Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Секреты инвестирования" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Мировая экономика: глобальные тенденции развития (часть 2)
Выпуск от 09.05.01, часть 2
Этот выпуск посвящен экономике стран Юго-Восточной Азии и Индии. В связи с ограничением на объем рассылки выпуск разделен на 2 части.
Содержание (часть 2):
На телекоммуникационных рынках стран Азии
Япония теряет рынки в Юго-Восточной Азии
На телекоммуникационных рынках стран Азии
По уровню телефонной плотности между странами азиатско- тихоокеанского региона существуют серьезные различия. Согласно данным компании "Frost & Sullivan", в 2000г. число стационарных телефонных линий в расчете на 100 жителей в Гонконге равнялось 53,2, Японии - 48,8, Сингапуре - 48,2, на Тайване - 43,1, в Республике Корея - 41,4, Малайзии - 16,6, Таиланде - 5,9, КНР - 3,3, на Филиппинах - 2,1, в Индонезии - 1,7 и Индии - 1,3.
Анализ состояния и основных тенденций развития рынка услуг мобильной связи в странах Азии позволяет сделать вывод о том, что вследствие особенно высоких темпов роста спроса в ближайшие пять лет этот регион займет первое место в мире по объему продаж указанных услуг, оттеснив на второе место европейские страны. Росту спроса способствует прежде всего распространение системы предоплаты этих услуг, а также непрерывное обострение конкурентной борьбы среди фирм-операторов и развитие сферы Internet-услуг. Особой популярностью мобильные телефоны в странах Азии (как и во многих других странах) пользуются среди молодых абонентов.
В АТР сейчас насчитывается более 200 млн. абонентов мобильной связи (больше, чем в Европе), в том числе примерно 60 млн. в КНР, 54 млн. - в Японии, 28 млн. - в Республике Корея и 15 млн. - на Тайване. В I квартале 2000 г. число абонентов в странах Азии увеличилось на 15 млн., а во II квартале - на 18 млн. Если в 1995 г. доля стран азиатско-тихоокеанского региона составляла 10% от мирового числа абонентов, то в 2000 г. - уже более 30%, а при условии сохранения существующих темпов в 2005 г. превысит 40%.
Несмотря на непрерывный рост спроса и благоприятные перспективы развития, масштабы распространения услуг мобильной связи (penetration rate - удельный вес абонентов мобильной связи в общей численности населения) во многих странах Азии, особенно наиболее крупных, пока остаются весьма низкими. Так, в КНР данный показатель сейчас составляет менее 5%. Согласно прогнозам, в среднесрочной перспективе масштабы распространения мобильной связи в Сингапуре, Республике Корея и на Тайване достигнут 70 - 80%.
Благоприятные перспективы деятельности ведущих азиатских фирм - операторов мобильной связи определяются их крупными размерами и постепенной активизацией международной кооперации. Так, компания "NTT DoCoMo", занимающая лидирующие позиции на японском рынке услуг мобильной связи, проявляет растущий интерес к европейскому рынку. Недавно эта компания создала СП с компанией "KPN", а также участвует в проводимых в европейских странах аукционах по продаже лицензий на услуги мобильной связи третьего поколения. Гонконгская компания "Hutchison Whampoa" принимает участие в этих аукционах в Великобритании, Италии и Новой Зеландии.
В странах Азии мобильные телефоны занимают лидирующие позиции на национальных рынках услуг связи. Так, в Японии число владельцев этих телефонов в ближайшей перспективе превысит количество абонентов проводной связи, а в Республике Корея, на Тайване и в Гонконге это уже произошло. Необходимо отметить, что в странах региона непрерывно растет число абонентов, отказывающихся от обычных телефонов в пользу мобильных. По мнению "NTT", в Японии в среднесрочной перспективе можно ожидать усиления этой тенденции. Согласно ряду прогнозов, в 2007 г. в странах Азии число международных вызовов с мобильных телефонов впервые превысит соответствующий показатель для обычных телефонов.
Как отмечают, в странах Азии непрерывно возрастает значение мобильных телефонов для доступа в Internet. В конце предыдущего десятилетия компания "NTT DoCoMo" приступила к предоставлению услуг на основе стандарта "i-mode", которыми сейчас в Японии пользуются более 10 млн. абонентов. Развития этой тенденции можно ожидать и в других странах Азии, что обусловлено значительно более низкими затратами на доступ в Internet с мобильного телефона по сравнению со стоимостью персонального компьютера. Кроме того, острая нехватка широкополосной инфраструктуры во многих странах Азии сильно затрудняет выход в Internet с использованием телевизора или ПЭВМ.
Ведущие японские и южнокорейские фирмы - продуценты телекоммуникационного оборудования, прежде всего мобильных телефонов, пока уделяют основное внимание национальным, а не экспортным рынкам сбыта. Это касается не только европейских стран, но и КНР, где крупнейшими иностранными инвесторами являются европейские и американские компании.
Как отмечает газета "Financial Times", данное обстоятельство в значительной степени обусловлено применением в странах Азии различных стандартов мобильной связи. Так, в Республике Корея используется американская технология "CDMA", а в КНР, Гонконге и большинстве стран Юго-Восточной Азии - как "CDMA" так и "GSM". В то же время в Японии применяется собственная технология мобильной связи.
Существование различных стандартов препятствует использованию странами Азии значительного опыта в области мобильной связи, накопленного прежде всего в Скандинавских странах, и сдерживает экспорт японской и южнокорейской продукции в страны, применяющие стандарт "GSM". В то же время, согласно прогнозам, внедрение технологий мобильной связи третьего поколения позволит азиатским продуцентам значительно активизировать экспортную деятельность.
Как полагают, разработанная в Японии технология второго поколения для доступа в Internet с мобильных телефонов позволит создать значительно более совершенную систему третьего поколения. Японские продуценты мобильных телефонов рассчитывают, что национальные операторы мобильной связи, прежде всего "NTT DoCoMo", одними из первых в мире в середине 2001 г. приступят к эксплуатации сетей мобильной связи с использованием технологии "W-CDMA".
Европейские и американские компании, прежде всего "Nokia", "Ericsson" и "Motorola", которые пока занимают доминирующее положение на мировом рынке мобильных телефонов, выражают растущее беспокойство в связи с возможной активизацией экспортной деятельности японских и южнокорейских продуцентов. До создания цифровых сетей мобильной связи второго поколения японская продукция занимала ведущие позиции на мировом рынке аналоговых телефонов первого поколения, а компания "NEC" входила в тройку крупнейших мировых поставщиков этих телефонов. По мнению генерального менеджера "NEC", переход на технологии мобильной связи третьего поколения позволит компании в значительной степени вернуть утерянные позиции.
С целью активизации экспортной деятельности японские и южнокорейские компании расширяют кооперацию с основными европейскими поставщиками. Так, "NEC" уже заключила соглашение с "Siemens" о совместной разработке инфраструктуры, "Fujitsu" - соглашение с "Alcatel", а "LG Telecom" ведет переговоры о более тесной кооперации с "Philips". В КНР одна из местных компаний совместно с "Siemens" осуществляет разработку технологии мобильной связи третьего поколения, более приспособленную к особенностям густонаселенных городов в странах Азии.
Как полагают, соглашение "LG Telecom" и "Philips" (обе фирмы являются крупными мировыми поставщиками мобильных телефонов стандартов "CDMA" и "GSM") позволит партнерам занять значительно более прочные позиции на рынке технологии "W-CDMA". Одна из причин заключения соглашения "NEC" и "Siemens" связана с отсутствием у японской компании достаточных финансовых возможностей для проведения самостоятельных НИОКР по созданию технологий мобильной связи третьего поколения.
По мнению газеты "Financial Times", серьезным преимуществом японских и южнокорейских компаний перед европейскими и американскими конкурентами являются их более тесные связи с ведущими в странах Азии поставщиками электронных комплектующих. Именно эта кооперация в значительной степени позволила "NTT DoCoMo" успешно разработать технологию "i-mode" для доступа в Internet с мобильных телефонов. По мнению "NEC", высокая конкурентоспособность ее продукции обусловлена, в частности, тесными кооперационными связями с фирмами "Seiko Epson" и "Sharp" (два основных поставщика жидкокристаллических дисплеев для "NEC").
В конце предыдущего десятилетия "Nokia" и "Motorola" заявили о намерении активизировать свою деятельность в Японии. Компания "Ericsson", которая занимает доминирующие позиции на мировом рынке сетевой инфраструктуры и базовых станций, получила от японской фирмы "J-Phone" крупный заказ на поставку телекоммуникационного оборудования третьего поколения.
Как отмечает "Financial Times", страны Азии с огромным населением, низкой телефонной плотностью и высоким отложенным спросом на услуги доступа в Internet являются "идеальным" рынком сбыта услуг спутниковой связи, спрос на которые в регионе сейчас возрастает наиболее высокими темпами в мире. Согласно существующим программам, в ближайшей перспективе для стран Азии ожидается ежемесячный запуск не менее одного спутника связи. Несмотря на недавний экономический кризис в азиатско- тихоокеанском регионе, ведущие мировые операторы спутниковой связи полагают, что их поступления в странах Азии скоро сравняются с соответствующим показателем в европейских странах.
В крупнейших странах Азии, прежде всего в КНР и Индии, осуществляется дерегулирование сферы спутниковой связи и разработка программ развития отдельных отраслей национальной экономики, а также сферы образования и здравоохранения, привлечения инвестиций и расширения масштабов использования Internet с помощью спутниковой связи.
Весьма перспективным направлением применения спутниковой связи в развивающихся странах Азии является телефонизация отдаленных и сельских районов. Так, в Индии реализуется программа, главная задача которой заключается в телефонизации (преимущественно с помощью систем спутниковой связи) 200 тыс. деревень к 2002 г. В Таиланде в рамках государственной программы примерно 4 тыс. деревень пользуются услугами спутниковой связи.
Компания "Gartner Dataquest" полагает, что оптимальным решением для удовлетворения непрерывно растущего спроса на услуги доступа в Internet в странах Азии является недорогая, надежная и высокоскоростная спутниковая система передачи данных, что позволит, в частности, избежать проблем, связанных с острой нехваткой в регионе наземных линий связи. Непрерывное техническое совершенствование систем спутниковой связи и конкуренция со стороны быстро растущей сети подводных волоконно-оптических линий связи, по мнению компании, обеспечат невысокий уровень затрат на услуги спутниковой связи.
Особенно благоприятные перспективы развития систем спутниковой связи существуют на Филиппинах, в частности, для дистанционного обучения. В отдаленных и сельских районах КНР большое внимание уделяется развитию систем спутниковой телефонной связи, в том числе услугам доступа в Internet.
Компания "Inmarsat" рассматривает страны Азии в качестве весьма перспективного рынка сбыта услуг спутниковой связи. Для рынков развивающихся стран компания разработала портативный спутниковый терминал "Mini-M", который позволяет осуществлять одновременно до восьми вызовов, а тариф составляет менее 1 долл./мин.
Компания "Globalstar" располагает в странах Азии двумя порталами (gateways) - в КНР и Республике Корея, а в ближайшей перспективе предполагает создать новые порталы в КНР (два) и Индии. Главная задача компании заключается в предоставлении услуг связи в районах, не охваченных мобильной связью в стандарте "GSM". Компания "Aces" ("Asia Cellular Satellite International") в 2000 г. приступила к предоставлению в странах Азии коммерческих услуг голосовой и факсимильной мобильной связи, а также услуг по передаче данных и доступу в Internet с использованием геостационарного спутника. Японская компания "JSAT Corp." располагает крупнейшим в Азии флотом спутников связи для передачи телевизионных программ и услуг связи, а 2000 год, согласно оценке, является лучшим в ее истории. В среднесрочной перспективе компания рассчитывает на ежегодный рост оборота в 10-20%.
В 1996 г. "JSAT Corp." первой в Японии приступила к предоставлению услуг цифровой многоканальной широкополосной связи с использованием коммуникационного спутника. Первоначально эта система обеспечивала передачу 96 каналов, сейчас данный показатель составляет 293, а число абонентов в Японии превышает 2,4 млн. В 1999/2000г. поступления от компаний-ретрансляторов, пользующихся услугами "SKY PerfecTV", составили примерно 50% оборота компании, а в 1999г. общие поступления компании от услуг по передаче телевизионных программ увеличились на 39% по сравнению с предыдущим годом.
Деятельность "JSAT Corp." осуществляется в тесной кооперации с "NTT Communications" (отделение группы "NTT"), предоставляющей услуги междугородной и международной связи. Эта компания является крупнейшим клиентом и акционером "JSAT Corp." (16% акций).
В марте 2000 г. компания приобрела контрольный пакет акций фирм "N- STARa" и "N-STARb" (отделения "NTT"), в результате ее флот увеличился до 10 спутников. Станция компании на Гавайских о-вах обеспечивает передачу в страны Азии американских телевизионных и других программ, а станция в Сингапуре - связь между Японией и Европой.
Согласно прогнозу американской компании "Lehman Brothers", число пользователей Internet в азиатско-тихоокеанском регионе с 73 млн. в 2000 г. достигнет 233 млн. в 2005 г. Однако ежегодный прирост числа пользователей в 2005 г. составит менее 20% по сравнению с 40% в 2000 г.
Среди стран АТР лидерами по числу пользователей Internet сейчас являются Япония (27 млн.) и Республика Корея (15 млн.), а также КНР (17 млн.), причем в последней стране через каждые шесть месяцев происходит удвоение данного показателя. При условии сохранения существующих темпов роста КНР в течение ближайших 10 лет займет ведущие позиции в мире по числу пользователей Internet.
Между странами азиатско-тихоокеанского региона существуют серьезные различия по темпам расширения использования системы. Наиболее высокими эти показатели являются в Республике Корея, на Тайване, в Сингапуре и Гонконге; в то же время значительно отстают Индонезия и Таиланд.
Согласно оценке компании "Lehman Brothers", объем розничной торговли через Internet (B2C) в странах азиатско-тихоокеанского региона в 2005 г. достигнет 57 млрд. долл., а объем межфирменных сделок (B2B) - 1,2 трлн. долл. В результате масштабы электронной торговли в Азии в перспективе превысят соответствующий показатель в ведущих западных странах.
Наиболее благоприятные перспективы развития торговли через Internet, полагает "Lehman Brothers", существуют в Японии, Республике Корея, Гонконге и Сингапуре. В то же время в КНР и Индии реализация этих потенциальных возможностей произойдет лишь в более отдаленной перспективе. В целом, по мнению компании, следует ожидать увеличения разрыва между более и менее развитыми странами Азии по масштабам использования Internet и объему электронной торговли.
Растущая компьютеризация населения в странах АТР, а также наличие относительно недорогих и быстродействующих средств связи способствуют непрерывному росту масштабов электронной торговли. Однако цены на ПК во многих странах Азии остаются чрезмерно высокими; отсутствие достаточно продуманной государственной стратегии часто также является серьезным тормозом для развития электронной торговли. Согласно ряду оценок, важным средством доступа в Internet в странах азиатско-тихоокеанского региона в ближайшей перспективе является кабельное интерактивное телевидение.
По оценке компании "Merrill Lynch", в 2005 г. объем розничной электронной торговли в Японии достигнет 28 млрд. долл., или 3% общих потребительских расходов. Согласно прогнозу, к указанному сроку число Internet-терминалов (бытовые ПК, мобильные терминалы, игровые приставки и системы интерактивного телевидения) в стране превысит 170 млн. (в среднем 3-4 терминала на семью).
Число пользователей Internet в Республике Корея в 2005 г., по мнению "Merrill Lynch", достигнет 37 млн. Объем розничной электронной торговли в стране в 2000-2005 гг., полагает компания, возрастет более чем в 10 раз (до 10 млрд. долл.). В 2005 г. покупки через Internet будут осуществлять 45% южнокорейских пользователей. В 2000г. данный показатель в стране равнялся 17% по сравнению с 18-25% в Западной Европе и 31% в США.
Япония теряет рынки в Юго-Восточной Азии
Японские производители промышленных материалов обеспокоены сокращением экспорта в Юго-Восточную Азию с конца прошлого года. В данном регионе развивается собственное производство, и местные корпорации все в большей степени ориентируются на закупки материалов на местах.
В январе 2001г. впервые за четыре года Япония свела свой внешнеторговый баланс с дефицитом, что частично связано с усилением трудностей со сбытом товаров на рынке ЮВА.
Снижение темпов развития экономики азиатских стран привело к падению спроса на экспортную продукцию, а избыточное предложение оказало сдерживающее влияние на рост цен. В результате экспорт промышленных материалов из Японии в обозримом будущем вряд ли возрастет. Некоторые государства ЮВА, постепенно укрепляя национальную экономику, фактически вытесняют Японию с рынка промышленных материалов.
На о.Джуронг в Сингапуре в скором времени вступит в эксплуатацию нефтехимический комплекс, сооруженный при финансовой поддержке правительства. Завершено строительство этиленового завода корпорации "Exxon Mobil" мощностью 800 тыс. т. В 2002 г. может начаться расширение предприятия по производству этилена "Petrochemical Corp. of Singapore" c привлечением капитала компании "Sumitomo Chemical" и группы "Royal Dutch/Shell". Окончание работ позволит данному предприятию стать крупнейшим производителем этилена в мире. На небольшом острове Джуронг будет производиться столько же этилена, сколько на половине предприятий указанного профиля в Японии.
Пока на долю Азии приходится 20% мирового нефтехимического рынка, однако перспективы расширения сбыта продукции нефтехимии в данном регионе весьма благоприятны, особенно с учетом динамичного экономического развития КНР. Поэтому можно ожидать быстрого увеличения приведенного выше показателя.
Близость ряда стран ЮВА к Ближнему Востоку, основному району добычи углеводородного сырья, позволила известным ТНК и государственным компаниям Малайзии и Таиланда принять решение о строительстве предприятий по производству этилена и другой нефтехимической продукции. Их сооружение в ЮВА сопряжено с меньшими трудностями, чем, например, в Китае.
На Ближнем Востоке и Тайване начали действовать крупные и высокорентабельные заводы указанного профиля, что понизило статус Японии как поставщика нефтехимической продукции на мировой рынок. Все больше азиатских фирм отказываются от закупок исходных материалов в Японии.
Сходные процессы наблюдаются и в торговле металлами. Представители "Sumitomo Metal Industries" сообщают о росте физического объема экспорта стального проката при стагнации общей стоимости продаж и величины прибыли. Сталелитейные предприятия ЮВА наращивают производство, однако степень использования мощностей пока остается низкой. В Таиланде "Thai Cold Rolled Steel Sheet Public Co" и "Siam United Steel Co" в 2000 г. произвели 1,3 млн. т проката, тогда как мощности рассчитаны на выпуск 2 млн. т. В 2000 г. объем производства возрастет, по-видимому, на 10%.
Экспорт из Японии вынуждает обе фирмы уменьшить производство холоднокатаного стального листа. Одновременно уделяется повышенное внимание выпуску горячекатаной рулонной стали по цене 200 долл. за т, т.е. в 2 раза более низкой, чем холоднокатаного стального листа.
Рыночная цена указанной продукции существенно колеблется. В 1999 г. импорт стали в Таиланд в стоимостном исчислении вырос на 45%, а в 2000г. - только на 6%. Япония стремится компенсировать высокие производственные издержки путем увеличения добавленной стоимости в выпускаемой продукции. Однако по стальному прокату, идущему на экспорт, возможности для увеличения добавленной стоимости незначительны.
В то же время японские фирмы, действующие в других азиатских странах, увеличивают долю материалов, приобретаемых у местных фирм. Компания "Toyota Motor, Thailand" планирует сократить импорт стального проката из Японии и в конечном итоге отказаться от него вообще, что позволит добиться экономии по статье "производственные издержки".
Компания "Asahi Kasei Plastics, Thailand" открыла свое предприятие в г.Аютхая (севернее Бангкока) в 1999г. в ответ на требования крупных потребителей ее продукции, в частности "Canon High-Tech, Thailand". Планируется существенное увеличение поставок синтетических смол для "Canon High-Tech".
Фирмы-покупатели пытаются сократить расходы на приобретение исходных материалов. Учитывая такую тенденцию, "Asahi Kasei Plastics" (большую часть продукции производит в Японии) намерена увеличивать производство в Таиланде, где производственные издержки на 30% ниже, чем в Японии. "Asahi Kasei Corp." (является материнской компанией "Asahi Kasei Plastics") продолжает экспортировать полифениловый эфир (применяется для изготовления синтетических смол) из Японии, однако с 2002 г. планируется освоить его производство в Сингапуре.
В прошлом японские фирмы начали размещение производства в ЮВА с электронной промышленности и автомобилестроения, комплектующие и материалы для которых поставлялись из Японии. Теперь же сокращение производственных издержек на предприятиях, изготавливающих готовую продукцию, требует перехода к выпуску материалов непосредственно в стране базирования. Как отмечает еженедельник "Nikkei Weekly", завершение крупных проектов по производству промышленных материалов в ЮВА заметно изменит характер внешней торговли с Японией уже в ближайшие два- три года.
Об экономической политике нового правительства Таиланда
Как сообщает газета "Financial Times", в 2000г. экономический рост в Таиланде был относительно высоким - 4,3%. Однако в текущем году этот уровень вряд ли будет достигнут, поскольку заметно ослаб спрос на товары, экспортируемые из этой страны. По расчетам Национального управления экономического и социального развития, прирост ВВП в 2001г. должен составить 3,5-4,0%. (В декабре 2000г. на 2001г. прогнозировался более высокий показатель - 4,5%)
В соответствии с прогнозом в текущем году, экспорт из Таиланда увеличится на 7-9%, потребление населением товаров и услуг - на 4,2%, объем частных инвестиций - на 6,8-8,2%. В предыдущем году соответствующие показатели составили 19,5%, 4,5% и 14,2%. При составлении прогноза указанное управление принимало во внимание наиболее благоприятный сценарий.
"Мerrill Lynch" считает, что в 2001г. экономический рост в Таиланде в лучшем случае (при условии ускорения развития американской экономики в IV квартале) достигнет 3,5%. Если в США низкие темпы развития сохранятся на протяжении всего года, то в Таиланде прирост ВВП будет на уровне 1,5-2,0%. "UBC Warburg" ожидает более высокий показатель - 3,5%, но только в случае достижения позитивных результатов при реализации правительственных мер в бюджетно-финансовой области.
Нынешний премьер-министр Таиланда Таксин Синаватра одержал победу на январских выборах во многом благодаря обещанию объявить 3-годичный мораторий на выполнение долговых обязательств таиландских фермеров, реализовать план по предоставлению каждому сельскому населенному пункту помощи в размере 1 млн. бат. (23 тыс. долл.), обеспечению доступа малых и средних предприятий к кредитным ресурсам, оказанию помощи банкам в деле решения проблемы безнадежных долгов. Среди конкретных мер, предложенных новым правительством, - создание Народного банка и Банка для малых и средних предприятий.
Программа Таксина Синаватры вызвала ожесточенную критику, в частности из-за того, что одновременная реализация намеченных инициатив может привести к резкому увеличению государственного долга - до 70% ВВП. При повышении банковских процентных ставок проблемы с его погашением могут значительно усилиться. Большие сомнения возникают в отношении предлагаемой финансовой помощи сельским населенным пунктам. Эффективное использование средств без должного контроля и наличия большого числа квалифицированных специалистов практически невозможно.
Таксин Синаватра встретился с банкирами для обсуждения проекта создания национальной компании по управлению активами, которая будет скупать у банков обязательства по безнадежным долгам (всего на 1,2 трлн. бат., или 30,77 млрд. евро), из которых 3/4 планируется приобрести у государственных банков. Величина скидки с номинала не обнародована. Для финансирования данной инициативы правительство намеревается выпустить облигационный заем на 300 млрд. бат. на 10-летний срок.
Новый министр финансов Таиланда Сомкид Ятусрипитак подтвердил ранее данные обещания избегать новых займов за исключением случаев, когда заимствования используются в качестве "последнего из возможных средств". Финансирование правительственной программы будет осуществляться не выходя за рамки принятого бюджета. Возможно снижение расходов на модернизацию и расширение инфраструктуры (традиционный способ высвобождения необходимых средств) и направление ресурсов на реализацию проектов развития. Среди них особого внимания заслуживает инициатива по созданию базы для микрокредитования в каждом из 70 тыс. сельских населенных пунктов.
Сомкид Ятусрипитак заявил о своем желании всемерно содействовать превращению Таиланда из страны, специализирующейся преимущественно на сборке промышленных изделий на базе дешевых трудовых ресурсов и с ориентацией на экспорт, в страну с полноценной экономикой. Вышеназванные меры в финансовой сфере должны способствовать более полному использованию преимуществ, которыми располагает Таиланд для производства агропродукции.
Выпуск подготовлен с использованием материалов БИКИ.
http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru |
В избранное | ||