Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

План маркетинга. Стратегический маркетинг Разработка плана маркетинга: какие вам нужны навыки?


Разработка плана маркетинга: какие вам нужны навыки и знания?

 

Что такое план маркетинга и нужно ли его делать для компании?

План маркетинга – это описанные и задокументированные стратегические и тактические действия компании, направленные на одну цель. Какую? Конечно, достижение плановых показателей в продажах.

Почему действия должны быть стратегическими и тактическими? Потому что в плане маркетинга вы не только описываете ваши стратегии и планы по завоеванию мира рынка. Описание стратегии – это хорошо, это нужно, это ваша глобальная цель. Но и нужно описать то, каким образом вы собираетесь эту глобальную цель достигать.

Скажу сразу, что планировать и составлять планы, стратегии гораздо и гораздо проще, чем претворять этот самый план в жизнь. Вы это поймете, когда составите пару раз план, поймете принципы его составления, а дальше уже будете разрабатывать его на раз-два. И в дальнейшем для вас не будет особого труда планировать мероприятия и согласовывать их с экономической эффективность, то бишь с плановыми показателями продаж.

Почему же претворять в жизнь все планы гораздо сложнее?

1.       1. Рынок более изменчив, чем нам кажется. То, что сегодня кажется нам актуальным, завтра может быть выброшено в корзину для мусора. Предусмотреть абсолютно всё – невозможно в принципе. Можно лишь увидеть тенденции и учесть их при составлении.  

            Да к тому же, признаемся сами себе, мы же не из тех людей, которые могут повлиять на изменение цен на нефть и золото, а завтра «обвалить» рынок облигаций каких-нибудь (или что там еще есть). Так что смиряемся с тем, что приходится планировать и предполагать, что будет именно так.

2.                  2. Составить план может всего один человек, но это план придется претворять в жизнь нескольким. А там, где уже минимум 2 человек (а то и больше) согласие может быть не достигнуто, как в той басне, где каждый тянул на себя. К тому же, если вы еще худо-бедно можете отвечать за свои действия, то за действия других людей, даже если бы очень хотели, отвечать не сможете.

Контролировать подчиненных и лиц, участвующих в выполнении плана, нужно и можно, но поручиться за них со 100%-й вероятностью – вряд ли.

Мне иногда бывает так смешно, когда я вижу начальников с умным видом сидящих и осуществляющих стратегическое планирование (по их словам), при этом они могут даже ни разу не выйти на общение с клиентами, покупателями, не прочувствовать (или хотя бы попытаться) рынок изнутри, то чем он дышит и о чем мечтает, думает. При это в компании, в отделе может сидеть маркетолог, который прекрасно разбирается во всех тонкостях продукции, компании и рынка, и он мог бы составить этот план не хуже, а может даже лучше. Это план был бы БОЛЕЕ реалистичным и осуществимым. Но руководство не считает его достаточно компетентным для этого и нанимает стороннего специалиста, с опытом стратегического развития, для составления оного стратегического развития в компании.

Банальная ситуация, но очень грустная.

 

С другой стороны, многие просто боятся заниматься стратегическим развитием. Все привыкли, что у нас ну постоянно что-то случается. Ну как же тут заниматься планированием, да еще стратегическим.

Вообще то, отсутствие стратегии – тоже своего рода стратегия развития. Но напоминает мне плавание под парусом. Сейчас отсюда дует – так повернули парус, с другой стороны задуло – повернули на другую сторону. Если очень быстро поворачивать, то можно и обогнать всех, но если резкий шквал – то кирдык неприятные ощущения и забортная ванна обеспечены.

Если ваша компания не из тех, кто действует, полагаясь на случай,  то вам можно и нужно составлять. Особой компетенции тут не нужно.

 

Что у вас обязательно должно быть:

1.       Знания и информация о вашем рынке, покупателях и конкурентах

2.       Минимальные знания в маркетинге (чтобы хоть что-то знать о позиционировании, сегментировании и маркетинговых коммуникациях)

3.       Понимание именно ваших покупателей

4.       Элементарные знания в математике, чтобы уметь посчитать суммы, проценты

5.       Умение анализировать информацию

6.       Владение компьютером (в  том числе и наличие оного J)

7.       Умение описать ваши действия текстом

Пожалуй, это весь минимальный багаж, который у вас должен быть. Если больше – вам повезло, у вас будет не 20 страничный, а как минимум 50 страничный план J

Успехов!

Елена Володина

Консалтинговая компания «С-Маркетинг»

PS. Вебинар по составлению плана маркетинга состоится 20 сентября! Не забывайте голосовать за лучший вопрос к вебинару по составлению плана маркетинга:

http://www.planmarketing.ru/webinar-problema-plan-marketinga.html


В избранное