Лояльность – традиционно этот термин трактовался как верность, специфически доброжелательное отношение к чему-либо. Сотрудник лоялен своей компании. Клиент лоялен бренду. Гражданин лоялен стране. С «легкой» руки кого-то из журналистов у лояльности появилась новая смысловая грань – терпимость: секретарь пришла на работу пьяной, но руководитель отнесся к этому лояльно.
На наш взгляд, правильным является понимание лояльности как верности и преданности. Именно с такой лояльностью мы имеем дело в своей работе.
Мы продолжаем серию публикаций о лояльных сотрудниках.
Приведенные в прошлых статьях преимущества лояльных сотрудников достаточно, чтобы задаться главным вопросом: как сделать всех сотрудников преданными? И сколько это будет стоить? – добавляют руководители-прагматики.
Существует несколько уровней лояльности, каждому из которых соответствует свой набор инструментов для изучения и укрепления лояльности. Предметом данной статьи будет изучение высшего уровня лояльности – лояльности на основе общих ценностей.
Каждая компания имеет определенную сложившуюся систему ценностей. Для ее формирования не требуется ни решений со стороны руководства, ни приказов. Просто персонал, наблюдая за тем, что ценит и поощряет руководитель, делает выводы и выстраивает свою работу так, чтобы максимально соответствовать ценностным ожиданиям тех, кто «там наверху». При этом каждый сотрудник, в меру своей энергетики, может привносить в общую систему ценностей компании что-то свое.
Например, приходит в компанию страстный любитель спорта и начинает продвигать решение о корпоративных посещениях спортзала и создания команды из числа сотрудников. Другой, поборник здоровой пищи, может привнести в корпоративную систему ценностей заботу о здоровье. Третий, желающий побольше заработать, может показать такой пример быстрого обогащения, что и другие за ним потянутся из курилки, где они до этого весело, но бесплатно проводили время.
Итак, каждая компания имеет сложившуюся систему ценностей. Любой сотрудник, немного подумав, может ответить на вопрос: что для нас самое важное? Это вершина пирамиды отражающей визуальное представление системы ценностей. Эта главная ценность задает направление.
Для компаний с идеологической системой ценностей во главе угла будут стоять правила и регламенты. Для идеологической компании соблюдение правил стоит на первом месте и важнее денег. Идеологическая компания, поставленная перед выбором заработать деньги, но нарушить собственные правила, или соблюсти верность правилам, но потерять эти деньги, однозначно выберет второй путь.
Компании с материальной системой ценностей делятся на две группы. Для одной группы все деньги хороши, для другой – только те, которые мы заработали честно. В материальной компании вклад сотрудника и его ценность определяются одним: суммой, которую он принес сегодня в кассу.
Компании с эмоциональной системой ценностей больше денег и правил ценят сложившиеся отношения. Они говорят: нам не нужны деньги, мы проводим на работе большую часть своей жизни, и потому хотим, чтобы здесь было комфортно, приятно, чтобы нас окружали хорошие люди, чтобы с ними было о чем поговорить.
Компании с витальной системой ценностей похожи на семьи. Их безусловный признак – наличие человека, от которого все зависит (глава семьи). Глава семьи знает, что хорошо, что плохо. Он знает кто, что и как должен делать, он принимает все решения. Компании с витальной системой ценностей обычно замкнуты и не любят выносить сор из избы.
Надо отметить, что привлекательные перспективы только у идеологических и материальных компаний – именно они делят между собой и контролируют рынки. Компании с другими доминирующими ценностями обречены довольствоваться тем, что не смогли или не захотели проглотить гиганты.