Продолжаем изучать техники продаж с помощью книги Владимира
Любарова и Валентина Перции «Удвоение продаж: как наращивать объемы продаж,
используя имеющиеся ресурсы»
6.3. На каком мы рынке?
Как известно из книг
по экономике, все рынки переживают одинаковые стадии развития. Рождение,
[бурный] рост, зрелость и стагнацию (насыщение и сокращение). Естественно,
циклы каждого конкретного рынка могут быть длиннее или короче, с большим или меньшим
количеством участников и вообще, достаточно разниться друг от друга, но, тем не
менее, все идет по одинаковому принципу.
Мы не будем вникать
в глубины теорий, а предложим вам очень простую и рабочую схему разделения
рынков на устойчивые кластеры.
Возьмем на
вооружение три стадии развития рынка: рост, зрелость и стагнация. Мы их
называем: стадии «Собрать», «Сохранить» и «Преумножить» соответственно.
Названия выбраны исходя из сущности процессов, происходящих на рынках в этот
момент, с точки
зрения продаж. На
этапе роста мы должны «собрать» как можно больше плодов. На этапе
зрелости собирать
уже менее выгодно, чем «хранить», так как плодов мало, а полакомиться ими
желающих хоть отбавляй. На третьем этапе количество участников рынка
уменьшается, но они становятся очень агрессивными. Приходит пора не собирать и
сохранять, а преумножать. Здесь важно, чтобы из сохраненных на предыдущих
этапах плодов проросли новые отношения с покупателями, чтобы их уже не надо
было хранить, а «хранились» они сами.
Второй классификатор
еще проще. По нему предлагается делить рынок всего на два типа: количественный
и качественный. В нашей терминологии «одно – всем» или «все – одному» (иногда
наши партнеры переделывают этот термин под себя: «каждому – то, что
ему нужно»).
Согласитесь, «одно – всем» значительно более информативно, чем «количественный
рынок». Смысл терминов следующий: на рынке «одно – всем» компания должна продавать
один товар (единое решение) различным покупателям; на рынке «все – одному» предлагать
любые товары и услуги одному покупателю. Иногда можно услышать, что такие рынки
называют «массовым» и «эксклюзивным». Если мы пользуемся такими терминами, то окажется,
что мобильные телефоны ручной сборки с использованием драгоценных металлов и
камней из каталога «Верту» – это эксклюзивный товар, тогда как на самом деле
массовый, ведь они продаются как унифицированный товар всем, кто пожелает их
купить. А если вы создаете из дешевых товаров какое-то уникальное решение для
одного из ваших покупателей, причем решение не формализовано до конца и
варианты конечного вида системы возникают по ходу, то, как бы мало ни заплатил
клиент, вы на рынке «все – одному». На этих примерах вы можете вывести одно
общее правило разделения рынка: если вы тратите на продажи мало времени, если
товар унифицирован и продается без дополнительных модификаций, то вы на рынке
«одно – всем»; если продажи занимают время ваших штатных специалистов, товар не
имеет единой спецификации и покупатель может «покапризничать», то вы на рынке
«все – одному».
В результате мы теперь имеем шесть разных типов рынков.
Теперь, после того как вы определитесь с состоянием рынка,
вы сможете понять, какой
метод продаж необходимо применить в вашем случае: «одно –
всем» на рынке «собрать»,
«одно – всем» на рынке «сохранить», «все – одному» на рынке
«преумножить» и т. д.
Как понять, что происходит с рынком?
С одной стороны, если вы работаете в категории более трех
лет, то вы явно знаете темпы роста своего рынка. Если нет, то найдите в
Интернете обзоры ведущих экономических
изданий по вашему и смежным рынкам – там все описано. Если
не найдете такого рода
информацию, то поговорите с коллегами по рынку (не с
подчиненными): с поставщиками,
покупателями и, может быть, даже с конкурентами.
Обращаем ваше внимание: определить состояние рынка – значит
сделать первый шаг к бурному росту ваших продаж. Пока одним из универсальных
критериев темпов роста рынка является абсолютная цифра этого роста.
Если категория растет двузначными (или даже трехзначными)
цифрами как минимум в два раза быстрее инфляции, то, значит, вы должны
«собирать».
Не нужно забывать, что часто имеет место ситуация, когда на
остановившемся и даже стагнирующем рынке образуется новый субрынок, который
растет огромными темпами.
Тогда к нему нужно применять правила «собирания». Иначе все
отличные продажи пройдут мимо нас.
Поучать может каждый, но стоит ли доверять этим поучениям.
Если у вас есть проблема в жизни, и вам нужна помощь, пишите
по адресу rasvopros@mail.ru с пометкой «проблема» в теме
письма.
Общий тираж рассылок 70 000 подписчиков.
Все представленные материалы носят ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО
ознакомительный (образовательный) характер. Некоторые материалы взяты из
открытых источников в сети или были присланы подписчиками. Если Вы посчитали,
что Ваши авторские права были нарушены - сообщите, и мы вместе постараемся
придти к обоюдоприемлемому решению. Обладатели авторских прав на материалы,
опубликованные в рассылке, выступающие против их дальнейшего размещения и
распространения могут обратиться с просьбой об их удалении.
Copyright Андрей Луда, http://andrey-luda.livejournal.com
2006-2013 г.г.
Автор оставляет за собой право отвечать не на все полученные письма и
опубликовывать полностью или частично, полученные письма без предварительного
согласования. В случае, если Вы желаете свое письмо оставить конфиденциальным,
письменно сообщите об этом.