Есть еще
непростые вопросы (по специальным кадровым методикам), разнообразные тесты и,
наконец, вершина кадровой методической мысли – ассесмент-центры.
Давайте и
мы будем время от времени отвлекаться от вопросов-ответов и говорить о других
кадровых методиках.
Начнем с
самого интересного психологического теста – цветового теста Люшера.
Тест
основан на простой идее - выбор цвета человеком отражает его направленность на
определенные виды деятельности и указывает на его устойчивые черты личности.
Проще говоря – все мы хорошо знаем, что цвет влияет на наше настроение и
самочувствие (поэтому, например, в офисах не красят стены в красный цвет, а в
продвинутых больницах не носят белые халаты, а кафе и рестораны редко бывают
оформлены в синих тонах).
Макс Люшер
задумался об обратной зависимости - а не влияет ли наше настроение и т.п. на наши
предпочтения в выборе цвета – и создал свой знаменитый тест, широко известный и
применяемый во всем мире. (вообще-то теория Люшера охватывает гораздо большую сферу, нежели только
психологическая диагностика, но мы ограничимся темой нашей рассылки).
Тестирование проходит так. Вам
показывают восемь карточек разного цвета и предлагают выбрать самый
привлекательный для вас.
Потом – самый привлекательный из семи оставшихся - и так далее.
В результате все восемь цветов оказываются ранжированными по степени
симпатичности для вас.
Вот эти
цвета:
Попробуйте,
проделайте эту процедуру и запишите последовательность выбранных вами цветов.
В
следующем письме мы расскажем, как психологи интерпретируют ваш выбор.
Инструкция: выбирать цвета надо руководствуясь только
собственными ощущениями.Не принимайте во внимание, идет ли этот цвет к вашему галстуку, вашей кофточке,
цвету глаз, или, не дай бог, полнит.
Только
ваши ощущения: «вот этот цвет мне симпатичен, почему – не знаю, просто я так чувствую!»
Отдельная инструкция для автомобилистов – постарайтесь отвлечься от того, что зеленый цвет –
самый лучший, желтый – так себе, а красный надо твердо ставить на самое
последнее место!
Необходимая оговорка. Тест, популярный
у отечественных кадровиков, мягко говоря, отличается от настоящего цветового теста
Люшера, в котором 72 цвета. На официальном сайте профессора Люшера посетителей,
выбравших русский язык, встречает приветливая надпись:
ВНИМАНИЕ!
ПРЕДУПРЕЖДАЕМ:
не позволяйте вводить себя
в заблуждение. Настоящий цветовой тест Люшера состоит из 72 цветов и 7 форм.
Неточные цвета, а также использование всего лишь 8 цветов всегда дают неверные
результаты. Также невозможно воспроизвести на экране физиологическую частоту
оригинального цвета.
Несмотря на вышеизложенное, Иматон и некоторые другие компании продают такой
8-цветовой тест под именем М. Люшер, а также компьютерные варианты теста.
Тесты В.И. Тимофеева и Т.К.
Филимоненко, "Цветовой тест отношений" А.М. Эткинда, Л.Н. Собчик,
Cjgito-центр и т.д. не являются настоящим тестом Люшера.
Не позволяйте себя обманывать.