Мораль (лат.
moralitas, термин введён Цицероном от лат. mores — общепринятые традиции,
негласные правила) — принятые в обществе представления о хорошем и плохом,
правильном и неправильном, добре и зле, а также совокупность норм поведения,
вытекающих из этих представлений.
Социология морали и личность
Одним из факторов
формирования морали является общественность человека, его способность к
сопереживанию другим (эмпатия) и альтруистические позывы. Следование морали
возможно и из эгоистических побуждений — в этом случае человек ожидает, что к
нему будут относиться в рамках той же морали. В таком случае оно приводит к
улучшению репутации. Эволюционный подход к морали и широкое освещение вопроса
репутации в социуме содержится в книге Мэтта Ридли «Происхождение добродетели».
Социология морали
изучает закономерности как формирования систем моральных ценностей различных
социальных групп, так и взаимодействия этих социальных групп, обусловленные действием
существующих моральных систем. Социология морали занимается исследованием
характера причин конфликтов между индивидами и социальными группами, вызванных
несовпадением их моральных ценностей, а также определением судьбоносных
тенденций развития общества в условиях разрешения им моральных проблем. Мораль
проявляется на общественном и личном уровне. Индивид усваивает моральные нормы
в процессе социализации, ориентации на добродетельное — на гуманное, доброе,
честное, благородное, справедливое. Человек приобретает сведения о том, что
такое порядочность, честь, совесть. При этом мораль изменяется в процессе
нормотворчества людей, самостоятельно, со всей ответственностью за моральность
своего выбора принимающих решения о выборе целей и средств.
Мораль и конфликт цивилизаций
Моральные суждения
можно обосновать в рамках некоторой нормативной системы, в случае же, когда
сталкиваются противоречащие моральные суждения из разных нормативных систем,
нет оснований для выбора между ними. Таким образом, некорректно называть
какую-то систему моральных ценностей хорошей или плохой без упоминания того,
что оценивается она с позиций другой моральной системы. При таком понимании
морали общечеловеческие ценности теоретически невозможны из-за разнообразия
моральных норм. Практически же в мире идет постоянная борьба различных
цивилизаций, одной из причин которой, по мнению наблюдателей, является именно
несовпадение моральных ценностей. Согласно другой точке зрения,
общечеловеческие ценности, в которых терпимость находится на центральном месте,
должны стать частью любой моральной системы именно с целью избежать подобных
конфликтов и сопутствующего насилия.
В этой связи
интересны слова Карла Маркса:
У республиканца иная
совесть, чем у роялиста, у имущего — иная, чем у неимущего, у мыслящего — иная,
чем у того, кто не способен мыслить.
Поучать может каждый, но стоит ли доверять этим поучениям.
Если у вас есть проблема в жизни, и вам нужна помощь, пишите
по адресу rasvopros@mail.ru с пометкой «проблема» в теме
письма.
Общий тираж рассылок 61 000 подписчиков.
Все представленные материалы носят ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО
ознакомительный (образовательный) характер. Некоторые материалы взяты из
открытых источников в сети или были присланы подписчиками. Если Вы посчитали,
что Ваши авторские права были нарушены - сообщите, и мы вместе постараемся
придти к обоюдоприемлемому решению. Обладатели авторских прав на материалы,
опубликованные в рассылке, выступающие против их дальнейшего размещения и
распространения могут обратиться с просьбой об их удалении.
Copyright Андрей Луда, http://andrey-luda.livejournal.com
2006-2013 г.г.
Автор оставляет за собой право отвечать не на все полученные письма и
опубликовывать полностью или частично, полученные письма без предварительного
согласования. В случае, если Вы желаете свое письмо оставить конфиденциальным,
письменно сообщите об этом.