Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Секреты инвестирования" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Мировая экономика: глобальные тенденции развития (дополнительный выпуск)
Дополнительный
выпуск от 16.09.00
(по материалам Бюллетеня иностранной коммерческой информации)
ОБЩЕМИРОВАЯ CИТУАЦИЯ
Прогноз развития мировой экономики
О предстоящей нехватке высококвалифицированных кадров в развитых странах
Новый бум инвестиций в мировую полупроводниковую промышленность
Начало эры микроэнергетики
ЕВРОПЕЙСКИЙ РЕГИОН
Основная "движущая сила" развития европейской электроники - производство средств связи
ФРГ: влияние налоговой реформы на корпоративную структуру
Финляндия: путь к расцвету
ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ
Эксперты сомневаются в устойчивости подъема в экономике Китая
Об экономике Таиланда
Трудный рост индонезийской экономики
ПРОЧИЕ РЕГИОНЫ
Программа стабилизации экономики Турции
Об экономике Израиля
К финансовому положению Киргизии и Узбекистана
ОБЩЕМИРОВАЯ СИТУАЦИЯ
Прогноз развития мировой экономики
(БИКИ, 12.08.00)
Согласно прогнозу экспертов "Business Week", темпы прироста мировой экономики в 2000г. составят 4,5% против 3,4% в 1999г., в 2001г. они замедлятся до 3,5%. Основной причиной этого будет повышение цен на нефть, которые с января 1999г. выросли на 170%. Высокие цены на нефть будут сдерживать экономический рост и способствовать повышению инфляции, особенно в Западной Европе, так как низкий курс евро приводит к удорожанию импорта нефти, осуществляемого в основном в долларах.
Повышение цен на энергоносители уже привело к росту инфляции в странах еврозоны: в июле текущего года, по оценке, она составила 2,2%, в то время как установленный Европейским центральным банком (ЕЦБ) предельный уровень инфляции, при котором сохраняется ценовая стабильность, - 2%. Эксперты высказывают опасения, что рост инфляции приведет к очередному повышению процентных ставок, что может затормозить экономический рост в странах еврозоны. ЕЦБ уже повысил основную ставку рефинансирования до 4,25% и, как ожидают, в текущем году поднимет ее еще на 0,5%.
Текущий экономический подъем в Западной Европе опирается в основном не на внутренние факторы (как, например повышение производительности труда), а на факторы, зависящие от состояния мировой экономики (прежде всего на экспорт). Хотя темпы прироста производительности труда в западноевропейских странах в последнее время повышаются: в 2000г., по оценке, они достигнут 2,5%, главным стимулом к ускорению экономического роста в государствах ЕС, отмечают эксперты, является экспортный бум, вызванный стабильным развитием экономики США, а также стран Азии, преодолевших последствия финансового кризиса, и низкий курс евро.
Препятствием быстрому экономическому росту в странах еврозоны, по мнению экспертов, может послужить задержка в проведении в некоторых западноевропейских странах финансовых и других реформ, которые необходимы для обеспечения стабильного экономического роста при сохранении низкого уровня инфляции.
Темпы развития экономики Японии по-прежнему будут довольно низкими. Хотя ряд экономистов пересмотрели свои прогнозы развития японской экономики в сторону увеличения: с 1,2-1,8% в текущем году до свыше 2% в 2001г., эти показатели не достаточно высоки, чтобы Япония оказывала влияние на мировую экономику. Правительство Японии намерено стимулировать развитие экономики с помощью увеличения государственных затрат примерно на 30 млрд. долл., несмотря на огромный государственный долг, достигающий 10% ВВП.
Одной из важных проблем японской экономики остается вялый спрос. Дальнейшее снижение спроса, подчеркивают эксперты, может негативно отразиться на положении электронных фирм, выпускающих потребительские товары (например, "Toshiba", "Sony"). Компании, действующие в сфере тяжелой промышленности ("Kawasaki Steel", "Sumitomo Metal Industries") могут пострадать от замедления темпов прироста корпоративных инвестиций.
Экономика США в текущем году, как ожидают, по-прежнему будет развиваться высокими темпами (5% против 4,2% в 1999г.). В 2001г. они, согласно прогнозу, замедлятся до 2%.
О предстоящей нехватке высококвалифицированных кадров в развитых странах
(БИКИ, 24.08.00)
Специалисты из Университета им. Дж.Вашингтона обращают внимание на сокращение темпов прироста численности экономически активного населения в США. Начиная с 2010г. будет наблюдаться массовый уход на пенсию лиц, появившихся на свет в годы послевоенного бума рождаемости. Однако дефицит кадров не будет восполняться в должной мере, поскольку в трудоспособный возраст вступит недостаточно большой контингент молодых людей. В таких условиях США не смогут увеличивать ВВП, даже при росте производительности труда. Усилятся проблемы с финансированием системы социального обеспечения и бесплатной медицинской помощи. Возникнет потребность в дополнительном притоке иммигрантов. В настоящее время в страну ежегодно въезжает примерно 1 млн. легальных и 275 тыс. нелегальных переселенцев из других стран. Если эти величины останутся на прежнем уровне, то численность лиц в трудоспособном возрасте будет увеличиваться не на 1% в год (такой прирост был характерен для последнего десятилетия), а только на 0,9%. В 2010-2030гг. этот показатель уменьшится до 0,2% в год, а без притока свежих сил из-за рубежа рынок рабочей силы будет сужаться ежегодно на 0,5%.
Как отмечает "Financial Times", в ряде других развитых стран складывается еще более неблагоприятная ситуация. По расчетам МБРР, коэффициент фертильности в богатых государствах примерно на 19% ниже того уровня, который необходим для простого воспроизводства населения. Особенно быстро этот показатель сокращается в Ирландии. В Японии он уже ниже, чем в среднем по всей группе развитых государств. Эта страна не поощряет иммиграцию, поэтому в условиях недостаточно высокой рождаемости численность населения в работоспособном возрасте сокращается уже с 1995г. Среди стран с высоким уровнем доходов на душу населения только в Израиле коэффициент фертильности достаточен для того, чтобы в течение длительного времени обеспечивать расширенное воспроизводство населения.
Через несколько лет, считают специалисты из вышеназванного университета, развитым государствам придется конкурировать между собой за привлечение квалифицированных кадров из-за рубежа для обеспечения нормального функционирования национальной экономики. При такой конъюнктуре Служба иммиграции и натурализации в США скорее всего станет подразделением Министерства труда, поскольку иммиграционная политика будет подчинена политике оптимального регулирования рынка рабочей силы.
Новый бум инвестиций в мировую полупроводниковую промышленность
(БИКИ, 26.08.00)
По мнению вице-президента "STMicroelectronics" Ж.-Ф.Довэна, вслед за 1999г., когда мировые инвестиции в полупроводниковую промышленность увеличились на 15%, в текущем году их прирост превысит предыдущий рекордный показатель 1996г. и составит по меньшей мере 45% (а общая сумма - 46 млрд. долл.). Тем не менее, на его взгляд, это не приведет к ликвидации нехватки производственных мощностей во многих секторах отрасли ни в 2000г., ни в 2001г. (когда капиталовложения должны возрасти еще на 50%).
Рассчитывать на это нереально хотя бы потому, что в текущем году 87% всех инвестиций затронет новые заводы (на них же приходилась и основная часть ассигнований в 1999 г.), а на модернизацию уже существующих предприятий пойдет всего 13%, и, таким образом, необходимого расширения мощностей в скором времени ожидать не приходится. Например, как подчеркивает Ж.-Ф. Довэн, ввод в действие 16 линий по выпуску 300-миллиметровых подложек, начало строительства которых намечено на 2000г., ожидается не ранее 2002г. По его словам, к быстрому разрешению проблемы нехватки производственных мощностей в полупроводниковой промышленности не приведет также то, что в рамках инвестиционных проектов, о которых было объявлено в I квартале 2000г. (46, в том числе 13 новых заводов), они должны увеличиться в большей степени, чем это предполагалось проектами I квартала 1999 г. (на 49%).
На взгляд "STMicroelectronics", нынешняя ситуация - прямое следствие недостаточного уровня капиталовложений в данную отрасль, наблюдавшегося в 1998г., из-за чего в текущем году будет введено в эксплуатацию всего 13 новых заводов (против 19 в 1999г. и 29 в 1998г.), тогда как для полного удовлетворения спроса их должно быть около 30.
Товарная структура инвестиций в мировую полупроводниковую промышленность в 2000%г. оценивается компанией следующим образом: запоминающие устройства - 38% от всех капвложений (в том числе ДЗУПВ - 23%, "flash" - 13%, прочие - 2%), логические схемы - 20%, стандартные и линейные ИС - 8%, микропроцессоры - 7%, дискретные ПП - 1%, подложки - 17%, НИОКР и опытное производство - 9%.
Ведущие фирмы - инвесторы в полупроводниковую промышленность в 2000г. (объявленный размер инвестиций и процент по отношению к 1999г.):
1. Intel - 4,8 млрд. долл., 155%
2. TSMC - 4,6 млрд. долл., 365%
3. Samsung - 2,6 млрд. долл., 95,5%
4. STMicroelectronics - 2,5 млрд. долл., 185%
5. UMC - 2,4 млрд. долл., 178%
6. Texas Instruments - 1,8 млрд. долл., 128%
7. NEC - 1,7 млрд. долл., 126%
8. Hyundai - 1,5 млрд. долл., 122%
9. Micron - 1,2 млрд. долл., 100%
10. Infineon - 1,2 млрд. долл., н/д
Начало эры микроэнергетики
(БИКИ, 29.08.00)
Местное производство электроэнергии для местного потребления снова входит в моду. Этому есть несколько причин, одна из которых - либерализация рынка электроэнергии. Около половины американских штатов уже заставили свои энергетические монополии работать в конкурентной среде. Директива ЕС, вступившая в силу в 1999г., обязывает правительства стран-членов частично открыть оптовые рынки электроэнергии для международной конкуренции. Многие развивающиеся страны, от Индии до Аргентины, активно занялись дерегулированием и приватизацией энергетики [план А.Чубайса по реформированию РАО ЕЭС также выдержан в том же ключе - прим. вед. рассылки].
Малые местные электростанции предлагают экономичный путь проникновения на такие рынки. Даже если себестоимость производимой ими электроэнергии более высока "на выходе" (что нередко и происходит), это компенсируется меньшими потерями при передаче потребителю. Кроме того, генерируемое станциями избыточное тепло может использоваться для обогрева зданий, тогда как тепло от крупных удаленных от потребителя электростанций часто теряется. В результате местное производство электроэнергии стало вполне конкурентоспособным.
Второй причиной для роста микроэнергетики является проблема защиты окружающей среды. Постоянно растущие ограничения на допустимые выбросы вредных веществ сделали непривлекательным строительство новых угольных ТЭС в развитых странах. США все еще получают более 1/2 электроэнергии от угольных ТЭС, но только потому, что на многие станции старшего поколения новые стандарты пока не распространяются. В Европе экологическое законодательство еще более агрессивно, чем в Америке. В то же время микроэлектростанции представляются вполне чистыми в экологическом плане, т.к. самые "худшие" из них работают на природном газе. В других используется водород и солнечная энергия.
Третьим фактором, значение которого все более возрастает, является спрос на надежное бесперебойное снабжение электроэнергией.
Три вышеуказанных причины стимулировали исследования по поиску маломасштабных, надежных и прежде всего дешевых технологий производства электроэнергии. И такие технологии сейчас появляются, подпитываемые резким ростом венчурных инвестиций и прогнозами о том, что через 10 лет емкость рынка микроэнергетического оборудования может превысить 60 млрд. долл. в год. В США объем венчурных инвестиций в технологии микроэнергетики увеличился примерно со 100 млн. долл. в 1996г. почти до 200 млн. в 1998г. и более 400 млн. в 1999г. Прогноз на 2000г. составляет 800 млн. долл. Крупнейший прорыв совершается в области топливных элементов. Эти устройства являются перспективными кандидатами на замену двигателей внутреннего сгорания в автомобилях, но также все больше изучаются для применения на электростанциях.
Конечно, новые технологии микроэнергетики достаточно впечатляющи, однако неизвестно, получит ли новое развитие рынок производимой таким образом электроэнергии. Прогнозные оценки показывают, что это может произойти, поскольку себестоимость электроэнергии снизилась до приемлемого уровня и понизится еще больше в ближайшее десятилетие, что сделает микроэнергетику привлекательной для рядового потребителя в промышленно развитых странах.
Однако наиболее значительный потенциал для развития микроэнергетики, возможно, связан с потребностями развивающихся стран, где население не имеет надежного доступа к электроэнергии. По оценке американской фирмы "Plug Power" (одного из разработчиков технологии протонообменных мембран для топливных элементов), затраты на строительство или замену энергосистем в развивающихся странах составляют 1000 - 1500 долл./кВт. В данном случае микроэнергетика уже представляется привлекательной альтернативой. Международные организации, частные компании и неправительственные группы разрабатывают схемы "микрофинансирования" для содействия энергоснабжению бедных слоев населения в таких странах, как Монголия и Индия.
ЕВРОПЕЙСКИЙ РЕГИОН
Основная "движущая сила" развития европейской электроники - производство средств связи
(БИКИ, 22.08.00)
Согласно исследованию, выполненному французской фирмой "Decision" на базе данных, предоставленных европейскими поставщиками электронного оборудования, прирост производства в отрасли, которого можно ожидать в 2000г. в Европе, станет для нее рекордным, а основной "движущей силой" развития явятся средства связи. В 2001г. на средства связи должна приходиться 1/3 производства всей европейской электронной промышленности (тогда как в 1997г. - лишь 1/5).
Особым динамизмом отличается ниша средств беспроводной связи, где и в текущем году, и в будущем ожидается самый высокий во всей отрасли прирост производства. В 2001г. удельный вес средств мобильной связи во всех изделиях европейской электронной промышленности, по расчетам "Decision", будет определяться в 25%, а в оборудовании связи - в 76%. По прогнозу компании, в текущем году в Европе будет изготовлено в общей сложности 265 млн. радиотелефонов стандарта "GSM" (против 125 млн. в 1999г.).
ФРГ: влияние налоговой реформы на корпоративную структуру
(БИКИ, 05.08.00)
Реформирование системы налогообложения в ФРГ планируется осуществить в 2001-2005гг. К концу этого периода налоги физических и юридических лиц будут снижены в общей сложности на 56 млрд. нем. м. (26,94 млрд. долл.) в год. Недавно в рамках общей программы по снижению налогов парламент ФРГ одобрил план отмены налога на продажу части собственности.
По мнению германских экспертов, этот план, а также налоговая реформа в целом повлекут за собой перестройку всей структуры корпоративного бизнеса Германии. В настоящее время германские компании используют систему холдингов для противодействия иностранным конкурентам. Вступление в силу нового налогового законодательства, значительно упрощающего продажу крупных пакетов акций, может привести к разрушению этой системы.
Крупнейшими совладельцами промышленных предприятий в ФРГ являются страховые компании и банки, которые получали акции в конце 40-х годов в обмен на займы. Это обеспечивало стабильность экономики и надежность источников финансирования. Однако акции приносили невысокий доход, а предприятия, совладельцами которых были банки, часто оказывались на грани банкротства.
Многие германские банки, имеющие крупные пакеты акций промышленных предприятий, не получают соответствующих доходов. Так, "Deutsche Bank" владеет огромными долями собственности в компаниях "DaimlerChrysler", "Heidelberger", "Zement", "Metallgesellschaft". По оценке, общая доля банка в холдингах достигает 21 млрд. долл. "Dresdner Bank" имеет пакеты акций "BMW" и "Dyckerhoff" на общую сумму 15 млрд. долл. В то же время объем нереализованного дохода "Deutsche Bank", по данным американского банка "JP Morgam", в настоящее время составляет 18 млрд. долл., "Dresdner Bank" - 12 млрд. Если же банки захотят продать свою долю, то они должны будут выплатить налог в размере 58% от вырученного капитала.
В связи с этим планируемая отмена налога на продажу части собственности, как ожидают, приведет к тому, что такие предприятия, как "Heidelberger", "Zement", "Linde", "MAN", перейдут в руки зарубежных предпринимателей. По мнению экспертов, в иностранную собственность могут быть проданы и "BMW", "ThyssenKrupp", "BASF", "Bayer".
Финляндия: путь к расцвету
(Вечерний Петербург, автор - Петри Форсель)
Причины расцвета - демократия, верховенство закона и рыночная экономика? Частично на этот вопрос можно ответить, сравнив Финляндию с другими европейскими странами. В 1910 - 1920-е годы Чехословакия и Венгрия были более развитыми, нежели Финляндия. Но затем их экономическое развитие замедлилось из-за политических трудностей и коммунистической диктатуры. А вот Финляндия с самого 1917 года, напротив, пользовалась всеми возможностями, которые открывали перед ней рыночная экономика, демократия и верховенство закона.
А как выглядит Финляндия в сравнении с теми европейскими демократиями, которые никогда не были под властью коммунизма?
Тут уж Суоми окажется в "одной лиге" с Норвегией или Ирландией, которые после Второй мировой войны тоже добились большого процветания. Но между тремя этими странами есть и большие отличия.
Ирландия сконцентрировалась на международной торговле, привлекая иностранные компании субсидиями и налоговыми льготами. Норвегия извлекала преимущества из своих запасов нефти. У Финляндии же не было ни удачного географического положения вблизи мощных европейских рынков, подобного ирландскому, ни гигантских ресурсов Норвегии.
Природные запасы Суоми скромны, а географическое положение не слишком благоприятно. Но зато у нее есть высокообразованные трудовые ресурсы. Есть люди, которые десятилетиями готовы были мириться с различными ограничениями и медленным ростом заработной платы.
Вот так, мало-помалу, усердным трудом, финны и пробивали себе путь вперед. Зачастую индустриализация велась жесткими методами: компании создавались на деньги налогоплательщиков, за использование природных ресурсов - лесных и водных запасов - их владельцы получали лишь небольшую компенсацию.
С 40-х по 70-е и даже до начала 80-х экономика Суоми регулировалась твердой рукой. Для вывоза даже небольших сумм денег из страны нужно было разрешение центрального банка, финансовые институты давали ссуды лишь при самых надежных гарантиях, во многих сферах предпринимательства были необходимы лицензии и так далее.
Довольно высокой была инфляция, и марка порой в течение года теряла десятки процентов стоимости.
В годы "холодной войны" финская экономика действовала в защищенном режиме. Рост был медленным, но постоянным, безработица - в основном низкой, а народ богател. В особенности после так называемого энергетического кризиса 70-х. Финляндия пережила период быстрого роста, продолжавшийся целое десятилетие.
В конце 80-х все более и более заметным становилось очевидное: экономика страны нуждается в структурных изменениях. Компании Суоми были недостаточно крупными, чтобы выдержать глобальную конкуренцию, внутренняя сфера услуг была развита скверно, рынок труда - негибок. К тому же Финляндия утратила конкурентоспособность на западных рынках. Инфляция была выше, чем во многих других странах.
В то время как Финляндия теряла способность конкурировать с другими рыночными экономиками, она становилась все более зависимой от двусторонней торговли с Советским Союзом.
В конце 80-х Суоми старалась придать импульс развитию своей экономики, стимулируя внутреннюю и внешнюю конкуренцию. Были сняты многие ограничения, и народное хозяйство начало разогреваться. Финские компании занимали деньги на международных рынках, и центральный банк взвинчивал ставку учетного процента, чтобы иметь возможность управлять оттоком валюты.
На некоторое время деньги стали дешевыми, и начинало казаться, что их у каждого полным-полно, хотя зачастую они были взяты в долг. Даже небогатые семьи брали весомые займы, чтобы купить себе дома и квартиры, хотя цены на них постоянно и быстро росли. Приобретались и предметы роскоши - катера, машины, туристические путевки. В конце 80-х средняя финская семья была должна сумму, доходящую до 85 процентов ее годового дохода.
Экономическая депрессия конца 80-х - начала 90-х не была неожиданной. Но никто не думал, что она окажется столь длительной и глубокой. И по вышеназванным причинам Финляндия пострадала больше, чем другие государства. Когда рухнул Советский Союз и застопорилась торговля между нашими двумя государствами, финская экономика получила два сильнейших удара - одновременно с Востока и с Запада. Глубинная причина лежала в неконкурентоспособности финской экономики, в которой государство слишком долго играло весомую роль.
Беды финской экономики были тяжелыми. Национальный долг в иностранной валюте, прежде измерявшийся всего несколькими миллиардами финских марок, поднялся до сотен миллиардов, достигнув почти 80 процентов ВНП.
Безработица поднялась практически с нуля до 500 тысяч человек - 20 процентов всего самодеятельного населения. Под угрозой оказались сами основы общественного благосостояния, поскольку доходы от налогов падали, а расходы на социальное обеспечение росли. В самое тяжелое время все налоговые сборы уходили на то, чтобы обслуживать проценты по государственному долгу...
Единственной обнадеживающей новостью стало то, что финская марка потеряла значительную часть своей стоимости. Экспортные отрасли Суоми переживали бум. И все же это мало помогало другим секторам народного хозяйства. Цифра в полмиллиона безработных означала, что у людей просто не было денег на оплату необходимых товаров и услуг. Это создавало порочный круг: потребительские расходы падали, а безработица росла.
В это время в серьезных затруднениях оказались и финские банки. Они щедро снабжали деньгами различные сферы бизнеса, но зачастую не требовали надежных гарантий.
Когда ставки учетного процента выросли, цены на недвижимость упали, а компании разорились, банки тоже остались с носом. Казалось, что финансовые институты лишатся десятков миллиардов марок и станут неплатежеспособными. Это углубило бы депрессию, поскольку были бы потеряны все сбережения, а кредиторы потребовали бы немедленной выплаты займов, данных государству.
Финское правительство решило, что этого оно допустить не может. Оно принялось поддерживать платежеспособность банков самыми различными способами. Операции по спасению банков стоили налогоплательщикам более 40 млрд. марок.
Правительство и центральный банк требовали от кредитно-финансовых структур, чтобы те снижали свои расходы, работали более прибыльно, проводили жесткую кредитную политику. Последнее особенно разочаровывало финансовые институты, поскольку, пока им приходилось бороться за клиентов, представители деловых кругов могли брать взаймы десятки или даже сотни миллионов марок в надежде на то, что цены на недвижимость и акции будут расти по-прежнему. И когда цены в конце концов рухнули, банки остались с бесхозными зданиями и ничего не стоящими акциями, порой выпущенными на другом конце земного шара.
Ряд мелких кредитно-финансовых структур был поглощен более крупными, иногда за минимальную цену. Два ведущих банка слились, образовав "Мерита банк", который быстро слился со шведским "Нордбанкен". Но даже новый "Мерита-Нордбанкеном" по европейским стандартам был всего лишь банком среднего размера, и ему пришлось сделать еще шаг - объединиться с датским партнером, чтобы стать крупнейшим финансовым институтом Скандинавии.
Сейчас оставшиеся банки пребывают в относительно хорошей форме, и они, похоже, многому научились на прошлых ошибках.
В последнее время в Финляндии начался более быстрый экономический рост, чем во многих других промышленных странах. Шесть лет подряд экономика растет на величину от четырех до шести процентов в год. Так что же, все отлично? Не совсем. Страна еще имеет долг в размере 400 млрд. марок, и безработица достигает в лучшем случае 7 процентов трудоспособного населения и может подняться до 11 процентов, если только экономический рост хоть немного замедлится.
Да и финский центральный банк предупреждает о той опасности, которую таит в себе огромный национальный долг. Самый плохой сценарий заключается в том, что профсоюзы потребуют и получат значительное повышение заработной платы, кредитно-финансовые структуры снова начнут давать ссуды без достаточной страховки, а какой-нибудь тяжелый кризис, например крах фондовой биржи в США, инициирует спад в нескольких странах. В этом случае у Финляндии будет очень немного средств, чтобы компенсировать шок.
Третьей угрозой для финской экономики в ближайшем будущем может стать то, что население страны стареет. Это значит, что будут возрастать расходы на выплату пенсий и здравоохранение.
Чего ждать от будущего? Сегодня Финляндия более состоятельна, более здорова и стабильна, чем когда-либо ранее. Сильна вера в то, что она переживет любой кризис. Смесь демократии, умелого руководства и щедрая порция везения, которая прежде помогала стране, скорее всего помогут ей и в будущем.
ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ
Эксперты сомневаются в устойчивости подъема в экономике Китая
(БИКИ, 03.08.00)
Темпы развития КНР в I полугодии текущего года оставались высокими. Однако западные наблюдатели считают, что экономический рост на уровне 8,2% (относительно января - июня 1999г.) во многом был обусловлен резким увеличением государственных расходов, что не может служить устойчивой базой роста в будущем. Кроме того, сказались рекордный уровень экспортных поставок и наращивание объема продаж в розничной торговле. Еще сравнительно недавно, а именно во время азиатского валютно-финансового кризиса, Китай сталкивался с определенными трудностями при поставках товаров и услуг за рубеж, а также в сбытовой сфере внутри страны.
Как отмечает "Wall Street Journal", ожидается, что экономический рост в текущем году превысит соответствующий показатель за 1999г. Такая конъюнктура дает особые основания для оптимизма на ответственном этапе в экономической жизни КНР - скором вступлении в ВТО, которое сопряжено с некоторой неопределенностью в отношении будущего китайской экономики. Тем не менее эксперты фирмы "ING Barings Securities" (Гонконг) пересмотрели свой прогноз прироста ВВП КНР в 2000г. в сторону повышения - с 7,8% более чем до 8%. Однако, как пишет "Wall Street Journal", официальные круги этой страны не уверены в продолжении экономического подъема.
В I полугодии текущего года правительство КНР и государственные предприятия направили на инвестиционные цели 91 млрд. долл., т.е. на 12,1% больше, чем за тот же период 1999г. Объем вложений в основные фонды увеличился на 11% и достиг 123 млрд. долл. Более того, центральные власти намерены во II полугодии осуществить дополнительную продажу государственных долговых обязательств и направить полученные средства на инвестиционные цели, компенсировав таким образом недостаточный уровень капиталовложений в частном секторе.
Некоторые наблюдатели, в частности из Пекинского университета, считают, что действия правительства направлены на обеспечение государственным предприятиям дополнительного времени для закрепления позитивных тенденций и увеличения прибылей. Если эта цель не будет достигнута, национальная экономика окажется в критическом положении. "При таких крупных вложениях риск возрастает вдвое", особенно в случае прекращения подъема, обусловленного ростом потребления.
Основная проблема с государственными инвестициями заключается в недостаточно высокой эффективности их использования. В условиях современного Китая с характерным для него распространением коррупции среди ответственных работников госсектора выделяемые средства могут просто расхищаться, несмотря на общенациональную кампанию борьбы с подобными явлениями. В течение короткого времени расходуются столь крупные средства, что у независимых экономистов возникают сомнения в использовании капиталовложений по назначению. Реальный повод для оптимизма могло бы дать увеличение объема частных инвестиций. Однако на нынешнем этапе проблемой для национальной экономики остается избыточное предложение, поэтому многие негосударственные структуры крайне неохотно идут на новые капиталовложения. Другие просто не могут добиться кредитования со стороны государственных банков, которые занимают доминирующее положение на местном рынке ссудных средств.
Что касается рядовых потребителей, то они представлены в основном фермерами (800 млн. вместе с членами семей, или 2/3 общей численности населения). Их доходы в I полугодии выросли лишь на 1,5%, что явно недостаточно для значительного увеличения потребительского спроса в стране.
Об экономике Таиланда
(БИКИ, 15.08.00)
Согласно прогнозу "Bank of Thailand" и МБРР, прирост ВВП Таиланда как в 2000г., так и 2001г. должен составить примерно 4,5%. Однако состояние местного фондового рынка в настоящее время заставляет критически оценивать подобные прогнозы. В июле текущего года индекс, отражающий среднюю стоимость акций, котирующихся на Бангкокской фондовой бирже, сократился по сравнению с началом 2000г. на 35%. Его величина лишь на 22% превысила минимальный уровень, зарегистрированный во время азиатского валютно-финансового кризиса, и оказалась на 80% ниже максимального показателя.
Сомнения у предпринимателей в стабильности экономического положения Таиланда возникли по трем основным причинам. Во-первых, в кредитных портфелях местных банков чрезмерно высока доля безнадежных займов (т.е. таких, по которым погашение долговых обязательств не производится). Ее величина в июле 2000 г. достигла 36%. Неблагополучная ситуация в банковской системе оборачивается для заемщиков удорожанием кредита. Рынок заемных средств сужается, что отрицательно влияет на финансовое положение местных банков. Именно на их операции приходится основной объем (примерно 40%) биржевой торговли. Поэтому вполне понятен спад на фондовой бирже.
Во-вторых, расходы правительства на стимулирование национальной экономики достигли максимального объема. Ассигнования на создание новых рабочих мест в рамках помощи со стороны Японии впредь будут сокращаться. Величина государственного долга настолько велика, что неизбежно ограничение реальных расходов. МБРР считает, что в создавшихся условиях необходимо усилить рыночный элемент в бюджетно-финансовой политике.
В-третьих, наблюдается снижение цен на сельскохозяйственную продукцию, в результате чего доходы фермеров сокращаются даже несмотря на рост производства. Аграрный сектор, сыгравший во время валютно-финансового кризиса роль своеобразного амортизатора, больше таковым не является, а наоборот, требует поддержки со стороны государства.
К этим проблемам в национальной экономике следует добавить и низкий курс бата (стоимость которого по отношению к доллару снизилась с начала года на 8%, что, однако, благоприятствует расширению экспорта), отсутствие какого-либо снижения цен на недвижимость, низкий уровень использования промышленных мощностей, нежелание компаний и корпораций принимать решительные меры по снижению производственных расходов и ликвидации избыточных мощностей.
В то же время оценка реального положения в таиландской экономике должна учитывать и наличие несомненных позитивных тенденций. Не ослабевает экспортный бум. Прирост объема поставок за рубеж в текущем году составил 14%. Данный показатель уступает зарегистрированному в некоторых других государствах Азии. В то же время необходимо учесть наличие у Таиланда такого весомого "козыря", как диверсифицированная экспортная база. Доля продукции электронной промышленности не так высока, как в ряде стран Восточной и Юго-Восточной Азии. Поэтому уязвимость таиландского экспорта по отношению к резким изменениям конъюнктуры на внешних рынках в достаточной степени ограничена. Положительной характеристикой национальной экономики следует считать и отсутствие ее чрезмерной ориентированности на обслуживание американского рынка. В формировании ВВП велика роль туризма, который развивается исключительно успешно, в частности благодаря дополнительному притоку туристов вследствие улучшения экономического положения западноевропейских и азиатских стран.
Согласно данным, приведенным в газете "International Herald Tribune", уровень безработицы в Таиланде в июле текущего года составил более 4%. Вполне вероятно увеличение данного показателя под влиянием сокращения числа рабочих мест, прежде всего в банковском секторе. В то же время быстрое увеличение занятости в обрабатывающей промышленности компенсирует уменьшение численности таиландцев, работающих в аграрном секторе, для которого, помимо прочего, характерен низкий уровень оплаты труда.
Повышение доходов населения способствует росту потребления. Свидетельством последнего является, в частности, увеличение товарооборота крупных универмагов и продаж таких популярных в Таиланде товаров длительного пользования, как мотоциклы.
Центральный банк Таиланда не проявляет беспокойства по поводу ослабления курса национальной валюты. В политике ЦБ приоритетное место отведено контролю за уровнем инфляции и банковского процента, а не поддержке таиландской денежной единицы. Целью "Bank of Thailand" является ограничение инфляции 3,5%. В действительности ее величина ниже (даже несмотря на высокие цены на нефть) - 2%.
В обозримом будущем уровень банковских процентных ставок в Таиланде останется низким благодаря ограниченному спросу на новые займы и значительному положительному сальдо (примерно 10 млрд. долл.) платежного баланса по текущим операциям. Ставка по депозитам сроком на год составляет в среднем 3,75%. В таких условиях таиландцы отдают предпочтение не сбережениям, а текущим расходам (такая тенденция коренным образом отличается от имеющей место на современном этапе в Японии). При складывающейся конъюнктуре можно прогнозировать скорый рост стоимости акций ведущих таиландских компаний.
Если портфельные инвесторы не форсируют свои операции в Таиланде, то иностранные вкладчики капитала в промышленные активы проявляют несомненный интерес к этой стране, делая ставку на динамичное развитие ее экономики в ближайшей перспективе. Широко практикуется конверсия долговых обязательств в долевое участие в капитале местных предприятий, выкуп акций, принадлежащих таиландским предпринимателям, и создание новых СП в секторе услуг, производстве комплектующих для автомобилестроения и электронной промышленности. В целом приток прямых иностранных инвестиций достигает примерно 4 млрд. долл. в год, что является неплохим показателем для страны, недавно пережившей острый валютно-финансовый кризис.
Несмотря на наличие избыточных мощностей в автомобилестроении, эта отрасль таиландской промышленности продолжает привлекать инвесторов из-за рубежа, прежде всего из Японии. Вложение капитала известных иностранных компаний в цементную промышленность и некоторые другие секторы улучшает систему управления на соответствующих предприятиях и фактически включает Таиланд в систему глобального планирования этих влиятельных фирм.
Учитывая все перечисленные факторы, можно прогнозировать продолжение экономического роста в Таиланде в ближайшие годы. В то же время нынешний подъем по своей интенсивности будет уступать имевшему место в предкризисный период.
Рост индонезийской экономики
(БИКИ, 26.08.00)
Несмотря на пессимистические прогнозы в отношении темпов развития Индонезии, во II квартале 2000г. зарегистрирован прирост ее ВВП в 4,13%. Согласно правительственным источникам в этой стране в целом за 2000г. ВВП может увеличиться на 1,54-4,13%. ЦБ Индонезии дает более благоприятный прогноз (3-4%), чем аналитики частного сектора (2-3%).
Индонезийская экономика выходит из кризиса гораздо медленнее, чем остальные страны Восточной и Юго-Восточной Азии. В 1998г. ВВП Индонезии сократился на 18%, а в 1999г. практически не рос. Большинство инвесторов воздерживаются от вложений в индонезийскую экономику. Хозяйственный рост обеспечивается преимущественно за счет повышения внутреннего и внешнего спроса.
В первой половине 2000г. имел место значительный рост индонезийского экспорта - на 1/3 (по сравнению с тем же периодом 1999г.) - до 29,27 млрд. долл. Экспортеры извлекли несомненные выгоды от снижения курса индонезийской рупии (с 7 тыс. ед. за 1 долл. в конце 1999г. до 9 тыс. ед.). Другим крупным фактором, способствовавшим подъему национальной экономики, был бум в нефтяном секторе, который обеспечивает Индонезии 30% всей экспортной выручки.
Как сообщает "Financial Times", некоторые наблюдатели продолжают пессимистически оценивать перспективы индонезийской экономики в условиях, когда прямые и портфельные инвестиции остаются на более низком уровне, чем в предкризисный период.
ПРОЧИЕ РЕГИОНЫ
Программа стабилизации экономики Турции
(БИКИ, 15.08.00)
Как сообщает лондонский еженедельник "MEED", правительство Турции, настойчиво добиваясь ее вступления в ЕС, самым активным образом пытается решить наиболее сложные проблемы в национальной экономике. Уровень инфляции в стране остается чрезмерно высоким, а темпы экономического развития - крайне нестабильными. В качестве важнейшего антиинфляционного инструмента центральные власти использовали жесткую бюджетно-финансовую политику, однако ее итоги оказались явно неудовлетворительными, так как она не подкреплялась структурными реформами и соответствующими мерами в кредитно-денежной сфере.
В настоящее время основная ставка делается на выполнение 3-летней программы реформирования экономики, одобренной в декабре прошлого года МВФ. Ее последовательная реализация - главное направление деятельности нынешнего коалиционного правительства в экономической области. Специально для осуществления данной программы МВФ открыл для Турецкой Республики кредитную линию в размере 4 млрд. долл.
Основное содержание этого документа заключается в конкретизации антиинфляционных мер, направленных на значительное снижение инфляции - с 70% в 1999г. до 7% в 2002г. Одновременно намечается довести темпы прироста валового национального продукта до 5,8% (в 1999г. имело место сокращение ВНП на 6,4%). Главной причиной повышения потребительских цен в Турции (в 90-е годы росли в среднем на 80% в год) является хроническая несбалансированность бюджета. Дисбаланс сложился в 70-е годы и сохранялся в течение 25 лет, причем нехватка средств для покрытия бюджетного дефицита преимущественно возмещалась за счет дополнительной денежной эмиссии.
Первый раздел программы посвящен бюджетно-финансовой политике. Планируется добиться коренного перелома в сфере государственных финансов с тем расчетом, чтобы в 2002г. свести бюджет с положительным сальдо в размере 3,2% ВНП (в 1999г. дефицит составил 2,7% ВНП). Основная ставка делается на более диверсифицированном управлении государственным долгом и ускорении приватизации, доходы от которой должны существенно облегчить выполнение дебиторских обязательств.
Второй раздел посвящен кредитно-денежной политике и динамике валютного курса. Авторы программы считают необходимым обеспечение большей предсказуемости колебаний стоимости турецкой лиры и банковского процента. По их мнению, только на этой основе можно добиться снижения роста цен и расширения реального доступа хозяйствующих субъектов к ссудным средствам.
В декабре прошлого года был введен новый механизм формирования валютного курса (см. БИКИ от 18 января 2000г.). Стоимость лиры стала определяться на основе целевых показателей. Снижение курса относительно корзины ведущих валют к середине 2001г. должно составить 20% (согласно плану, на ту же величину в текущем году возрастут оптовые цены). С 1 июля 2001 г. вводится более гибкий режим формирования валютного курса. В первые 18 месяцев реализации программы величину денежной массы, находящейся в обращении, намечено поставить в прямую зависимость от состояния платежного баланса страны.
Третий раздел вышеупомянутого документа посвящен структурным реформам. Намечается укрепить систему государственных финансов, устранить необоснованные различия в налоговом бремени на физических и юридических лиц, положить конец разбазариванию государственных средств. Предстоит реформировать систему социального страхования, банковскую сферу, ценообразование в сельском хозяйстве. В новой структурной политике особый акцент делается на приватизацию, в частности телекоммуникационных и энергетических объектов.
Иностранные наблюдатели оценивают ход осуществления антиинфляционной программы в Турции достаточно оптимистично. Ведущие агентства, занимающиеся определением кредитного рейтинга, повысили оценки надежности Турции как государства-заемщика. В таких условиях турецкие организации могут прибегать к заимствованиям на международном рынке капитала по более выгодной для себя ставке. Улучшение экономических показателей свидетельствует о вполне реальной возможности выполнения целевых ориентиров, содержащихся в новой программе. В частности, увеличение оптовых цен в апреле 2000г. составило 1,9% (самый низкий уровень с июля 1994г.). Некоторый рост этого показателя в мае - до 2,2% - в основном связан с изменением курса доллара относительно евро. В 2000 г. в целом ожидается повышение оптовых цен примерно на 32% (целевой показатель - 25%). Ослабление инфляции повлияло на доходность правительственных ценных бумаг, в частности произошло ее снижение для такой категории, как казначейские векселя.
В январе - мае 2000г. превышение правительственных доходов над расходами составило 7 млрд. долл. (в целом на текущий год запланирован несколько больший показатель - 7,6 млн. долл., или 3,9% ВНП). Поступления в казну выросли благодаря увеличению налоговых сборов. В начале года введен налог в пользу пострадавших от землетрясения. На 0,5% увеличена ставка НДС. Внесены изменения в расчет обязательных платежей, взимаемых с прироста капитала банковских компаний.
Поступления в бюджет возросли также благодаря доходам от приватизации. По данным на середину текущего года, с января 2000 г. они составили 5 млрд. долл., тогда как целевой показатель на год - 7,6 млрд. На вторую половину года намечается разгосударствление ряда крупных объединений, например "Turk Telecom", поэтому, по оценкам экспертов, в казну должно поступить не менее 10 млрд. долл., что позволит смягчить напряжение, связанное с погашением государственного долга.
Крупной проблемой для финансов Турции на современном этапе является осуществление процентных платежей. В 1999г. правительство было вынуждено направить на эти цели 40 млрд. долл. Снижение стоимости заемных средств частично ослабляет остроту данной проблемы в 2000 - 2001 гг. По расчетам аналитиков, при сохранении процентных ставок на современном уровне расходы на обслуживание долга на ближайшие два года снизятся примерно на величину, эквивалентную 7% ВНП.
В настоящее время в Турции наблюдается рост производства, в связи с чем правительство прогнозирует увеличение прироста ВНП в 2000г. на 5,2%. Подъем в промышленности способствовал резкому повышению спроса на импортную продукцию, что привело к усилению несбалансированности платежных отношений с внешним миром. В I квартале 2000г. сальдо платежного баланса по текущим операциям оказалось отрицательным, тогда как за тот же период 1999г. оно было положительным (1276 млн. долл.). В целом на 2000г. прогнозируется дефицит в размере 2% ВНП (в 1999г. составил 0,6%). В то же время большинство целей, сформулированных в антиинфляционной программе, скорее всего удастся выполнить. Дефицит будет покрыт за счет доходов от приватизации и притока в страну прямых инвестиций.
Об экономике Израиля см. http://scd.centro.ru/israel.htm.
К финансовому положению Киргизии и Узбекистана
(БИКИ, 12.08.00)
Киргизия. Национальная валюта - сом, обесценившаяся в 1999г. в два раза по отношению к доллару США, в I полугодии текущего года восстанавливала свои позиции. Увеличившийся спрос на сомы породил их дефицит.
Киргизия - единственная страна в центральноазиатском регионе, где не существует никаких ограничений на куплю-продажу иностранной валюты, а также на ее ввоз или вывоз. Таким образом, положение на республиканском валютном рынке не зависит от административных решений, а отражает объективную экономическую ситуацию. По мнению специалистов, стабилизация сома во многом зависит от положения дел в аграрном секторе страны. Текущий год оказался по природным показателям весьма благоприятным.
Узбекистан. Узбекское правительство приняло постановление, разрешающее четырем уполномоченным банкам республики производить операции по свободной покупке и продаже иностранной валюты. На всей территории республики открываются обменные пункты, в которых граждане по предъявлении документа, удостоверяющего личность, смогут купить до 300 долл. Отныне позволено без разрешения Центрального банка вывозить из страны наличную валюту в эквиваленте 5 тыс. долл.
До настоящего времени Узбекистан вместе с Туркменией и Белоруссией оставался в числе последних государств СНГ, в которых не существовало свободного обмена валюты для граждан и конвертации валютной выручки для предприятий.
В перечень валют, с которыми допускается проведение операций в обменных пунктах, включены доллар США, немецкая марка, японская иена, фунт стерлингов, французский франк. Наиболее популярная иностранная валюта в Узбекистане - российский рубль - в перечень не включен и, следовательно, будет продолжать обмениваться на "черном" рынке.
Правительство Узбекистана приняло постановление "О дополнительных мерах по развитию внебиржевого валютного рынка". Им предусматривается, что взимание платы с физических лиц-нерезидентов за оказание им услуг республиканскими организациями производится только в свободно конвертируемой валюте.
***
Ваши отзывы и замечания, а также материалы, которые Вы хотели бы опубликовать в данной рассылке, присылайте, пожалуйста, по адресу globalec@mail.ru.
Сайт рассылки расположен по адресу http://scd.centro.ru/rass.htm.
Архив рассылки расположен по адресу http://subscribe.ru/archive/business.globalec.
http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru |
В избранное | ||