Продолжаем путешествие по страницам книги Карэн Прайор «Не
рычите на собаку!»
Интенсивность сигнала
и стирание стимулов
Одним из результатов введения управления с помощью стимулов
является усиление внимания субъекта, необходимое, если он хочет получить
подкрепление за правильный ответ, особенно, если стимулы подвергаются стиранию.
Бывает, что субъект способен воспринять столь слабые сигналы, в которых не
отдает себе отчета сам дрессировщик, подающий их. Классический пример этого –
Умный Ганс, лошадь, живущая в Германии. Это было в начале века; ее считали
гениальной. Ударами копыт она могла считать, производить арифметические
действия, складывать из букв слова и даже извлекать квадратные корни;
правильные ответы, конечно, подкреплялись лакомством. Хозяин, в прошлом
школьный учитель, был совершенно уверен, что обучил лошадь читать, думать,
заниматься математикой и вступать в общение. И действительно лошадь «отвечала»
на вопросы даже в отсутствие хозяина. Многие ученые мужи приезжали в Берлин
изучать Умного Ганса и убеждались в его гениальности. И лишь одному из
психологов удалось показать, что лошадь ориентируется на какой-то сигнал, и,
если никто из присутствующих не знает ответа, удары копыта носят неопределенный
характер. Потребовалось длительное время и дальнейшее исследование, против
которого восставали те, кто был убежден в гениальности лошади; чтобы показать,
что сигналом к прекращению ударов копыта был легкий подъем головы хозяина или
любого другого человека, задающего вопрос, когда достигалось правильное число,
это движение, первоначально усиливаемое широкополой шляпой, которую носил учитель,
теперь было столь малым, что его почти не было видно (никому, кроме Умного
Ганса), но оно почти не поддавалось подавлению произвольным усилием. Вот
поэтому лошадь могла ориентироваться, когда прекращать удары копытом, наблюдая
за любым человеком, а не только за хозяином. Феномен Умного Ганса стал
нарицательным для любого случая, когда внешне поразительное поведение, начиная
от разума животного, кончая психическими явлениями, на самом деле управляется
какими-либо мельчайшими или стертыми проявлениями поведения экспериментатора,
ставшими условными стимулами для субъекта.
Поучать может каждый, но стоит ли доверять этим поучениям.
Если у вас есть проблема в жизни, и вам нужна помощь, пишите
по адресу rasvopros@mail.ru с пометкой «проблема» в теме
письма.
Все представленные материалы носят ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО
ознакомительный (образовательный) характер. Некоторые материалы взяты из
открытых источников в сети или были присланы подписчиками. Если Вы посчитали,
что Ваши авторские права были нарушены - сообщите, и мы вместе постараемся
придти к обоюдоприемлемому решению. Обладатели авторских прав на материалы,
опубликованные в рассылке, выступающие против их дальнейшего размещения и
распространения могут обратиться с просьбой об их удалении.
Copyright Андрей Луда, 2006-2014 г.г. Автор оставляет за
собой право отвечать не на все полученные письма и опубликовывать полностью или
частично, полученные письма без предварительного согласования. В случае, если
Вы желаете свое письмо оставить конфиденциальным, письменно сообщите об этом.