План маркетинга. Стратегический маркетинг Разработка плана маркетинга: какие вам нужны навыки?
Разработка плана маркетинга: какие вам нужны навыки и знания?
Что такое план маркетинга и нужно ли его делать для
компании?
План маркетинга – это описанные и
задокументированные стратегические и тактические действия компании,
направленные на одну цель. Какую? Конечно, достижение плановых показателей в
продажах.
Почему действия должны быть
стратегическими и тактическими? Потому что в плане маркетинга вы не только
описываете ваши стратегии и планы по завоеванию мира рынка. Описание
стратегии – это хорошо, это нужно, это ваша глобальная цель. Но и нужно описать
то, каким образом вы собираетесь эту глобальную цель достигать.
Скажу сразу, что планировать и
составлять планы, стратегии гораздо и гораздо проще, чем претворять этот самый
план в жизнь. Вы это поймете, когда составите пару раз план, поймете принципы
его составления, а дальше уже будете разрабатывать его на раз-два. И в дальнейшем
для вас не будет особого труда планировать мероприятия и согласовывать их с
экономической эффективность, то бишь с плановыми показателями продаж.
Почему же претворять в жизнь все
планы гораздо сложнее?
1. 1. Рынок более изменчив, чем нам кажется. То, что
сегодня кажется нам актуальным, завтра может быть выброшено в корзину для
мусора. Предусмотреть абсолютно всё – невозможно в принципе. Можно лишь увидеть
тенденции и учесть их при составлении.
Да к тому же,
признаемся сами себе, мы же не из тех людей, которые могут повлиять на
изменение цен на нефть и золото, а завтра «обвалить» рынок облигаций
каких-нибудь (или что там еще есть). Так что смиряемся с тем, что приходится
планировать и предполагать, что будет именно так.
2.2. Составить план может всего один человек, но это
план придется претворять в жизнь нескольким. А там, где уже минимум 2 человек
(а то и больше) согласие может быть не достигнуто, как в той басне, где каждый
тянул на себя. К тому же, если вы еще худо-бедно можете отвечать за свои
действия, то за действия других людей, даже если бы очень хотели, отвечать не
сможете.
Контролировать
подчиненных и лиц, участвующих в выполнении плана, нужно и можно, но поручиться
за них со 100%-й вероятностью – вряд ли.
Мне иногда
бывает так смешно, когда я вижу начальников с умным видом сидящих и
осуществляющих стратегическое планирование (по их словам), при этом они могут
даже ни разу не выйти на общение с клиентами, покупателями, не прочувствовать (или
хотя бы попытаться) рынок изнутри, то чем он дышит и о чем мечтает, думает. При
это в компании, в отделе может сидеть маркетолог, который прекрасно разбирается
во всех тонкостях продукции, компании и рынка, и он мог бы составить этот план
не хуже, а может даже лучше. Это план был бы БОЛЕЕ реалистичным и осуществимым.
Но руководство не считает его достаточно компетентным для этого и нанимает
стороннего специалиста, с опытом стратегического развития, для составления
оного стратегического развития в компании.
Банальная ситуация,
но очень грустная.
С другой
стороны, многие просто боятся заниматься стратегическим развитием. Все
привыкли, что у нас ну постоянно что-то случается. Ну как же тут заниматься
планированием, да еще стратегическим.
Вообще то,
отсутствие стратегии – тоже своего рода стратегия развития. Но напоминает мне
плавание под парусом. Сейчас отсюда дует – так повернули парус, с другой
стороны задуло – повернули на другую сторону. Если очень быстро поворачивать,
то можно и обогнать всех, но если резкий шквал – то кирдык неприятные
ощущения и забортная ванна обеспечены.
Если ваша компания
не из тех, кто действует, полагаясь на случай, то вам можно и нужно составлять. Особой
компетенции тут не нужно.
Что у вас
обязательно должно быть:
1.Знания
и информация о вашем рынке, покупателях и конкурентах
2.Минимальные
знания в маркетинге (чтобы хоть что-то знать о позиционировании,
сегментировании и маркетинговых коммуникациях)
3.Понимание
именно ваших покупателей
4.Элементарные
знания в математике, чтобы уметь посчитать суммы, проценты
5.Умение
анализировать информацию
6.Владение
компьютером (в том числе и наличие оного
J)
7.Умение
описать ваши действия текстом
Пожалуй, это весь минимальный
багаж, который у вас должен быть. Если больше – вам повезло, у вас будет не 20
страничный, а как минимум 50 страничный план J
Успехов!
Елена Володина
Консалтинговая компания «С-Маркетинг»
PS. Вебинар по составлению плана
маркетинга состоится 20 сентября! Не забывайте голосовать за лучший вопрос к
вебинару по составлению плана маркетинга: