Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Сетевой маркетинг. Что к чему и для чего


Как появился сетевой маркетинг?

Когда только пришедшие в сетевой маркетинг люди начинают самостоятельно изучать это направление бизнеса, то как правило они читают о том, как рекрутировать, спонсировать, где искать партнёров, что такое «сетевой маркетинг» и чем он отличается от «сетевого маркетинга 2.0», как начать бизнес сетевого маркетинга в Интернете, как совершать «холодные» контакты и т.п. Оно и правильно.

Но, думаю, узнать немного истории возникновения этого вида бизнеса будет всё-таки интересно. К тому же это действительно увлекательно

Сёрфя по просторам необъятного Рунета в поисках информации, натыкался на великое множество ресурсов и материалов по данной теме, чем был приятно удивлён. И почти везде информация примерно одинаковая, нет сильных расхождений. Так что я просто собрал, немного переработал и теперь публикую сие творение здесь у себя на блоге.

Итак.

Основателем сетевого маркетинга общепринято считать американца Карла Ренборга (годы жизни: 1887—1973 гг.).

Т.к. он рано научился читать, то с ранних лет удивлял всех своей эрудицией и глубокими знаниями в различных областях — математика, история, философия, химия, политика, но его любовью была наука о питании: он изучал мировую популяцию растений, пищевые запасы планеты, технологии консервации натуральных продуктов питания.

Также Ренборг самостоятельно изучил несколько языков, в т.ч. китайский, что позволило ему в 1915-ом в возрасте 27-ми лет отправиться в Китай на работу в одну из американских нефтяных компаний. Там же в Китае он пробует реализовать себя в разных сферах, успел даже поработать торговым представителем в Colgate Products Company.

В середине 1920-х Ренборг в числе других иностранцев оказался в тюрьме в результате революции и прихода к власти генерала Чан Кайши. Ещё до заключения в тюрьму он наблюдал нищету и тотальный голод, творящиеся в Китае в те времена, и уже тогда он подумывал о создании дешёвых пищевых добавок для массового употребления — начал изучать литературу о правильном питании, делал заметки, фиксировал наблюдения.

Оказавшись в тюрьме, Ренборг решил, что это лучший момент для экспериментов над собственным организмом. Он уговорил китайских охранников приносить ему растительность, которая «водилась» в окрестностях тюрьмы (побеги бамбука, корни женьшеня, листья папоротника). Особенно всех сокамерников и охранников шокировало, когда Ренборг добавлял в тухлое мясо опилки ржавых гвоздей, т.к. считал, что железо необходимо организму. Немногие присоединились к его диете. Но именно последователи его диеты дожили до освобождения.

В 1927-м Ренборг возвращается в штаты. Но идеи и опыт, которые он приобрёл в Китае, не оставляли его.

На родине он углубился в свои эксперименты. И в 1931-м на него снизошло озарение. Он обнаружил растение, которое содержит почти все витамины и минералы, много растительного белка и других необходимых компонентов. Это была люцерна.

Вскоре он изобретает пищевую добавку, куда помимо люцерны вошли петрушка и водяной кресс. И с 1933-го начинает испытывать её на своих друзьях. Но т.к. он раздавал свои добавки (в виде коробочек с порошком) бесплатно, то никто их не употреблял. Тогда он решил продавать их. И результаты пошли. Всё больше и больше людей, добившись положительных результатов от употребления этих добавок, становились ходячей рекламой продукции Ренборга. Все желали встретиться с Ренборгом, чтобы купить его добавки. Бизнес рос как на дрожжах. Тогда к Ренборгу и пришла идея создания принципиально новой системы продаж.

В это время в штатах как раз продолжалась «Великая депрессия» (1929—1939 гг.): обанкротившиеся предприятия, повальная безработица... Естесственно многие искали любую возможность заработать, чтобы просто выжить в этой ситуации. Первыми партнёрами Ренборга стали его друзья и знакомые, таким образом они стали первыми дистрибьюторами. Их задача сводилась к продаже добавок уже своим друзьям и знакомым, получая за это заранее оговоренные комиссионные, а также своим клиентам они должны были предлагать стать такими же дистрибьюторами. И так до бесконечности. Сам Ренборг называл эту схему продаж «маркетингом по рекомендациям». Термины «многоуровневый маркетинг» [multilevel marketing] и «сетевой маркетинг» [network marketing] появились после смерти Ренборга.

Схема работала, бизнес рос, и в 1934-м Ренборг регистрирует компанию California Vitamins Inc.

В 1939-м у его препарата появляется название — Nutrilite, и свою компанию он переименовывает на Nutrilite Products.

В 1949-м в компанию приходят два предприимчивых молодых человека — Рич Де Вос и Джей Ван Эндел, добившиеся хороших результатов в качестве дистрибьюторов. Вскоре они вместе создают свою фирму для реализации продукции Nutrilite. И затем Ван Эндел сообразил, что эта схема продаж универсальна и её можно применить для массовых продаж любой продукции. И вместе с Де Восом они решили отсоединиться от компании Ренборга.

В 1959-м они создают свою собственную компанию — American Way Corp., т.е. AMWAY. В отличие от Nutrilite новая компания не ограничивалась реализацией пищевых добавок, а распространяла также и хозяйственные товары домашнего пользования.

В результате AMWAY превзошла успех Nutrilite Products, а в 1972-м выкупила её контрольный пакет.

На данный момент AMWAY всё ещё является самой крупной сетевой компанией с годовым оборотом более $ 8,000,000,000.

 

С уважением, Владимир Тен (http://VladimirTen.ru)

P.S. Не советую повторять эксперимент Карла Ренборга с тухлым мясом и железными опилками

P.P.S. Я, Владимир Тен, не имею отношение к компании AMWAY и не ставил целью рекламировать эту компанию — просто история создания AMWAY так или иначе связана с историей возникновения сетевого маркетинга.

 


В избранное