Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Мировая экономика: глобальные тенденции развития (спецвыпуск)


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru

Мировая экономика: тенденции развития

Спецвыпуск от 15.11.00

     
     В этот спецвыпуск включен статистический материал о внешней торговле США в сфере услуг. Торговля услугами - одна из наиболее динамичных и перспективных статей экспорта развитых стран и, как предполагается, один из основных источников экспорта постиндустриальных экономик.
     
     США: Основные тенденции развития международной торговли услугами
     
(БИКИ, 14.10.00, составитель - Е.В.Смирнова)
     Американская комиссия по международной торговле ("US International Trade Commission" - "USITC") подготовила очередной годовой доклад о торговле США услугами ("Recent Trends in US Service Trade: 2000 Annual Report"). В связи с тем, что значительная часть этой торговли осуществляется через зарубежные филиалы компаний, статистика включает в себя сведения как по трансграничным сделкам, так и по операциям филиалов американских фирм за рубежом и иностранных - в США. В докладе приведены последние данные по американской торговле услугами, опубликованные Министерством торговли США и Бюро экономического анализа ("Bureau of Economic Analysis" - "BEA").
     В 1998 г. (последняя дата, приведенная Министерством торговли США) на долю услуг приходилось 22% общего объема трансграничной торговли США. Положительное сальдо в торговле услугами составило 83 млрд. долл., в то время как в товарной торговле наблюдался дефицит (247 млрд. долл.). В сфере услуг в указанном году работало 79% общего числа занятых в частном секторе (на долю промышленности приходилось 18%, сельского хозяйства и добывающих отраслей - 3%).
     Торговля США услугами осуществляется двумя способами. Это - трансграничная торговля и операции, проводимые зарубежными филиалами американских компаний и филиалами иностранных компаний в США. Трансграничная торговля включает в себя деятельность как частных, так и государственных организаций (в основном американских посольств). Положительное сальдо США в торговле услугами в 1998 г. по сравнению с 1997 г. сократилось на 9%, в то время как в 1989 - 1997 гг. оно росло в среднем на 14% ежегодно. Темпы прироста экспорта услуг, осуществляемого частным сектором США, в 1998 г. были ниже, чем темпы увеличения импорта: 2% против 8% соответственно.
     Из общего объема американского экспорта услуг в 1998 г. 29% пришлось на туризм и путешествия, 15% - на услуги, связанные с интеллектуальной собственностью, 10% - на профессиональные, деловые и технические услуги. Туризм и путешествия составили 34% американского импорта услуг, морские и воздушные перевозки - 17%, пассажирские перевозки - 12%.
     В докладе рассмотрены следующие виды услуг: бухгалтерские и консалтинговые, рекламные, авиатранспортные, архитектурные, инжиниринговые и строительные, аудиовизуальные (производство и распространение кинофильмов, теле- и радиопрограмм, музыкальных и видеокассет, пластинок), банковские услуги, компьютерные, энергетические, экологические, медицинские, страховые, в сфере интеллектуальной собственности, морские перевозки, юридические, розничная торговля, туризм и путешествия, оптовая торговля. В 1998 г., как и в предыдущие годы, в торговле почти всеми видами услуг, за исключением рекламных, телекоммуникационных и страховых услуг, а также морских и воздушных перевозок, было отмечено положительное сальдо.
     Самым крупным рынком сбыта американских услуг в 1998 г. были страны ЕС. На их долю приходилось 34% общего объема экспорта американских услуг. Важными экспортными рынками сбыта были также Япония (13%), Канада (8%) и Мексика (5%). Значительная часть американского импорта услуг (36%) также поступала из государств ЕС, за ними следовали Канада (9%), Япония (8%), Мексика (6%). США имели положительное сальдо в торговле со всеми крупными торговыми партнерами: со странами ЕС - 23,9 млрд. долл., Японией - 17 млрд., Канадой - 4,5 млрд., Мексикой - 1,8 млрд.
     Общий объем продаж услуг через зарубежные филиалы американских фирм в 1997 г. (последние данные по торговле через зарубежные филиалы) достиг 258 млрд. долл. Продажи услуг, предоставляемых филиалами американских компаний в странах ЕС, увеличились на 16%, в основном благодаря росту на 42% объема продаж филиалами американских компаний, расположенными в Великобритании. Продажи услуг филиалами иностранных фирм, находящимися на территории США, в 1997 г. составили 206 млрд. долл.
     Из общего объема продаж услуг зарубежными филиалами американских компаний в указанном году 18% приходилось на страховые услуги, 8% - на коммунальные, 6% - на компьютерные, 6% - на оптовую торговлю, 5% - на финансовые услуги.
     Из филиалов иностранных фирм, действующих в сфере услуг на территории США, в 1997 г. наиболее широко были представлены страховые компании (29% общего объема американских закупок услуг у филиалов иностранных фирм). Доли филиалов иностранных компаний, действующих в банковской сфере, в области транспорта, путешествий и туризма, составили по 7% каждая, оптовых, телекоммуникационных, радио- и телевещательных - по 4 - 6% общего объема закупок услуг у филиалов иностранных компаний, действующих в США.
     Более половины американской торговли услугами в 1997 г. приходилось на страны ЕС. Продажи услуг филиалами американских компаний, расположенными в государствах ЕС, достигли 54% общего объема продаж зарубежными филиалами фирм США, в Канаде и Японии - по 9%. Наиболее существенно повысили объем продаж филиалы американских фирм в Великобритании. (Так, продажи коммунальных услуг американскими филиалами в этой стране возросли на 47%.) Продажи услуг американскими компаниями, действующими в Канаде, увеличились на 15%, в Японии - остались на прежнем уровне вследствие сохранявшейся неблагоприятной ситуации в экономике.
     Большая часть американских закупок услуг у филиалов иностранных фирм, расположенных на территории США, в 1997 г. приходилась на долю стран ЕС - 51%, из которых 24% составили закупки у филиалов английских компаний. Удельный вес канадских и японских филиалов в общем объеме закупок услуг филиалами иностранных фирм был равен 16 и 12% соответственно. Наибольший объем услуг, приобретенных Соединенными Штатами в указанном году у филиалов европейских и канадских компаний, приходился на сферу страхования.
     Ниже рассматривается торговля США основными видами услуг.
     
     Бухгалтерские и консалтинговые услуги
     
Данные по торговле США бухгалтерскими и консалтинговыми услугами включают в себя также информацию о других тесно связанных с ними услугах (таких, как аудит, паблик рилэйшнс). Трансграничный американский экспорт бухгалтерских и консалтинговых услуг в 1998 г. составил 2 млрд. долл., импорт - 1,2 млрд. Темпы прироста экспорта в указанном году были равны 4% (в 1993 - 1997 гг. - в среднем 18% ежегодно), импорта - 23% (в 1993 - 1997 гг. - 27%). Положительное сальдо в торговле США этим видом услуг в 1998 г. сократилось на 17% - до 758 млн. долл., в то время как в 1993 - 1997 гг. оно росло в среднем на 11% в год.
     Крупнейшими рынками сбыта американских бухгалтерских и консалтинговых услуг в 1998 г. были Канада и Великобритания, на долю которых приходилось соответственно 13 и 11% общего объема экспорта этих услуг Соединенными Штатами. Вышеназванные страны были и самыми крупными поставщиками бухгалтерских и консалтинговых услуг в США (20 и 15% американского импорта данного вида услуг соответственно).
     Продажи бухгалтерских и консалтинговых услуг зарубежными филиалами американских фирм в 1997 г. составили 8,5 млрд. долл., что на 10% превышает аналогичный показатель предыдущего года. Филиалы иностранных компаний, расположенные на территории США, в 1997 г. продали американским потребителям бухгалтерских и консалтинговых услуг на 559 млн. долл.
     
     Рекламные услуги
     
Наиболее распространенным способом торговли этим видом услуг являются сделки, осуществляемые зарубежными филиалами компаний, действующих в этой области. В 1997 г. продажи рекламных услуг филиалами фирм США за рубежом составили 5,6 млрд. долл., в то время как трансграничный экспорт этого вида услуг был равен 624 млн. долл.
     В 1998 г. дефицит США в трансграничной торговле рекламными услугами достиг 471 млн. долл., что в два раза превышает аналогичный показатель 1997 г. (235 млн. долл.). Экспорт услуг в 1998 г. снизился на 8% по сравнению с 1997 г. и составил 575 млн. долл. (в 1993 - 1997 гг. он возрастал на 17% ежегодно). Импорт увеличился на 22% и достиг 1 млрд. долл. (в 1993 - 1997 гг. его прирост был равен примерно 7% ежегодно).
     Самыми крупными рынками сбыта американских рекламных услуг в 1998 г., как и в предыдущие годы, были Канада (18% общего объема экспорта рекламных услуг США), Великобритания (11%), Франция (9%), Япония (7%) и Германия (6%). Крупнейшими поставщиками рекламных услуг в Соединенные Штаты были Япония (31% общего объема американского импорта данного вида услуг), Великобритания (14%), Франция и Канада (по 5%).
     Дефицит США в торговле рекламными услугами в 1998 г. был связан прежде всего с большим дисбалансом в американской торговле этими услугами с Великобританией и Японией. Американский экспорт рекламных услуг в Великобританию в указанном году снизился на 6%, в то время как импорт из этой страны возрос на 31%, что привело к дефициту США в торговле данным видом услуг с Великобританией в 87 млн. долл. Американский экспорт рекламных услуг в Японию сократился на 26%, импорт увеличился на 11%, дефицит США составил 283 млн. долл.
     Большая часть общего объема рекламных услуг, проданных зарубежными филиалами американских фирм в 1997 г., приходилась на долю Европы, прежде всего Великобритании (966 млн. долл.) и Германии (752 млн. долл.). Покупки услуг у филиалов иностранных компаний, расположенных на территории США, в 1997 г. составили 4 млрд. долл., из которых 3,9 млрд. (или 97%) приходилось на филиалы европейских фирм.
     Стабильно высокий спрос на рекламные услуги в США в 1998 г. стимулировал деятельность американских организаций, занимающихся рекламой, и связанных с ними фирм. В указанном году шесть из десяти крупнейших в мире рекламных компаний были американскими. Увеличилось количество филиалов зарубежных рекламных фирм, расположенных на территории США. Так, французская рекламная компания "Publicis" и английская "Saatchi & Saatchi" создали свои филиалы в Нью-Йорке.
     Большую роль в рекламной индустрии США в последнее время стала играть электронная торговля, повысившая спрос на рекламирование товаров и услуг через Интернет. Согласно прогнозу, расходы Соединенных Штатов на Интернет-рекламу возрастут с 2,8 млрд. долл. в 1999 г. до 22 млрд. в 2004 г., в то время как аналогичный показатель в странах Западной Европы в 2004 г. составит 5,5 млрд. долл., в государствах Азиатско-тихоокеанского региона - 363 млрд., Латинской Америки - 1,6 млрд.
     
     Авиатранспортные услуги
     
Баланс торговли США авиатранспортными услугами в 1998 г. был сведен с дефицитом в 494 млн. долл. (В 1997 г. он имел положительное сальдо в 2,1 млрд. долл.) Дефицит был связан в основном с увеличением импорта пассажирских авиаперевозок (т. е. перевозок граждан США в другие страны и оттуда иностранными авиакомпаниями). Американский экспорт авиатранспортных услуг в 1998 г. был равен 31,9 млрд. долл., что на 3% меньше, чем в 1997 г. (В 1993 - 1997 гг. он рос в среднем на 7% ежегодно.) Импорт увеличился на 5% по сравнению с 1997 г. и составил 32,4 млрд. долл. (В 1993 - 1997 гг. темпы его прироста достигали примерно 9% в год.)
     Самыми крупными импортерами американских услуг в сфере авиаперевозок в 1998 г. были Япония (16% общего объема американского экспорта данного вида услуг), Великобритания (11%), Канада (6%), Германия и Бразилия (по 5%). Состояние баланса торговли США авиатранспортными услугами в указанном году определялось прежде всего их торговлей с Японией и Великобританией. Положительное сальдо Соединенных Штатов в торговле данным видом услуг с Японией в 1998 г. сократилось на 44% - до 2,1 млрд. долл. Основной причиной явилось уменьшение количества японских граждан, путешествующих в США американскими авиалиниями. Дефицит в торговле с Великобританией в 1998 г. возрос на 53% - до 2,2 млрд. долл. вследствие увеличения американского импорта авиатранспортных услуг из этой страны.
     Согласно прогнозу Министерства транспорта США, объем пассажирских перевозок между Соединенными Штатами и другими странами в 1998 - 2010 гг. будет увеличиваться в среднем на 5% ежегодно, грузовых авиаперевозок - на 7%. Высокая конкурентоспособность американских авиалиний и стабильный спрос на международные авиаперевозки способствуют увеличению количества стран, с которыми США подписали соглашение об "открытом небе". (В соответствии с данным соглашением снимаются ограничения на авиаперевозки между подписавшими его странами, а также разрешаются полеты самолетов авиакомпаний данных государств через территорию друг друга в третьи страны.) В 1999 г. США заключили соглашения о "свободном небе" с Аргентиной, Бахрейном, Доминиканской Республикой, Пакистаном, Португалией, Катаром, Танзанией и Объединенными Арабскими Эмиратами. В результате число стран, с которыми Соединенные Штаты подписали такие соглашения, достигло 39.
     
     Архитектурные, инжиниринговые и строительные услуги
     
Торговля США архитектурными, инжиниринговыми и строительными услугами осуществляется в основном через зарубежные филиалы американских компаний и филиалы иностранных фирм в США. Трансграничный американский экспорт архитектурных, инжиниринговых и строительных услуг в 1998 г. был равен 4,1 млрд. долл., что на 16% больше, чем в 1997 г. (В 1993 - 1997 гг. он рос примерно на 10% ежегодно.) Экспорт в страны Европы, Латинской Америки и Африки в 1998 г. увеличился на 25, 36 и 28% соответственно.
     Американский импорт архитектурных, инжиниринговых и строительных услуг в 1998 г. повысился на 52% - до 699 млн. долл. (В 1993 - 1997 гг. среднегодовые темпы его прироста составляли 10%.) Несмотря на существенное увеличение импорта, положительное сальдо США в торговле архитектурными, инжиниринговыми и строительными услугами в 1998 г. возросло на 10% - до 3,4 млрд. долл.
     Самым крупным партнером США в торговле архитектурными, строительными и инжениринговыми услугами была Индонезия. В 1998 г. американский экспорт данных услуг в эту страну увеличился на 4% - до 627 млн. долл. Экспорт в Великобританию возрос на 24%, Саудовскую Аравию - на 13%, Китай - на 21%.
     Продажи иностранным заказчикам архитектурных, инжиниринговых и строительных услуг филиалами американских фирм за рубежом в 1997 г. повысились на 2% - до 9,6 млрд. долл. (В 1992 - 1996 гг. они увеличивались примерно на 12% ежегодно.) Свыше половины общего объема американских продаж данного вида услуг приходилось на три страны - Великобританию (39%), Нидерланды (11%) и Канаду (5%).
     
     Общий объем американских закупок архитектурных, инжиниринговых и строительных услуг, предоставляемых филиалами иностранных компаний, расположенными на территории США, в 1997 г. составил 5,3 млрд. долл., из которых 13% (694 млн. долл.) приходилось на Японию, 10% - на Францию, 6% - на Нидерланды.
     
     Аудиовизуальные услуги
     
Данный вид услуг включает в себя производство и распространение кинофильмов, теле- и радиопрограмм, музыкальных и видеозаписей. В 1998 г. американский экспорт аудиовизуальных услуг возрос на 7% - до 6,5 млрд. долл. (В 1993 - 1997 гг. темпы его прироста были равны 16% ежегодно.) Импорт в указанном году увеличился на 11% - до 176 млн. долл. (В 1993 - 1997 гг. он рос в среднем на 21% в год.) Положительное сальдо баланса США в торговле аудиовизуальными услугами в 1998 г. составило 6,3 млрд. долл., что на 7% превышает аналогичный показатель 1997 г. (В 1993 - 1997 гг. положительное сальдо увеличивалось на 16% ежегодно.)
     Крупнейшими рынками сбыта американских аудиовизуальных услуг в 1998 г. были Германия (848 млн. долл.), Нидерланды (766 млн.), Великобритания (737 млн.), Франция (559 млн.) и Япония (553 млн.).
     Общий объем продаж кинофильмов зарубежными филиалами американских компаний в 1997 г. составил 8,4 млрд. долл., что на 1% меньше, чем в 1996 г. (В 1992 - 1996 гг. он увеличивался в среднем на 12% ежегодно.) Самыми крупными покупателями фильмов производства США в 1997 г. были Великобритания (1,4 млрд. долл.), Франция (753 млн.), Япония (748 млн.) и Канада (708 млн.).
     Закупки аудиовизуальных услуг, произведенных филиалами иностранных фирм, расположенными на территории США, в 1997 г. были равны 9,6 млрд. долл., более половины из которых приходилось на филиалы канадских и английских компаний - 34 и 32% соответственно.
     
     Банковские услуги
     
В 1993 - 1998 гг. США имели положительное сальдо в торговле банковскими услугами. В 1998 г. оно достигло 9,9 млрд. долл. (экспорт - 13,7 млрд., импорт - 3,8 млрд.). Темпы прироста американского экспорта банковских услуг в указанном году составили 19% (в 1993 - 1997 гг. - в среднем 27%).
     Замедление темпов прироста экспорта банковских услуг, отмечают эксперты, связано с сокращением объема покупок иностранными инвесторами американских ценных бумаг: в 1998 г. он снизился на 23% по сравнению с 1997 г. - до 343,5 млрд. долл. против 265,4 млрд. соответственно. Хотя покупки американских корпоративных ценных бумаг возросли на 31% и достигли 171 млрд. долл., объемы купленных иностранцами бумаг казначейства США, а также акций существенно снизились - на 67 и 30% соответственно.
     Снижение темпов прироста импорта было вызвано замедлением активности США на зарубежных финансовых рынках вследствие мирового финансового кризиса. В 1998 г. объем приобретенных американскими инвесторами иностранных ценных бумаг увеличился менее чем на 2% (до 89,4 млрд. долл.). при этом покупки акций возросли на 84% - до 75,9 млрд. долл., а облигаций - снизились на 71% - до 13,5 млрд. долл.
     Крупнейшим рынком сбыта американских банковских услуг в 1998 г. была Великобритания (2,7 млрд. долл., или 20% американского экспорта банковских услуг в указанном году). Импорт банковских услуг из Великобритании составил 1,5 млрд. долл., или 38% общего объема американского импорта банковских услуг.
     Большая часть продаж банковских услуг, осуществляемая зарубежными филиалами американских компаний, в 1997 г. приходилась на Великобританию, Канаду и Японию. Общий объем закупок банковских услуг у филиалов иностранных компаний, расположенных на территории США, в указанном году составил 13,9 млрд. долл. При этом ведущую роль играли филиалы японских, английских и швейцарских фирм.
     Большую роль в осуществлении банковских операций играет Интернет. Согласно прогнозу, объем финансовых услуг, предоставляемых американским потребителям через Интернет, с 1999 г. по 2003 г. возрастет со 103 млрд. до 435 млрд. долл. соответственно. Развитие электронной торговли внесло существенные изменения в деятельность банковского сектора. Количество электронных брокерских фирм увеличилось с одной в 1994 г. до свыше 100 в 1998 г. На долю электронной торговли приходится 37% общего объема розничной торговли акциями. К 2005 г., как ожидают, этот показатель возрастет до 60%. Электронная торговля акциями является самым быстро развивающимся после электронной почты сектором Интернета.
     
     Компьютерные услуги
     (включая анализ компьютерных систем, услуги, связанные с программным обеспечением, обслуживание и ремонт компьютеров)
     В 1998 г. американский экспорт компьютерных услуг снизился на 1% - до 2 млрд. долл. (В 1993 - 1997 гг. он увеличивался в среднем на 20% ежегодно.) Импорт возрос на 32% - до 365 млн. долл. (в 1993 - 1997 гг. - на 29% в год). Положительное сальдо баланса торговли США компьютерными услугами в 1998 г. сократилось на 7% - до 1,7 млрд. долл.
     Крупнейшими рынками сбыта данного вида американских услуг были Япония, Канада и Великобритания. (Поставки в эти страны составили 866 млн. долл., или 43% общего объема американского экспорта компьютерных услуг.) Канада, Индия и Великобритания являлись самыми крупными поставщиками компьютерных услуг в США. Так, американский импорт данного вида услуг из Индии в 1998 г. возрос на 700% - до 64 млн. долл.
     
     Страховыеуслуги
     
В 1998 г. американский экспорт страховых услуг был равен 268 млрд. долл., импорт - 6,9 млрд. Темпы прироста экспорта в указанном году составили 14% (в 1993 - 1997 гг. - в среднем 25% ежегодно), импорта - 15% (в 1993 - 1997 гг. - 18%). Дефицит США в торговле услугами в 1998 г. возрос на 16% - до 4,1 млрд. долл. (В 1993 - 1997 гг. он увеличивался в среднем на 14% ежегодно.)
     Основными импортерами американских страховых услуг были Великобритания (31% общего объема чистых доходов от экспорта этих услуг), Канада (11%), Япония (10%), Германия (9%), Франция (4%). Значительная часть американского импорта страховых услуг (44%) приходилась на Бермудские острова. Крупными поставщиками данного вида услуг на американский рынок были также Великобритания (16%), Канада (6%), Франция (5%), Швейцария (4%).
     Большая часть торговли США страховыми услугами осуществлялась через зарубежные филиалы американских компаний. В 1997 г. объем проданных ими услуг достиг 47,2 млрд. долл., что на 15% превышает аналогичный показатель 1996 г. (В 1992 - 1996 гг. он увеличивался в среднем на 13% ежегодно.) Объем услуг, проданных в США филиалами иностранных фирм, в 1997 г. был равен 59 млрд. долл., 51% из которых был связан со страхованием собственности и от несчастных случаев, 44% - со страхованием жизни. Почти 96% страховых услуг, реализованных в США филиалами иностранных компаний, в 1997 г. приходилось на долю шести стран - Великобритании (26%), Канады (17%), Швейцарии (17%), Германии (13%), Нидерландов (13%) и Франции (11%).
     В конце 90-х годов в США, как и в других странах, наблюдалась тенденция к консолидации деятельности страховых и банковских компаний. Так, объем продаж страховых услуг американскими банками в 1998 г. достиг 8,6 млрд. долл., что на 35% превышает аналогичный показатель 1997 г. Принятый в США в конце 1999 г. "Financial Services Modernization Act", устраняющий большинство препятствий объединению фирм, действующих в финансовом секторе, будет способствовать резкому увеличению числа слияний и приобретений компаний в этой отрасли американской экономики.
     
     Услуги в сфере интеллектуальной собственности
     
Торговля услугами в сфере интеллектуальной собственности (правами на интеллектуальную собственность) имеет важное значение для высокотехнологичных отраслей экономики как индикатор уровня их конкурентоспособности на мировом рынке. Ее объем исчисляется на основе выплат за продажу патентов, гонорарных и лицензионных платежей, полученных или отданных за использование дизайна, формулы, технологии, производственного процесса, авторского права, торговой марки, права на радио- и телепередачу и т.п.
     Гонорарные и лицензионные платежи охватывают прежде всего внутрикорпоративные сделки между родительскими компаниями и их филиалами в других странах. В 1998 г. на долю внутрикорпоративных сделок приходилось 73% трансграничной торговли США в сфере прав на интеллектуальную собственность. Внутрикорпоративная торговля является хорошо развитой, так как она позволяет крупным транснациональным компаниям контролировать распространение своей интеллектуальной собственности на зарубежных рынках.
     В 1998 г. американский экспорт услуг в сфере интеллектуальной собственности был равен 36,8 млрд. долл., импорт - 11,3 млрд. Положительное сальдо США в торговле этим видом услуг в указанном году было на 5% больше, чем в 1997 г. Американские экспорт и импорт прав на интеллектуальную собственность в 1998 г. составили 15% общего объема экспорта услуг США и 7% его импорта соответственно.
     В 1998 г. большая часть стоимости американского экспорта прав на интеллектуальную собственность состояла из поступлений родительским компаниям в США от их зарубежных филиалов (24,7 млрд.), на долю доходов, полученных фирмами США от иностранных компаний, не являющихся их филиалами, приходилось 10 млрд. долл., на долю поступлений американских филиалов иностранных компаний от их зарубежных родительских фирм - 2 млрд. долл. Основная часть стоимости американского импорта этого вида услуг состояла из платежей американских филиалов иностранных компаний их зарубежным родительским фирмам (7,2 млрд. долл.), доля платежей фирм США зарубежным компаниям, не являющимся их филиалами, была равна 2,9 млрд. долл., американских родительских фирм своим зарубежным филиалам - 1,2 млрд. долл.
     Половина американского экспорта услуг в сфере прав на интеллектуальную собственность в 1998 г. поступила в следующие страны: Японию (6,3 млрд. долл.), Великобританию (3,7 млрд.), Германию (3,3 млрд.), Нидерланды (3 млрд.) и Францию (2,2 млрд.). Самыми крупными иностранными поставщиками данного вида услуг на американский рынок были Япония (2,3 млрд. долл.), Германия (1,4 млрд.), Франция (938 млн.), Швейцария (835 млн.).
     
     Юридические услуги
     
Торговля США юридическими услугами осуществляется посредством трансграничных сделок, а также через филиалы американских компаний за рубежом и иностранных в Соединенных Штатах. Однако, как отмечается в докладе, доступна статистика лишь по трансграничной торговле. Под трансграничной торговлей понимается оказание специалистами юридических услуг за рубежом, получение клиентом юридической помощи у иностранного специалиста в другой стране, пересылка юридических документов или предоставление юридических консультаций через телекоммуникационные средства связи, почту или посредством других способов передачи информации.
     В 1998 г. американский экспорт юридических услуг составил 2,65 млрд. долл., что на 14% превышает аналогичный показатель в 1997 г. (В 1993 - 1997 гг. он увеличивался в среднем на 11% ежегодно.) Американский импорт юридических услуг в 1998 г. возрос на 23% - до 688 млн. долл. (В 1993 - 1997 гг. - прирост на 15% ежегодно.) Положительное сальдо в торговле США этим видом услуг в 1998 г. увеличилось на 11% - до 1,8 млрд. долл.
     Основными импортерами американских юридических услуг в 1998 г. были Великобритания (22% общего объема американского экспорта этого вида услуг) и Япония (17%). Крупнейшими поставщиками юридических услуг в США были западноевропейские страны. Американский импорт юридических услуг из Франции в 1998 г. возрос на 58%, Германии - на 24%.
     
     Морские транспортные услуги
     
Основу морских транспортных услуг составляют трансграничные перевозки. В 1998 г. дефицит США в торговле морскими транспортными услугами возрос на 158% и достиг 4,8 млрд. долл. (В 1993 - 1997 гг. он рос в среднем на 32% в год.) Экспорт морских транспортных услуг в указанном году сократился на 11% - до 10,9 млрд. долл. (В 1993 - 1997 гг. наблюдался его прирост примерно на 2% ежегодно.) Импорт повысился на 11% - до 15,7 млрд. долл. (В 1993 - 1997 гг. темпы его прироста составляли в среднем 4% ежегодно.)
     Главной причиной резкого увеличения дефицита торговли США морскими транспортными услугами явилось снижение американского экспорта океанских фрахтовых услуг на 17% и одновременное увеличение импорта данного вида услуг на 15%.
     Основными рынками сбыта американских морских транспортных услуг в 1998 г. были Япония (13% общего объема экспорта США этого вида услуг), Германия (7%), Республика Корея (7%), Тайвань (6%), Великобритания (4%).
     
     Телекоммуникационные услуги
     
Покупка-продажа телекоммуникационных услуг осуществлялась как посредством трансграничной торговли, так и через зарубежные филиалы компаний. В 1998 г. общий объем американского экспорта телекоммуникационных услуг был равен 3,7 млрд. долл., импорта - 8,1 млрд. Экспорт в указанном году снизился на 7% (в 1993 - 1997 гг. наблюдался его рост примерно на 9% ежегодно), импорт сократился на 3% (в 1993 - 1997 гг. он рос в среднем на 7% в год). Дефицит США в торговле телекоммуникационными услугами в 1998 г. увеличился на 1% - до 4,4 млрд. долл. (В 1993 - 1997 гг. он возрастал на 5% ежегодно.)
     Самыми крупными рынками сбыта американских телекоммуникационных услуг в 1998 г. были Мексика (441 млн. долл.), Канада (293 млн.), Великобритания (262 млн.), Япония (216 млн.) и Бразилия (127 млн.). Большая часть американского импорта телекоммуникационных услуг приходилась на Мексику (1,1 млрд. долл.), Канаду (333 млн.), Китай (325 млн.), Японию (319 млн.), Индию (311 млн.).
     Объем продаж телекоммуникационных услуг зарубежными филиалами американских компаний в 1997 г. возрос на 39% (в 1992 - 1996 гг. - прирост на 13% ежегодно) и достиг 8,8 млрд. долл. Основным стимулом к росту явилась диверсификация деятельности фирм США на новых рынках благодаря продолжающимся процессам приватизации и либерализации телекоммуникационных секторов в других странах. Наиболее значительно (на 46%) увеличились продажи, осуществляемые филиалами американских компаний, расположенными в Великобритании. В 1997 г. они составили 2,6 млрд. долл., или 29% общего объема продаж зарубежными филиалами американских телекоммуникационных фирм.
     "Bureau of Economic Analysis" не приводит данные об общем объеме закупок телекоммуникационных услуг, предоставленных в 1997 г. американскими филиалами зарубежных компаний. Более половины (84%) продаж телекоммуникационных услуг филиалами фирм из стран ЕС на американском рынке в указанном году приходилось на Великобританию.
     
     Услугивсферепутешествийитуризма
     
Объем торговли услугами в сфере путешествий и туризма исчисляется на основе расходов, затраченных туристами в другой стране (на гостиницу, питание и т. п., исключая стоимость транспортных расходов). Затраты иностранных туристов в США рассматриваются как американский экспорт, расходы американских туристов за рубежом - как импорт.
     В 1998 г. общий объем трансграничного американского экспорта услуг в сфере туризма и путешествий снизился на 3% - до 71,3 млрд. долл. (В 1993 - 1997 гг. он увеличивался в среднем на 6% ежегодно.) Импорт в 1998 г. повысился на 8% - до 56,1 млрд. долл. (в 1993 - 1997 гг. - прирост на 6% в год). Положительное сальдо США в торговле услугами в сфере путешествий и туризма в 1998 г. сократилось на 29% - до 15,1 млрд. долл. (В 1993 - 1997 гг. оно увеличивалось примерно на 6% в год.) Более половины американского экспорта этого вида услуг в указанном году приходилось на Японию, Великобританию, Канаду, Германию, Мексику, Бразилию и Францию, а более 50% импорта - на Мексику, Канаду, Великобританию, Францию, Японию и Италию.
     Услуги в сфере путешествий и туризма продаются и через зарубежные филиалы компаний. Однако данные по таким сделкам доступны не полностью, а лишь в отношении гостиничного бизнеса (отели, мотели и т. п.). Общий объем услуг, проданных зарубежными филиалами американских компаний, занятых в гостиничном бизнесе, в 1997 г. составил 3,3 млрд. долл., что на 16% превышает аналогичный показатель 1996 г. (В 1992 - 1996 гг. ежегодный прирост был равен 8%.) Одной из причин достижения такого высокого показателя в 1997 г., по мнению экспертов, могло быть увеличение количества зарубежных фирм соответствующего профиля, приобретенных американскими компаниями.
     Покупки американцами услуг в сфере путешествий и туризма, предлагаемых филиалами иностранных компаний, действующих на территории США, в 1997 г. достигли 13,5 млрд. долл., из которых 1/3 приходилась на филиалы японских и европейских компаний.
     
     Услуги в сфере розничной торговли
     
В последнее время мировая розничная торговля все чаще осуществляется через каталоги и Интернет, однако ведущую роль пока по-прежнему играют зарубежные филиалы компаний розничной торговли. "Bureau of Economic Analysis" не публикует данные об общем объеме продаж, осуществленных зарубежными филиалами американских торговых компаний. Представлена статистика лишь по некоторым странам и регионам. Так, объем розничных продаж филиалов американских компаний в Австралии в 1997 г. составил 173 млн. долл., латиноамериканских филиалов - 154 млн., английских - 140 млн. Объем продаж через филиалы в Великобритании в 1996 - 1997 гг. возрос на 17%, в странах Латинской Америки - на 75%.
     Продажи, осуществленные филиалами иностранных фирм розничной торговли, действующих на территории США, в 1997 г. составили 503 млн. долл. Самыми крупными поставщиками услуг в сфере розничной торговли были филиалы английских компаний (78 млн. долл., или 16% общего объема американских закупок этого вида услуг у филиалов зарубежных фирм), канадских компаний (73 млн., или 17% соответственно), японских (69 млн., или 14%).
     
     Услуги в сфере оптовой торговли
     Большая часть сделок в сфере оптовой торговли осуществляется через зарубежные филиалы оптовых компаний. В 1997 г. общий объем продаж, реализованных зарубежными филиалами американских компаний, составил 14,8 млрд. долл., что на 2% меньше, чем в 1996 г. (В 1992 - 1996 гг. он сокращался в среднем на 3% ежегодно.)
     Основными причинами уменьшения объема продаж послужили снижение курсов валют европейских и азиатских стран и медленные темпы развития экономики государств, являющихся основными торговыми партнерами США. Объем оптовых продаж, осуществляемых филиалами американских компаний в Японии, в 1997 г. сократился на 29%, в Нидерландах - на 19%, в Германии - на 17%, во Франции - на 15%. (На долю этих стран приходилось 18% общего объема продаж услуг в сфере оптовой торговли зарубежными филиалами американских компаний в 1997 г.) В то же время продажи в странах Латинской Америки возросли на 90%, в Великобритании - на 18%, Канаде - на 3%. В 1997 г. США создали 55 новых филиалов компаний оптовой торговли на разных зарубежных рынках.
     Закупки услуг в сфере оптовой торговли у американских филиалов иностранных компаний в 1997 г. составили 12,1 млрд. долл., большая часть из которых приходилась на филиалы японских компаний - 4,8 млрд. долл. (40%), английских - 3 млрд. (25%) и германских фирм - 2,4 млрд. (20%).
     
     
     
     

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru

В избранное