Средства массовой информации — весьма
привлекательная сфера для трудоустройства. Интернет изобилует
многочисленными вопросами из серии «Что делать начинающим работникам
пера и слова?». О том, как быть и куда податься неопытным дарованиям,
рассказали состоявшиеся специалисты.
Мы задали экспертам, достигшим определенных карьерных высот в печатных
и сетевых изданиях, самые насущные вопросы — какие навыки нужны для
журналисткой работы, обязательно ли наличие профильного образования?
Правда, что в СМИ с «улицы» не попасть? И как в таком случае быть
новичкам, не имеющим связей? Где взять портфолио? О чем подумать,
прежде чем окунуться в мир масс-медиа?
«Журналисту нужны напористость, смелость, хорошее знание русского
языка. И никуда без коммуникабельности. На этом построена вся работа
журналиста, вне зависимости от того, сидит он в пыльном офисе,
обзванивая корреспондентов и очевидцев, или проводит скрытое
расследование, или берет интервью у кинозвезды.
"Блат" имеет место быть, если речь идет о поистине лакомом местечке в
центре города, с хорошей зарплатой, гибким графиком и ласковыми
коллегами. Но если у вас хорошая история и вы умеете отражать ее в
резюме, не тушуетесь на собеседованиях, принимаете душ (странно, что
приходится об этом упоминать, но зачастую люди, приходящие на
собеседования, действительно имеют очень слабые представления о
гигиене) и одеваетесь не в "Ашане", шанс получить хорошее место у вас
есть всегда.
Начинающим журналистам без связей придется эти связи нарабатывать.
Делать это можно, даже не трудясь нигде. Вот вы узнаете, что в городе
проходит какая-то акция (на которую не требуется аккредитация или
аккредитацию на которую вам кто-то может помочь получить), приходите
туда, потом освещаете событие (хоть в блоге), а на самой акции
знакомитесь с людьми, не стесняясь себя предлагать. Важный момент —
напечатайте визитки: "Вася Пупкин журналист, телефон, e-mail" — этого
вполне достаточно.
Что касается портфолио, добыть его в наши дни, когда СМИ переживают не
лучшие времена, не составит никакого труда. Единственное — придется
какое-то время трудиться даром или за небольшие деньги. Но никто не
мешает при этом искать места, где вас будут больше ценить. Только не
застревайте в конторах, где вам не платят или платят мало. Очень важно
не увязать в одном болоте. Не бойтесь быть летунами в начале вашего
карьерного пути. Вам вовсе не обязательно отражать в резюме все места
занятости, если где-то ваше пребывание было крайне недолгим.
Экспериментируйте. Меняйте издания, как перчатки (только оставайтесь
при этом порядочными людьми: это необходимо в том числе для вашей
профессиональной репутации). Больше общайтесь. Дружите со всеми, кто не
противен. Не бойтесь себя растратить или испортить».
Кейс 2. Компания «Акция»
Марина Зенкина, шеф-редактор:
«Журналисту необходимо обладать грамотностью, чувством стиля, банальным
умением складывать слова в предложения и четко выражать свои мысли в
письменном виде. Правда, что в журналистике очень многое решают связи,
часто берут людей, которых посоветовали знакомые профессионалы, которым
ты доверяешь.
Начинающим журналистам без связей могу посоветовать попробовать писать
тестовые статьи и материалы — не ждите того, что вас сразу напечатают и
заплатят много денег. На первом этапе набор материалов для портфолио,
которые не стыдно показывать, важнее гонораров, которые вряд ли сразу
будут внушительными.
Мой преподаватель Давид Маркович Фельдман говорил так: пишите не так,
чтобы вас могли понять, а так, чтобы вас не могли не понять. Всегда
помните это правило. Это по литературной части. По идейной — читайте
СМИ, особенно того профиля, в котором хотите работать, мониторьте
новости, будьте всегда в курсе событий и умейте высказывать о них свое
мнение. Когда придумываете темы для публикаций, сначала убедитесь, что
ваша тема не только актуальна, но и что вы можете сказать или найти по
теме что-то новое. По возможности не отказывайтесь от заданий, которые
вам предлагают: пока вы отказываетесь от неинтересного, до интересного
может и не дойти — работодатель просто перестанет иметь вас в виду».
Кейс 3. «Аргументы и Факты»
Елена Федотова, заместитель шеф-редактора портала:
«Нужно журналисту профильное образование или нет — зависит от позиции,
на которой он хочет работать. По моему опыту, собственно для журналиста
(занимающегося исключительно написанием текстов) оно не является
обязательным. А вот тому, кто претендует на позицию редактора или
медиа-менеджера, профильное образование, я считаю, необходимо.
Теоретически, вакантное место в СМИ есть практически всегда — в
ежедневных газетах авторы требуются постоянно. Так же и на телевидении
— текучка кадров довольно высока. Надо учитывать, что большую долю
творческой части СМИ зачастую составляют внештатники. Хороший вариант
для новичка — попробовать работать на ленте новостей в интернете.
Портфолио вам не потребуется — только скорость, грамотность и
"сображалка", — зато первая дверь в профессиональную среду будет
открыта.
Главный совет начинающим журналистам, наверное, будет таким: хватайтесь
за возможности, будьте посмелее и более реально оценивайте ситуацию на
рынке труда. К сожалению, многие выпускники тех же журфаков имеют
крайне завышенные зарплатные ожидания и крайне туманное представление о
том, сколько и за что на самом деле платят работодатели. Опытный и
именитый журналист или редактор, безусловно, должен знать себе цену и
может иногда капризничать. Новичок или "один из многих" — нет. Отчасти
именно по этой причине во время кризиса сотни журналистов сидели без
работы, в то время как многим изданиям не хватало рабочих рук».
Кейс 4. Газета «Мой район»
Светлана Комиссарова, выпускающий редактор:
«Профильное образования для журналиста, безусловно, не будет лишним. Но
вряд ли его наличие является в журналистике определяющим фактором.
Уверена, что для молодого журналиста гораздо важнее встретить на своем
пути (особенно в начале карьеры) людей, которые смогут его чему-то
научить и помогут научиться.
Если у вас еще нет опыта работы в газете — пишите, звоните, приходите в
редакции, разговаривайте с редакторами, предлагайте темы, выполняйте
задания. Я не встречала редакторов, которые, увидев настоящее желание
начинающих корреспондентов учиться и работать, отказывались бы брать их
на стажировку.
Прежде всего, начинающему журналисту я советую забыть о мифах: нужно
быть готовым к тому, что журналистика — это не очень денежная
профессия. И обычно будни журналистов не так насыщены приключениями,
как это показывают в фильмах.
Нам часто приходится проделывать большую и неинтересную работу в
поисках крупиц информации, засиживаться на работе допоздна, а праздники
и выходные проводить на заданиях. Помните, что вам придется много
общаться с самыми разными людьми, и далеко не все будут дружелюбны и
открыты. Приготовьтесь и к тому, что не все читатели будут в восторге
от ваших материалов и кто-то попытается высказать вам это. В то же
время, если вы станете хорошим журналистом, вы получите шанс с помощью
своих материалов помогать людям, добиваться справедливости, делать мир
более правдивым, а важную информацию — доступной и понятной».