Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Строительный блог

  Все выпуски  

Строительный блог. Строительство БАМ


Строительство БАМ

 

Строительство БАМ 

Байкало – Амурская магистраль, является самым большим и дорогостоящим  инфраструктурным объектом СССР. Главной причиной строительства было создание резервного ж/д сообщения к Дальнему Востоку на случай войны с Китаем, т.к. Транссиб пролегает у самой границы. Второй - освоить регионы Дальнего востока и Сибири, тем самым начать разрабатывать крупнейшие в России месторождения меди, угля и полиметаллов.

 Проектно-изыскательские работы начались еще в 1926 году. Впервые использовали аэрофотосъёмку. Специально для нее были разработаны гидросамолёты и построена целая сеть гидропортов. Благодаря фотосъёмке удалось составить карты местности Дальнего Востока. Проектно-изыскательские работы длились 13 лет.

 В начале строительства, в условиях вечной мерзлоты, безлюдной тайги, скал и бурных рек, инженеры и рабочие попросту покидали стройку, которых и так было недостаточно. К тому же отсутствовало должное снабжение строительства стройматериалами, спецтехникой, спецодеждой и т.п. Не было инфраструктуры для обслуживания стройки – жилья, заводов, автобаз. Поэтому был сформирован так называемый Бамлаг, состоящий из заключенных. Их трудом началось строительство БАМа.

 Хочу отдельно сказать про систему, в который работали заключенные. Она была простая, при этом очень жестокая и эффективная – если заключенный выполнял трудовую норму, он получал минимальное питание, необходимое для дальнейшей работы. Иначе – 200 грамм хлеба и воду. Выполнял две нормы – получал двойной пай. На этом не остановились и разработали коллективную мотивацию, если плохо работаешь – тебя накажет бригада. В такой системе все работали на износ, без надзирателей и она оказалась эффективнее палки, даже сами заключенные доносили на своих. Смертность исчислялась сотнями тысяч.

 Силами заключенных велись даже земляные работы, с помощь тачек и лопат в день необходимо было разработать 8 кубов земли, чтоб получить дневную норма питания. Кроме сооружения ж/д магистрали, строилась целая инфраструктура – вокзалы, заводы, поселки и города для обслуживания БАМа. Дополнительно, были задействованы армия и железнодорожные войска. Начиная с 70х  БАМ объявляли «всесоюзной ударной комсомольской стройкой» на которую начали съезжаться молодые специалисты, инженеры и рабочие. У немцев закупили самосвалы Магирус – Iveco, около 10 000 штук,  белорусский МАЗ поставлял «Ураганы». Были сделаны спецзаказы на строительную технику у Японии в количестве 800 штук. В 1989 БАМ сдана в эксплуатацию. За исключением самого сложного участка Северо-Муйского тоннеля, его сдали в 2003 году.

 Стоит упомянуть, в строительстве БАМа сыграла большую роль пропаганда СССР – народ верил в силу партии и рабочий класс, в связи с этим в архивных документах часто встречаются факты самоотверженного труда и массового энтузиазма. Все были объединены единой целью – создание нового общества.

 В процессе сооружения БАМа, было разработано и проверенно много технологий и методов строительства в условиях вечной мерзлоты. Построено 4 287 км ж/д пути, 10 тоннелей, более двух тысяч мостов.

Стоимость строительства внушительная - около 18 млрд. рублей на 1991 год. 

 

Источник http://supply.net.ua/blog/stroitelstvo-bam 


В избранное