дистрибьюторов, и дилеров с запасными
частями освещены в разделе Запасные части .
Подбор
дилеров
Подбор дилеров у главная и постоянная
задача региональных
дистрибьюторов. Дилер у это не только
коммерческое звено, связывающее поставщика
с покупателями. От его деятельности зависят
правильность эксплуатации, обслуживания и
ремонта машин, своевременное обеспечение
покупателей запасными частями и, в конечном
счете, успех техники на рынке. Дилер
является для поставщика основным
источником информации о спросе на те или
иные детали, поэтому качество учета у
дилеров, квалификация персонала, техника
продаж, реклама, организация складского
хозяйства, методы закупок у все должно
соответствовать требованиям,
предъявляемым поставщиком.
Дилеров привлекают к сотрудничеству
эффективной торговой политикой на рынке,
предлагая машины, обладающие высокой
конкурентоспособностью. Большое значение
имеют емкость рынка и его насыщенность
аналогичными товарами. При малой емкости
рынка и избытке конкурентных товаров
возрастают трудности в подборе дилеров,
усиливается борьба за них между
конкурентами. Работа по подбору дилеров и
созданию сбытовой сети проводится
поставщиками постоянно.
Дилерская
сеть крупных компаний весьма обширна.
Например, компания Renault во Франции в 1995 г.
имела 68 собственных отделений, являющихся
региональными дистрибьюторами, 412 крупных
дилеров и 6416 агентов. Компания Toyota имеет в Японии 5617 дилеров.
Численный состав дилерской сети
определяется емкостью и географическими
данными рынка. Крупный дилер часто имеет
свою сеть субдилеров или агентов.
В качестве дилеров обычно выступают
юридически самостоятельные предприятия,
деятельность которых ограничивается
согласованным районом. Следует подчеркнуть,
что дилеры у вовсе не подчиненные
поставщику или региональному
дистрибьютору предприятия, а деловые
партнеры, которые могут в любое время
отказаться от продажи товаров поставщика.
Поэтому взаимоотношения поставщика и
дилеров строятся на максимально
дружелюбной основе, а все трения
улаживаются путем компромиссов, так как
поставщик более заинтересован в дилере, чем
дилер в поставщике. Но
дилеры тоже не бросаются поставщиками, так
как уход дилера от серьезной компании
негативно отражается на его репутации. Но
главный интерес дилера в сотрудничестве
состоит в понимании того, что работа в
товаропроводящей системе крупной компании
- надежный бизнес. Мощная торгово-политическая,
информационная, рекламная, кадровая и
финансовая поддержка способствуют
процветанию, отсутствию прямой конкуренции
по тем же машинам, уверенности в завтрашнем
дне. Этого нет у независимых ремонтных фирм
и их независимость чаще всего
не помогает им развиваться.
Следует отметить, что к моменту выхода
поставщика с какими-либо машинами на рынок,
там, как правило, уже работают фирмы-конкуренты.
Поэтому свободных дилеров на рынке нет,
и для организации сбытовой сети поставщик
должен проделать большую работу. Дилеров
подбирают среди независимых предприятий по
ремонту, заинтересованных в развитии, а
также среди дилеров конкурентов, предлагая
им более выгодные условия.
Дилеры должны обладать хорошей
репутацией в данном районе рынка,
достаточной материально-технической базой,
опытом работы с аналогичными машинами и
запасными частями. При подборе учитываются
также их взаимоотношения с банками,
организаторские способности и финансовые
возможности для развития деловых операций,
наличие квалифицированного персонала.
Почти все фирмы за рубежом, торгующие
машинами, начинали как ремонтные. Приобретя
опыт в ремонте машин, они предлагали
поставщику свои услуги в качестве
дилера машинами в определенном районе.
Если предложение принималось, этой фирме
ставился ряд условий для достижения
стандартов, установленных поставщиком, по
оборудованию постов для ремонта, созданию
неснижаемого запаса деталей, обучению
персонала особенностям ремонта конкретных
моделей машин и работе с запасными частями.
Например, компания Volkswagen , при подборе дилеров в России, требует наличия следующих возможностей:
-
площадь помещений для сервисного цеха 500 - 800 кв. м, для склада запасных частей 200-300 кв. м, для демзала 250-500 кв. м, плюс помещения для офиса и свободная территория 1000-1600 кв. м;
-
первичная закупка запасных частей на сумму около 100 тыс. марок, специнструмента на сумму около 70 тыс. марок, новых автомобилей для демзала - по одному желательных моделей;
-
обеспечение возможностей и персонала для продажи машин, запасных частей и ремонта;
-
дилерами могут быть только частные фирмы.
После проверки упомянутых
возможностей и финансовых гарантий, к
кандидату выезжают
менеджер по сбыту, технический директор и
архитектор. Они осматривают мощности,
знакомятся с банком. Они готовят рекомендации
по переоборудованию
имеющихся помещений, по закупке
оборудования, по обучению персонала и
подписывают договор о намерениях. Если
кандидат выполнит все рекомендации,
включая обучение персонала (часть в ФРГ,
часть в России), подписывается дилерское
соглашение.
Прежде,
чем принять решение о привлечении дилера к
сотрудничеству, поставщик выясняет его
финансовое положение. Например, во Франции
существуют специальные страховые компании,
которые страхуют коммерческие кредиты. По
запросу такая компания устанавливает
максимальную сумму кредита, которую
поставщик может предоставить дилеру и
которую компания страхует на случай
банкротства последнего, с обязательством
возмещения поставщику от 85 до 100% суммы
кредита. Располагая такими данными,
поставщик может работать с дилерами более
уверенно.
Реализация машин и запасных частей в
значительной мере зависит от плотности
дилерской сети в регионе. Высокая плотность
сети имеет и преимущества, и недостатки. При
большом количестве точек продажи сбыт
возрастает, но вместе с тем уменьшается
объем сбыта, приходящийся на отдельного
дилера, а следовательно, снижается его
прибыль, развивается ненужная конкуренция
между дилерами. Выход находят в ценовой
субординации у дилеры с хорошей ремонтной
базой и складом запасных частей продают
машины и запчасти мелким дилерам, часто
расположенным в глубинке. Особенно часто
это практикуется, если машинам нужна
большая предпродажная подготовка. Ее
выполняют крупные дилеры, мелким выгоднее
платить за подготовку, чем организовывать
ее у себя. В результате этой иерархии
исключается конкуренция между дилерами.
Задача дилерской сети у реальное
утверждение на рынке, а не захват
территории, которую не в силах освоить.
Схема взаимодействия внутри дилерских
сетей чаще всего диктуется транспортными
связями у региональный склад рассчитан на
снабжение тех дилеров, до которых
автомобильный или железнодорожный
транспорт может довезти товар не более чем
за 12 часов. Если расстояния больше,
организуются дополнительно склады у
крупных дилеров, для обеспечения коротких
сроков поставок отдаленным субдилерам на
следующем транспортном плече.
Большинство дилеров за рубежом у
некрупные фирмы, обслуживающие один район
площадью 1 у 2 тыс. кв. км, т. е. радиус
обслуживания у около 50 км. Например, в Дании
с населением около 8 млн. человек,
территорией примерно 300х300 км. и полусотней
городов у что сопоставимо с Московской
областью по площади (хотя населения только
в Москве больше), у каждый дистрибьютор
импортной техники имеет один региональный
склад и от 20 (тяжелая техника) до 50 (легковые
автомобили) и более дилеров. Чаще всего
дилерами становятся мелкие семейные
предприятия, имеющие не более 5 наемных
механиков. Для дилеров их бизнес у не
столько средство
обогащения, сколько способ существования.
Например, мелкие дилеры по продаже
тракторов, сельхозмашин и автомобилей в
Дании у это бывшие механики или продавцы,
служившие у других дилеров, накопившие
небольшой капитал и открывшие свое дело .
Их образовательный уровень и экономическое
мышление не всегда пригодны для
предпринимательства, вследствие чего среди
них нередки банкротства. Вообще финансовое
положение мелких дилеров весьма
неустойчиво. По этой причине в большинстве
своем они всячески избегают создания
запасов деталей, чтобы не замораживать
средства. Их склады чаще всего состоят из
небольших помещений, где хранятся около
полусотни наименований самых ходовых
деталей да старые узлы и агрегаты, которые
могут пригодиться. Большинство дилеров не
используют даже крупные заказы с
повышенной скидкой, довольствуясь скидкой
при срочных заказах.
Развитие
сбытовой сети заключается не только в
поиске новых дилеров, но и в привлечении
независимых мастерских к ремонту техники,
обучая их механиков и заключая договоры о
сервисном агентстве.
Цены на запасные части для независимых
мастерских устанавливаются обычно выше,
чем для дилеров, с тем чтобы защитить права
последних. В Дании региональные склады
предоставляют независимым мастерским
скидку в 15% с
розничных цен (дилерам
у 25%) при срочных телефонных заказах. Дилеры
продают им запчасти с той же 15% скидкой,
зарабатывая 10%.
В сельской местности привлекают
агентов для ремонта техники и
продажи запасных частей. Можно
использовать механизаторов, фермеров,
мастерские колхозов и совхозов. Именно так
формируется сбытовая сеть в глубинке,
особенно в труднодоступных местностях во
многих странах. В Дании, Франции и других
странах дилеры по продаже автомобилей,
тракторов и сельхозмашин, живущие в
сельской местности, были и являются
фермерами.
За рубежом оригинальные запасные части
продают только полномочные дилеры прямо со
складов. Магазины по продаже запасных
частей, встречающиеся на улицах,
являются торговыми агентами
изготовителей неоригинальных запасных
частей, унифицированной номенклатуры и
сопутствующих товаров.
В наших условиях, при отсутствии
полномочных дилеров к розничной продаже
оригинальных запасных частей к
отечественным машинам активно привлекают
магазины. Ремонтники и крупные потребители
у нас не избалованы доставкой заказанных
запасных частей и сами ездят по магазинам,
теряя дорогое время. Но доставку вполне
можно осуществлять по телефонным заявкам
предприятий непосредственно со складов,
которым не нужны выгодное расположение и
дорогие торговые помещения. Когда наши
дилеры и другие продавцы наладят доставку
прямо со складов, нужда в магазинах для
оригинальных запасных частей останется
только у частных покупателей.
В обязательный комплекс услуг
покупателям, оказываемых уполномоченными
дилерами зарубежных изготовителей техники,
входят: торговля машинами, предпродажная
подготовка, гарантийный ремонт,
регламентное техобслуживание, текущий
ремонт, продажа оригинальных запасных
частей, рекомендуемых масел и
технологических жидкостей, обеспечение
регистрации и страхования машин.
ПОЛНОМОЧНЫЕ ДИЛЕРЫ
Функции
дилеров
Торговая
политика дилера базируется на его
соглашении с поставщиком, по которому
последний поставляет в согласованный район
свои машины и запасные части только дилеру.
Это важно обоим; поставщику у чтобы иметь
только крупных заказчиков, дилеру у чтобы
не иметь конкурентов. Дилеру
предоставляется монопольное право на
продажу машин и оригинальных запасных
частей в районе, а также определяются
обязанности по обслуживанию его части
рынка. Он должен обеспечить активную
продажу машин и оригинальных запасных
частей в любой точке своего района,
учитывать парк машин в своем районе, вести
картотеку клиентов.
В дилерских договорах устанавливается
порядок подачи заявок на запчасти и их
выполнения.
Обычно дилерам предписывается
содержание запаса деталей определенной
номенклатуры или на определенную сумму.
Например, дилеры компании Mercedes
в России обязаны хранить запасные части на
сумму не менее 100 тыс. марок. Создавая
дилерские склады, поставщики имеют
возможность сократить запасы деталей на
региональных складах, повышая тем самым
оборот товаров и снижая издержки по их
хранению. Так как часто дилеры не могут
реализовать все запасы деталей, в договорах
оговаривается замена непроданных деталей
или возврат их поставщикам.
Дилеры должны хранить коммерческую
тайну и не сообщать третьим лицам сведений,
запрещенных поставщиком. Обычно им также
запрещается быть одновременно
представителями конкурентов. Однако на
некоторых рынках количество конкурентов-поставщиков
очень велико, а желающих заниматься
дилерским бизнесом меньше, чем хотелось бы
поставщикам, и на практике нередки случаи,
когда один дилер представляет две-три
компании, правда, чаще всего по машинам
разного класса. Такая ситуация сложилась и
на российском рынке.
Обычно предусматривается, что дилеры
будут наращивать продажи из года в год.
Иногда договорами предписываются квоты
ежегодных или ежеквартальных продаж,
которую должны обеспечить дилеры.
Для контроля деятельности дилеров
проводятся периодические инспекционные
проверки. Их результаты доводятся до
сведения инспектируемого. При
необходимости, ему оказывается помощь или
указывается на невыполнение обязанностей
по агентскому договору. Предусматривается
возможность расторжения договора по инигциативе
дилеров или поставщиков. Как правило,
договор может быть расторгнут при
невыполнении должным образом договорных
обязательств, банкротстве, добровольной
ликвидации фирмы дилера или прекращении
деятельности по решению суда, при
реорганизации или слиянии одной из фирм с
другой, в случае смерти дилера или одного из
крупных пайщиков его фирмы. Если дилерская
фирма прекращает существование вследствие
банкротства или смерти одного из основных
учредителей, поставщик или дистрибьютор
нередко покупает принадлежащие ей
помещения, мастерские и склады. Сохранив
таким образом канал сбыта в данном районе,
он организует свой филиал, либо продает дело
при условии, что покупатель становится
дилером поставщика в данном районе.
Следует подчеркнуть, что обязанности
дилера по снабжению запчастями клиентов в
течение суток, обеспеченные
соответствующей четкой организацией
деятельности товаропроводящей сети
изготовителя машин, распространяются
только на клиентов, купивших у него одну или
несколько машин. Только эти клиенты
находятся на контроле у дилера и могут
предъявить претензии по срокам обеспечения
запасными частями. Перед другими
покупателями запасных частей дилер таких
обязанностей не несет, однако в целях
расширения сбыта и поддержания престижа
тоже старается доставлять заказываемые
запчасти в кратчайшие сроки.
В обязанности региональных
дистрибьюторов по договору обычно входит:
своевременное удовлетворение заявок
дилеров в установленные сроки для обычных и
срочных заказов, обеспечение технико-информагционгными
и рекламными материалами, обучение и
переподготовка персонала дилера. Основой
расчетов между дилерами и дистрибьютором
служат рекомендованные последним
розничные цены на запасные части и
установленная шкала торговых, льготных и
премиальных скидок и бонусов, а также
условия платежей. Обязательства дилера по
рекламе также указываются в договоре,
однако ее общее направление и методы
устанавливаются поставщиками, так как от
них поступает основная масса рекламных
материалов.
Уважаемые
подписчики!
Присылайте свои вопросы и пожелания: expert@e-mail.ru.
В
сообщениях обязательно указывайте Ваше имя
и город.
English is acceptable. Le francais
est admissible.
Письма
высылайте без приложений - из-за риска
вирусов приложения открывать не буду.
Автор
рассылки В.В. Волгин
www.autobusiness.boom.ru, www.autobooks.boom.ru
http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru |
В избранное | ||