Продолжаем путешествие по страницам книги Карэн Прайор «Не
рычите на собаку!»
Интенсивность сигнала
и стирание стимулов
Однако лучшие примеры обусловливания, стирания и переноса
стимулов мне приходилось наблюдать не в мире дрессированных животных, а на
репетициях симфонических оркестров. Будучи певцом-любителем, я занималась в
нескольких оперных и симфонических хорах, которые часто управлялись заезжими
дирижерами. В то время как многие из сигналов, которые подают дирижеры
музыкантам, являются более или менее стандартизованными, у каждого из дирижеров
есть свои собственные сигналы, и их значение должно быть усвоено в очень
короткое время – время на репетицию часто лишь немногим превосходит время на
выступление. Однажды на репетиции симфонии Малера «Воскрешение», как раз в тот
момент, когда басы собирались вступить с обычной оглушительной силой, я
увидела, как дирижер предъявил безусловный сигнал, предупреждавший: «Вступайте
мягче», изобразив на лице страшную тревогу, пригнувшись к земле и заслонив лицо
рукой, как бы защищаясь от удара. Все поняли смысл переданного сообщения, и в следующие
несколько минут дирижер смог ослабить сигнал и уменьшить интенсивность звучания
всех частей хора с помощью предостерегающего взгляда, легкого движения спины,
имитирующего припадание к земле, или чуть заметного отголоска от прежнего
жеста, и наконец, только вздрагивание плеч. Столь же часто дирижеры
осуществляют перенос стимулов, сочетая какой-либо известный или самоочевидный
жест – скажем, – поднятие ладони кверху для обозначения «Громче» – с незнакомым
жестом, таким, как присущий только ему наклон головы или поворот тела –
однажды, сидя слева от дирижера среди альтов, я наблюдала дирижерский жест,
управляющий громкостью звучания альтов с помощью левой брови.
Поучать может каждый, но стоит ли доверять этим поучениям.
Если у вас есть проблема в жизни, и вам нужна помощь, пишите
по адресу rasvopros@mail.ru с пометкой «проблема» в теме
письма.
Все представленные материалы носят ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ознакомительный
(образовательный) характер. Некоторые материалы взяты из открытых источников в
сети или были присланы подписчиками. Если Вы посчитали, что Ваши авторские
права были нарушены - сообщите, и мы вместе постараемся придти к
обоюдоприемлемому решению. Обладатели авторских прав на материалы,
опубликованные в рассылке, выступающие против их дальнейшего размещения и
распространения могут обратиться с просьбой об их удалении.
Copyright Андрей Луда, 2006-2014 г.г. Автор оставляет за
собой право отвечать не на все полученные письма и опубликовывать полностью или
частично, полученные письма без предварительного согласования. В случае, если
Вы желаете свое письмо оставить конфиденциальным, письменно сообщите об этом.