Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Секреты инвестирования" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Мировая экономика: глобальные тенденции развития (часть 1)
Выпуск от 09.05.01, часть 1
Этот выпуск посвящен экономике стран Юго-Восточной Азии и Индии. В связи с ограничением на объем рассылки выпуск разделен на 2 части.
Содержание (часть 1):
Иностранные инвестиции в странах Азии
Перспективы укрепления экономики КНР
Инвестиционный климат и прямые иностранные инвестиции в Индии
Бюджетные реформы в Индии
Иностранные инвестиции в странах Азии
Иностранные инвесторы, которые ищут возможности для вложения капиталов в Азии, в последнее время проявляют все больший интерес к странам Восточной Азии - Китаю, Японии и Республике Корея, отмечает германская газета "Handelsblatt". До финансового кризиса большая часть иностранных инвестиций, поступавших в азиатские страны, приходилась на государства Юго-Восточной Азии (ЮВА), которые лидировали по темпам экономического роста. Зарубежных инвесторов привлекали стабильность их экономики, дешевая рабочая сила и снижающиеся торговые барьеры. После кризиса ситуация кардинально изменилась: на азиатский восток поступает в 10 раз больше инвестиций, чем на юг. Об изменении ситуации свидетельствует тот факт, что свыше 80% предприятий, приобретенных в 2000 г. зарубежными инвесторами в Азии, приходится на азиатский восток.
Более половины капиталовложений, направляемых в страны Азии из США и Западной Европы, приходится на долю Китая. Если в 1990г. в эту страну поступало менее 20% иностранных инвестиций, вкладываемых в азиатскую экономику, то в последнее время - свыше 50%.
Газета приводит ряд примеров проникновения западного капитала в этот регион, в частности в Китай, Японию, Республику Корея и на Тайвань. Компания Motorola намерена вложить 1,9 млрд. долл. в китайское предприятие по производству чипов, чтобы удовлетворить быстро растущий в Китае спрос на мобильные телефоны. Объектами иностранных капиталовложений являются и японские и южнокорейские банки, испытывающие финансовые трудности. Так, компании "GE Capital", "Lone Star Capital" и др. вложили сотни миллионов долларов в финансовые институты Японии.
Многонациональные корпорации, считает "Handelsblatt", не намерены уходить из ЮВА. Однако такие богатые страны и территории, как Япония, Республика Корея и Тайвань, а также Китай с его огромным населением, по мнению германских экспертов, обладают значительно большими потенциальными возможностями для привлечения иностранных инвесторов. Республика Корея, Тайвань и Китай намного быстрее преодолели последствия финансового кризиса, чем страны ЮВА, которые к тому же становятся все более политически нестабильными. Китай привлекает крупных зарубежных инвесторов и предстоящим вступлением в ВТО.
Существуют также другие причины перемещения финансовых потоков с юга на восток Азии. Так, уровень зарплаты рабочего даже в богатом китайском городе в два раза ниже, чем, например, в Бангкоке. Зарплата среднего менеджера в филиппинской провинции примерно на 50% выше, чем в Шанхае.
В то время как государства, расположенные на востоке Азии, все более интегрируются в мировую экономику, страны Юга изолируются от нее. В Малайзии и Индонезии государство контролирует операции с капиталом. Таиланд заморозил планы приватизации предприятий государственного сектора, Филиппины из-за огромного бюджетного дефицита не имеют возможности получить необходимые кредиты МВФ. Напротив, Восток постепенно устраняет преграды на пути иностранных капиталовложений. Так, Республика Корея и Тайвань разрешили продажу банков иностранцам и устранили лимиты участия зарубежных инвесторов в капитале фирм почти во всех секторах экономики. Япония открывает доступ иностранному капиталу в телекоммуникационную и электроэнергетическую отрасли (помимо финансового сектора и автомобильной промышленности).
Определенную роль в привлечении западных инвестиций на азиатский восток играет и уровень его технологического развития. Если в Республике Корея, на Тайване и в Гонконге доступ к Интернету имеет 20% населения, то в Таиланде этот показатель равен 1,6%, а на Филиппинах - 1%.
Перспективы укрепления экономики КНР
Одним из наиболее значимых событий в мировой экономике во второй половине прошлого века стал впечатляющий подъем в Китае, связанный с реформами, начатыми по инициативе Дэн Сяопина. За 20 лет ВВП КНР вырос в 5 раз, доходы населения - в 4 раза, 270 млн. китайцев существенно повысили свое благосостояние и сумели преодолеть порог бедности. В 1995-2000 гг. среднегодовой прирост ВВП КНР выглядел на фоне других стран и территорий с формирующимся рынком следующим образом (%):
Китай 8,7
Индия 6,3
Тайвань 5,7
Малайзия 5,6
Чили 5,5
Респ. Корея 5,5
Польша 5,0
Турция 4,2
Гонконг 3,5
Бразилия 2,5
Индонезия 2,2
Таиланд 1,8
Аргентина 1,0
Россия -1,0
Тем не менее, уровень жизни в Китае остается невысоким: национальный доход в расчете на душу населения составляет лишь 950 долл. в год. Доля Китая в мировой торговле достигла показателя 1939г. только в 1993г. Негативным явлением стало усиление разрыва в доходах зажиточных и малоимущих слоев населения.
В ближайшие 20 лет Китай имеет реальные шансы для превращения во второе по экономической мощи государство мира. Уровень жизни достигнет зарегистрированного на современном этапе для среднестатистического жителя Республики Корея или Португалии. Предпосылки для такого прогресса создаст, в частности, вступление КНР в ВТО, переговоры о котором ведутся на протяжении 15 лет. Это знаменательное событие произойдет, скорее всего, в конце 2001г. или в 2002г. В течение пятилетия будут ликвидированы многие тарифные и нетарифные барьеры, иностранный капитал получит доступ в целый ряд секторов национальной экономики, например банковское дело, телекоммуникационные услуги и дистрибьюторские операции. Китай обязался осуществлять жесткие меры по защите интеллектуальной собственности и отменить требование к иностранным инвесторам в КНР об обязательной минимальной доле местного сырья и комплектующих в стоимости продукции, производимой СП.
Реформы по линии ВТО являются лишь началом нового этапа широких преобразований в китайской экономике. Правительство руководствуется курсом на высвобождение бизнеса от чрезмерной опеки государства, перевод многих предприятий из государственного в частный сектор, создание на базе ныне действующих заводов и фабрик корпораций, способных выдержать конкуренцию, в том числе со стороны иностранных товаропроизводителей. Планируется укрепление финансовых рынков вне государственной банковской системы, оказавшейся в сравнительно сложном положении, и их переориентация на обслуживание хозяйствующих субъектов, в наибольшей степени заслуживающих кредитования. Важнейшим направлением государственной экономической политики будет развитие инфраструктуры - авто- и железнодорожной, а также волоконно- оптической с тем расчетом, чтобы впервые в истории удаленные части страны оказались охваченными общенациональными инфраструктурными сетями, в результате чего сформировалась единая экономика с высокой степенью интегрированности отдельных частей.
Правительство предпринимает усилия по созданию новых источников формирования внутреннего спроса, в частности путем приватизации жилого фонда. В крупных городах 40% населения уже являются собственниками жилья. Предпринимаются меры по развитию простой и эффективной налоговой системы, использованию информационных технологий для предотвращения злоупотреблений в сфере общегосударственного и местного управления, объединению в стройную систему отдельных инициатив в социальной области, направленных на выплату пособий 5 млн. человек, ежегодно теряющим работу на государственных предприятиях, и пенсий.
Большой интерес у местных и иностранных аналитиков вызывает оценка последствий реализации всех этих планов для национальной экономики. Государственная статистика не дает надежной базы для точного прогнозирования. Данные об экономическом росте, как правило, завышаются. Местные власти стремятся приукрасить положение на подведомственных территориях. Широко распространены случаи, когда часть продукции китайских предприятий не находит сбыта и пополняет складские запасы. Тем не менее такое производство регулярно учитывается при подсчете валового продукта. Аналитикам довольно сложно определить степень завышения ВВП. По мнению большинства, прошлогодний его прирост в 8%, вероятно, следует скорректировать в сторону понижения на 1-2 процентных пункта.
Исследовательская группа "Morgan Stanley" считает, что в случае соблюдения Китаем обязательств по линии ВТО и твердой ориентации его правительства на рыночные реформы среднегодовой прирост ВВП КНР в 2001-2005гг. составит 7%, в 2006-2015гг. - 9% (скажутся результаты реструктуризации), позднее темпы экономического развития замедлятся. К 2020г. ВВП КНР должен увеличиться до 10 трлн. долл. (по курсу доллара, зарегистрированному в конце 2000г.), т.е. экономика Китая по своим размерам станет примерно такой же, как и американская в настоящее время. Доходы в расчете на душу населения достигнут 6700 долл. Если преобразования в КНР будут осуществляться быстрее, чем предусматривается договоренностями с ВТО (в частности, вследствие усиления давления со стороны зарубежных партнеров), то прирост ВВП может увеличиться в 2006-2015гг. до 10% в год, а объем ВВП достигнет отметки в 10 трлн. долл. уже к 2015г.
Одним из последствий вступления в ВТО станет резкое увеличение числа договоренностей о прямых иностранных инвестициях. В 2000г. обязательства о новых вложениях такого рода выросли на 1/3. Приток подобных инвестиций достиг в кумулятивном исчислении 350 млрд. долл., причем годовой прирост составляет значительную величину - 40 млрд. Только два государства в мире - США и Великобритания - сумели привлечь больший объем инвестиций из других стран (соответственно 1,1 трлн. и 394 млрд. долл.). Бразилия и Мексика хотя и открыли свои рынки гораздо раньше Китая, уступают ему в указанном отношении. КНР привлекла 1/3 всех инвестиций, поступивших в страны с формирующимся рынком. Почти 80% всех прямых иностранных инвестиций, поступивших в Восточную и Юго-Восточную Азию (без Японии), пришлись в 2000г. на долю единственного реципиента - Китая. Отставание его соседей вызывает у них растущую тревогу.
Традиционно основная часть иностранного капитала, вкладываемого в экономику КНР, направляется в экспортные отрасли. С конца 70-х годов товарооборот Китая с зарубежными странами вырос с незначительной (для столь крупной державы) величины до 475 млрд. долл. в 2000г. Темпы роста мировой торговли за этот период были гораздо меньшими. На долю фирм с участием иностранного капитала в настоящее время приходится половина всего экспорта из КНР. Как отмечает еженедельник "Economist", иностранные инвестиции способствовали превращению Китая в "громадную экспортную машину". Страна и в будущем останется значительным экспортером благодаря наличию почти безграничного потенциала исключительно дешевых трудовых ресурсов, в том числе с высоким образовательным цензом. По данным "Economist", инженеры-компьютерщики получают в КНР примерно в 10 раз меньше, чем, например, на Тайване при почти одинаковом уровне подготовки.
Обрабатывающая промышленность Китая постепенно выходит на передовые позиции и становится все более капиталоемкой. Исследователи отмечают, что даже при переходе к производству все более сложных промышленных изделий (например, к полупроводниковой технике и к аппаратуре информационно-технического профиля, по которой Китай сумел стать в мире 3-м крупнейшим производителем) КНР не теряет своих преимуществ по выпуску такой относительно дешевой и трудоемкой продукции, как игрушки, текстиль и обувь. За счет масштабов производства и низкой оплаты труда Китай успешно противостоит другим азиатским экспортерам этих товаров (Индонезии, Республике Корея и др.), фактически вытесняя их с мирового рынка. Стратегия развития большинства соседей Китая базируется на экспортной модели, поэтому внешнеторговая экспансия КНР воспринимается ими достаточно негативно. Более того, серьезные опасения возникают и за пределами Восточной и Юго-Восточной Азии, например в Индии и Мексике. Примечательно, что последняя из названных стран с большими оговорками согласилась со вступлением КНР в ВТО, оговорив ее прием рядом дополнительных условий. (Прием в ВТО осуществляется при обязательном согласии всех ее участников.)
На первый взгляд, экономика Китая является безусловно экспортоориентированной. Соотношение между экспортом и ВВП достигает значительной величины - 23%. По объему экспорта КНР занимает 9-е место в мире. Однако, по мнению большинства аналитиков, экспортный сектор недостаточно сросся с отечественной экономикой. Фирмы, полностью или частично находящиеся в собственности иностранцев, поглощают примерно 50% всего импорта и являются источником половины экспорта из КНР. Многие экспортные предприятия представляют собой простейшие производства по сборке изделий из ввозимых комплектующих и последующему вывозу в другие страны, часто через Гонконг. Экспортный сектор с доминирующими позициями иностранного капитала, особенно в специальных экономических зонах, рассматривается исследователями в качестве своеобразного анклава, чем-то напоминающего по своим особенностям зону предприятий-"макиладорас" в Мексике, протянувшуюся вблизи американской границы. Неслучаен вывод многих специалистов о слабой интегрированности Китая в мировую экономику. Обособленность оборачивается дополнительными издержками. Технологии и управленческий опыт, привносимые иностранными фирмами, усваиваются местными компаниями недостаточно быстро и легко. При этом экономический рост сдерживается из-за сохранения многих элементов директивной системы управления, торговых барьеров и местного протекционизма, а также из-за отсутствия настоящего рынка капиталов. "Economist" полагает, что вступление в ВТО будет способствовать созданию оптимальной конкурентной среды внутри Китая и в существенной мере ограничит роль административно- командной системы.
В открытом секторе экономики ТНК уже превратились в важнейших "игроков" в сфере предпринимательства. "McDonald's" и "Kentucky Fried Chicken" создали в Китае почти 700 предприятий. "Kodak" закрепил за собой половину рынка фотопленки и фотобумаги, а почти вся остальная часть принадлежит "Fuji". "Procter & Gamble" стала крупнейшим поставщиком на китайский рынок шампуней. Инофирмы, прежде всего "Motorola", "Ericsson" и "Nokia", зарезервировали за собой 95% рынка мобильных телефонов. Такая активность связана с тем обстоятельством, что Китай является крупнейшим рынком сбыта такой продукции, как микротелефонные аппараты. Руководство "Coca-Cola" считает, что Китай в скором времени станет для нее крупнейшим рынком в Азии. По некоторым оценкам, иностранное участие в экономике КНР составляет на современном этапе примерно 10%. По расчетам специалистов, прием в ВТО приведет к удвоению этого показателя.
Несмотря на все положительные сдвиги за последние 20 лет, Китай в недостаточной степени интегрирован в мировую торговую систему. Более того, отсутствует интегрированность и на внутрикитайском уровне. Поэтому одна из важнейших задач, стоящих перед Китаем на современном этапе, - объединение разрозненных элементов национальной экономики. (Аналогичная проблема стояла, например, перед США в конце XIX в.) Действительно, ненормальным является положение, при котором отправка контейнера из Шанхая в американский Сиэтл занимает меньше времени, чем из Шанхая в другой крупный промышленный центр той же страны - Чунцин, расположенный на реке Янцзы в глубине Китая.
Десять лет назад в КНР не было общенациональной системы автомагистралей, связывающей отдельные провинции. В настоящее время протяженность таких дорог превышает 12 тыс. км. Количество пассажирских рейсов самолетов гражданской авиации утроилось, число новых абонентов стационарной телефонной сети в 2000 г. достигло 36 млн., а мобильной связи - 42 млн. Стационарные телефоны имеются в 17% семей, причем в 90-е годы численность абонентов выросла в 30 раз. Степень распространения Интернета крайне мала, однако число пользователей ежегодно удваивается. Национальная экономика превращается в единый комплекс, чему способствует внедрение информационных технологий.
Большие перспективы открываются в сфере финансовой интеграции. До недавних пор четыре банка выступали в качестве кредиторов государственных предприятий. В настоящее время сеть банковских учреждений заметно расширилась. По оценкам специалистов, роль госсектора в национальной экономике сократилась до 50%, тем не менее на него приходится более 70% основных фондов и 80% оборотного капитала в обрабатывающей промышленности. В таких условиях роль частного сектора оценивается еженедельником "Economist" как "ограниченная".
Правительство разработало радикальные меры по развитию фондового рынка и санации государственных банков. Обмен долговых обязательств на акции способствовал сокращению бремени безнадежных долгов в банковской системе на 1,4 трлн. юаней. В будущем предоставление заемных средств будет осуществляться только финансово надежным предприятиям. Фондовый рынок играет все большую роль в финансировании продуцентов. Если в 1999г. через него были мобилизованы средства на общую сумму 440 млрд. юаней, то в 2000г. - уже 620 млрд. При этом участие иностранного капитала превысило 180 млрд. Эмиссии и выставлению на продажу акций таких крупных объединений, как "Petrochina" и "China Mobile", предшествовала их реструктуризация, что сделало их более отвечающими общемировым стандартам.
Реформы в КНР и рост ее экономики должны позитивно повлиять на весь регион, особенно в настоящее время, когда страны Восточной и Юго-Восточной Азии испытывают негативные последствия от замедления развития в США. Что касается Китая, то значительного спада в этой стране не прогнозируется. По расчетам гонконгского отделения "Deutsche Bank", даже в случае сокращения экспорта из КНР в текущем году на 25% (после роста примерно на ту же величину в 2000г.) прирост ВВП сократится самое большее на половину процентного пункта. Решающую роль в качестве движущей силы в китайской экономике играют масштабы внутреннего спроса, а не ориентация на экспорт.
Даже в случае глобального экономического спада Китай будет развиваться относительно стабильно, хотя бы в силу размеров своей экономики. Только в 2000г. китайский импорт вырос на огромную величину - 55 млрд. долл., что свидетельствует о превращении экономики КНР в мощный фактор развития всего региона. Что касается угрозы для азиатских продуцентов, исходящей от китайских поставщиков, то ее преодоление почти целиком зависит от самих государств данного региона: реализация откладываемых структурных реформ должна способствовать решению проблем, связанных с внешними факторами.
В долгосрочной перспективе быстроразвивающийся Китай рассматривается в качестве источника угрозы и влиятельными группировками в США. Развитие американо-китайских отношений осложняется наличием в двусторонней торговле положительного сальдо в пользу КНР в размере 60 млрд. долл. Однако связи между двумя странами настолько усложнились и диверсифицировались, что при их анализе не следует давать однозначных оценок. Например, необходимо учитывать, что объем продаж американских фирм, действующих в Китае, в настоящее время почти такой же, как весь экспорт из США в КНР. Инвестиционные потоки сопоставимы с торговыми потоками. Изоляция Китая от мировой экономики могла бы нанести серьезный удар по американским интересам. Кроме того, по расчетам "Morgan Stanley", в ближайшие 15-20 лет реформы в КНР должны дать экономический эффект в размере примерно 40 трлн. долл., при этом иностранные предприниматели, и прежде всего американские, могут рассчитывать приблизительно на 8 трлн. из них.
Развитие экономических связей актуализирует необходимость реформ в КНР и усиления степени открытости по отношению к внешнему миру. В таких условиях фактически не может сдерживаться и развитие неформальных контактов. Примечательно, например, что в американских университетах одномоментно проходят обучение 50 тыс. китайцев. Уже в настоящее время число китайских граждан, получивших образование в США, превышает число китайцев - выпускников советских вузов. Налицо - усложнение и диверсификация связей по многим направлениям. Подобные тенденции будут способствовать интеграции Китая в мировую экономику.
Инвестиционный климат и прямые иностранные инвестиции в Индии
Индийское правительство принимает меры для улучшения инвестиционного климата в стране. Так, в середине 2000г. была проведена очередная либерализация условий для осуществления иностранных капиталовложений. Эта мера коснулась прежде всего многонациональных компаний в 22 отраслях, в частности в автомобилестроении, производстве бытовой электроники, пищевой, кожевенной и табачной промышленности. Разрешив многонациональным компаниям свободно репатриировать свои дивиденды, правительство надеется привлечь в эти отрасли иностранный капитал. До сих пор вышеназванным компаниям было разрешено это делать лишь тогда, когда они могли доказать, что получают валюту от экспортных операций.
В большинстве отраслей уже не требуется никаких разрешений, инвестиции после регистрации в "Reserve Bank of India" могут поступать в страну "автоматически". Однако для осуществления капиталовложений в некоторые сектора экономики разрешение будет по-прежнему необходимо. К ним относятся гражданская авиация, разведка и переработка нефти, жилищное строительство, атомная энергетика и связанные с ней отрасли, производство вооружений, сельское хозяйство, периодическая печать, телевидение и почтовая служба.
Согласно данным Федерального ведомства внешнеторговой информации ФРГ ("Bundesstelle fuer Aussenhandelsinformation"), в 1999г. правительство Индии одобрило прямые иностранные инвестиции в размере 284 млрд. инд. руп. (6,6 млрд. долл.), что меньше аналогичного показателя предыдущих лет (1997г. - 549 млрд. и. руп., или 12,7 млрд. долл., 1998г. - 308 млрд. и. руп., или 7,1 млрд. долл.). Кроме того, между одобренными и фактически произведенными инвестициями существует большая разница. Так, с 1991г. по 1999г. в индийскую экономику были одобрены иностранные инвестиции в размере 2,097 млрд. и. руп. (48 млрд. долл.), однако фактически была осуществлена только 1/3 этих инвестиций, т.е. 700 млрд. и. руп. (16,2 млрд. долл.).
Хотя объем ежегодно одобряемых инвестиций вырос с 5,34 млрд. и. руп. в 1991г. до 284 млрд. в 1999г., абсолютные цифры капиталовложений все еще крайне низки для столь крупной страны, как Индия (даже при сравнении с другими государствами этого региона). Доля Индии в прямых иностранных инвестициях, произведенных во всем мире, составляет лишь 0,7%.
Самыми крупными иностранными инвесторами Индии (по объему одобренных с июня 1991г. по декабрь 1999г. прямых капиталовложений) являются США (22,0% общего объема инвестиций), Маврикий (10,6%), Великобритания (7,6%), Республика Корея (4,6%), Япония (4,3%), Германия (3,8%). Однако по процентной доле действительно произведенных за этот период в Индии капиталовложений крупнейшими странами-инвесторами являются Маврикий (17,8%), США (11,8%), Япония (4,2%), Германия (3,4%), Великобритания (3,2%), Нидерланды (3,1%).
Слаборазвитая инфраструктура, а также сложные административные и финансовые условия по-прежнему отрицательно сказываются на инвестиционной деятельности. Ниже рассматривается ситуация в некоторых секторах индийской экономики.
Э н е р г е т и к а. Энергетический сектор, который после либерализации в 1991г. считался наиболее привлекательной сферой вложения иностранного капитала, в настоящее время уже не представляет такого интереса для зарубежных инвесторов. Иностранные компании, желающие работать в Индии, как правило, должны настроиться на длительный подготовительный период. Все энергетические проекты, особенно крупномасштабные, сталкиваются в первую очередь с проблемой государственного регулирования и договорного обеспечения финансирования.
Ввиду высокой задолженности почти всех государственных предприятий энергоснабжения для решения проблемы финансирования обычно требуется получить аккредитив "State Bank of India", открыть счет, управляемый по доверенности, и заручиться гарантией федерального правительства, прежде чем коммерческие банки смогут предоставить необходимые кредиты. Даже если в будущем и отпадет необходимость открытия счета, управляемого по доверенности, то для того, чтобы разделить государственные предприятия электроснабжения на сферы генерирования, передачи и распределения электроэнергии и частично их приватизировать, необходимо будет решить проблему недостаточного финансирования. Заказы иностранным инвесторам в этом секторе пока дают прежде всего частные индийские предприниматели. Их заказы предусматривают преимущественно строительство "собственных электростанций", а также ремонт и модернизацию старых электростанций.
Т р а н с п о р т. Индия располагает самой густой в мире сетью автомобильных дорог, протяженность которых превышает 3 млн. км. Ежегодные темпы роста перевозок по шоссейным дорогам составляют 9-10%. Расширение сети дорог национального значения ("national highways") происходило не очень высокими темпами: с 22,2 тыс. км в 1951г. до 52 тыс. в 1999г. По вышеназванным дорогам, составляющим лишь 2% всей дорожной сети, перевозится, однако, 40% всех грузов. Среди этих автострад практически нет шестиполосных. План расширения сети дорог национального значения предусматривает строительство "золотого четырехугольника" из шестиполосных национальных автострад, а также двух магистралей - Север-Юг и Запад-Восток. Стоимость этого строительства равна примерно 12,5 млрд. долл., при этом будут использованы и существующие дороги. Управление индийских автострад рассчитывает финансировать это строительство с помощью дополнительного налога на горючее, а также заимствований на международном рынке капиталов. МБРР обещает предоставить кредит в размере 1,2 млрд. долл. Условия участия частных компаний в этом проекте пока не сообщаются.
Большая часть (85%) железнодорожной сети общей протяженностью 62,8 тыс. км была построена еще в колониальные времена. За счет завышенной стоимости грузовых перевозок субсидируются низкие тарифы на пассажирские перевозки. Сеть железных дорог и подвижной состав сильно изношены, что является причиной многочисленных аварий и частого нарушения графика движения поездов. 98,5% выручки идет на текущие расходы, и в частности, на оплату занятых в этом секторе 1,6 млн. человек.
На побережье Индии имеется 11 крупных и около 150 небольших морских портов. В важнейших портах страны, через которые проходит 90% грузооборота, в 1999г. был зарегистрирован его прирост на 3%. Развитие портового хозяйства тормозится недостаточными темпами роста внешней торговли, слаборазвитой инфраструктурой, а также агрессивным поведением профсоюза портовых рабочих. Частные инвесторы проявляют интерес прежде всего к расширению сооружений для погрузки и разгрузки контейнеров. Частной инвестиционной деятельности по-прежнему мешает отсутствие необходимой законодательной базы, а также недостаточная прозрачность в действиях администрации.
В секторе воздушных сообщений после постепенного открытия внутренних авиаперевозок для частных инвесторов доля государственной компании "India Airlines" в этих перевозках сократилась до 57% (на долю "Jet Air" приходится 35%, "Sahara Airlines" - 8%). Правительство приняло решение о частичной приватизации государственных авиакомпаний. На определенных условиях допускается участие в этом иностранного капитала, однако оно не должно превышать 26%. Другие правительственные решения предусматривают сдачу в аренду на 30 лет частным управляющим важнейших аэропортов страны (это предполагалось сделать до конца 2000г.). В подготовительной стадии находятся два финансируемых частным капиталом проекта строительства аэропортов в Бангалоре и Хайдарабаде. В обоих проектах активно участвуют германские компании.
Т е л е к о м м у н и к а ц и и. Телефонная сеть в Индии состоит из почти 25,4 тыс. телефонных станций, к которым подключены 27,3 млн. линий и 22,6 млн. постоянных абонентов. Несмотря на осторожные шаги, направленные на открытие этого сектора для иностранных инвесторов, 95% постоянных абонентов приходятся на долю департамента телекоммуникаций, который по-прежнему выполняет функции и владельца, и управляющего. Сетью мобильной телефонной связи, которая охватывает около 1 млн. абонентов, управляет 21 частный инвестор. Причем в каждом регионе действуют по лицензии два управляющих. Около 50% абонентов мобильной связи сосредоточено в немногих густонаселенных городах, таких как Дели и Калькутта.
Междугородная и международная связь предположительно до конца 2002 г. будет по-прежнему осуществляться монопольно государственной компанией "VSNL". Ввиду невысокой доходности сектора мобильной связи в нем начался процесс отбора наиболее эффективных управляющих. Поскольку основные положения одобренной в 1999 г. новой политики в сфере телекоммуникаций не были претворены в жизнь и в обозримом будущем в этом секторе нельзя ожидать существенного расширения рынка (в стоимостном выражении данный индийский рынок примерно равен гонконгскому), то можно предположить, что иностранные инвесторы будут проявлять сдержанный интерес к вышеназванному сектору индийской экономики.
Бюджетные реформы в Индии
В конце февраля министр финансов Индии Я.Синха представил в нижнюю палату парламента проект бюджета на 2001/02 фин. г. Этот документ обнародован в период, когда отмечается сокращение инвестиций в экономику (прямые иностранные капиталовложения уменьшились с 3,58 млрд. долл. в 1997г. до 2,64 млрд. в 1998г. и 2,17 млрд. в 1999г.; в 2000/01 фин. г. они не превысили 2 млрд. долл.), растет инфляция и отсутствуют признаки увеличения прироста ВВП до 9-10% в год, необходимого для искоренения бедности в течение 10 лет. Свободу маневра планирующих организаций сдерживает рост расходов на импорт нефти на 15 млрд. долл., преодоление последствий землетрясения в Гуджарате (согласно оценкам, на эти цели потребуется как минимум 5 млрд. долл.) и засухи в центральных районах.
Характеризуя проект нового бюджета, газета "Financial Times" отмечает, что впервые за последнее десятилетие приверженность индийского правительства экономическим реформам "выглядит реальной". Данный документ ориентирован на активизацию инвестиционной деятельности, содействие росту спроса, который пока остается недостаточно высоким, и на осуществление радикальных преобразований в национальной экономике. Позитивное отношение деловых кругов к правительственным мерам, изложенным в проекте бюджета, нашло отражение в повышении индекса, отражающего стоимость акций ведущих компаний на Бомбейской фондовой бирже.
Министр финансов объявил о снижении налога на корпорации, подоходного налога, банковских процентных ставок, об отмене прошлогоднего решения об удвоении налога на дивиденды, о снижении акцизов на ряд дорогостоящих товаров (автомобили, мотороллеры и др.). Я.Синха выступил инициатором такой стимулирующей меры, как налоговые каникулы, с целью содействия частным инвестициям в развитие инфраструктуры, находящейся в критическом состоянии. Их продолжительность будет колебаться от 10 лет в энергетике до 3 лет в телекоммуникационной сфере. Намечается освобождение от уплаты налога на прирост капитала в случае, если этот прирост реинвестируется в акции предприятий, впервые выпускаемые для продажи на рынке. Я. Синха сообщил об отмене дополнительных сборов при взимании налога на корпорации и подоходного налога, за исключением 2%-ного сбора с доходов, превышающих 60 тыс. и. руп., и такого же сбора на компании для покрытия ущерба от землетрясения в Гуджарате. С такой же целью признано необходимым увеличить налог на табачные изделия. Снижен специальный налог на мотоциклы и мотороллеры (8% в настоящее время).
В части, касающейся таможенного обложения, министр финансов сообщил об отмене дополнительного сбора на товары, ввозные пошлины на которые достигают пиковых величин, снижении импортных тарифов на цемент - с 35 до 25%, золото - с 400 и. руп. за 10 г до 250 и увеличении - на чай и кофе - с 35 до 70%. Примечательно, что накануне обнародования бюджета местные предприниматели настойчиво требовали увеличения ввозных пошлин в связи с полным отказом от квотирования (в соответствии с требованиями ВТО), намеченным на апрель текущего года.
Согласно данным, приведенным Я.Синхой, за счет налогообложения в 2000/01 фин. г. будет получено 1444 млрд. и. руп., т.е. меньше, чем было запланировано бюджетом (1462 млрд.). Сокращение доходов от таможенного обложения оценено в 21,28 млрд. и. руп., а прирост поступлений по статье "акцизы" - в 46,77 млрд. В 2001/02 фин. г. от сбора налогов намечается получить 1630 млрд. и. руп.
Министр заявил о снижении с 1 марта текущего года процентных ставок по небольшим банковским вкладам на 1,0-1,5 процентного пункта.
Важнейшей особенностью нового бюджета является его направленность на резкое увеличение доходов от приватизации государственных предприятий. Примечательно, что недавно правящей коалиции удалось отразить противодействие оппозиции в отношении первой значительной инициативы в сфере приватизации - продажи контрольного пакета акций алюминиевой компании "Balco". Частная фирма "Sterlite" (производство меди и алюминия) приобрела долю в 51% за 5,51 млрд. и. руп. Новым бюджетом предусматривается еще 27 аналогичных проектов по разгосударствлению предприятий различных отраслей ("Air-India", "Maruti Cars", "VSNL" и др.), которое должно обеспечить доход в размере 120 млрд. и. руп., или 2,98 млрд. долл. В 2000/01 фин. г. правительству не удалось даже приблизиться к запланированному по этому направлению показателю - 100 млрд. и. руп. Были проданы активы лишь на 25 млрд. и. руп.
На повестке дня оказалась решительная смена тактики. Раньше робкие шаги в деле приватизации были направлены главным образом на получение дополнительных доходов для "латания дыр в бюджете", правительство не допускало передачи в руки частного бизнеса контрольного пакета акций сколько-нибудь крупного предприятия. Такая практика была прекращена в 2000г., когда независимые предприниматели добились контроля над средним по размерам хлебопекарным заводом. На новом этапе разгосударствление должно обеспечить привлечение таких стратегических партнеров, которые сделают соответствующие компании конкурентоспособными. Этой же цели способствуют решения об увеличении верхнего предела участия иностранных портфельных инвестиций в капитале местных компаний с 40 до 49% и о возможности для индийских корпораций расходовать на приобретения за рубежом суммы, эквивалентной максимум 10-кратной стоимости их экспорта. По мнению Я.Синхи, в результате принятых мер резко расширяются возможности для привлечения иностранного капитала в развитие телекоммуникационного сектора, энергетики, гражданской авиации и портового хозяйства.
Я.Синха выразил беспокойство по поводу сведения бюджета с дефицитом, особо подчеркнув его величину: с учетом дисбаланса бюджетов на уровне штатов и государства в целом - примерно 10% ВВП. В новом финансовом году, несмотря на снижение налогов, намечается рост государственных доходов и соответственно сокращение бюджетного дефицита с 5,1% ВВП в 2000/01 г. (впервые за несколько лет правительство сумело ограничить бюджетный дефицит плановым показателем) до 4,75%.
В 2001/02 г. прирост ВВП должен приблизиться к 7%. Однако даже такой высокий показатель не удовлетворит правительство, поскольку основным ориентиром для него являются 9-10% на протяжении как минимум 10 лет. В условиях, когда 2/3 доходов от налогообложения идет на выплату процентов по долговым обязательствам, ощущается острый дефицит средств как для повышения жизненного уровня наиболее нуждающихся слоев населения, так и для крайне необходимого инвестирования в инфраструктуру. Частично проблему с недостатком средств должен решить отказ от государственного субсидирования тарифов на электроэнергию, что, однако, вызовет недовольство большей части населения.
Протесты общественности могут усилиться вследствие предложенного изменения трудового законодательства. Предполагается расширить права компаний в деле найма и увольнения персонала без получения согласия властей. Я.Синха объявил о плане массовых сокращений в 6 государственных ведомствах. Только в Министерстве финансов подлежат увольнению 3 тыс. сотрудников. Фактически реализуется план Я.Синхи, направленный на уменьшение расходов на заработную плату в государственном секторе в ближайшее пятилетие на 10%.
По мнению руководства одной из наиболее влиятельных партий в стране - ИНК, которая 10 лет назад начала радикальные экономические реформы, новый бюджет не имеет четкой направленности, не отвечает интересам беднейших слоев населения и лиц наемного труда.
Несмотря на традиционную критику правительственной политики со стороны оппозиции, экономические успехи Индии не вызывают сомнений у большинства наблюдателей.
http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru |
В избранное | ||