Продолжаем путешествие по страницам книги Карэн Прайор «Не
рычите на собаку!»
Десять правил
выработки
6. Не меняйте тренеров на полпути.
В процессе выработки какого-либо поведения вы рискуете
значительным регрессом, если перепоручаете своего ученика другому
преподавателю. Не важно, сколь скрупулезно обсуждены критерии перед передачей
дела, поскольку и индивидуальные установки, и время реакций, и прогноз успеха
будут слегка отличаться, и в итоге субъект утрачивает подкрепления до тех пор,
пока не привыкнет к этим отличиям.
Конечно, у каждого обучающегося может быть много различных
учителей – мы не испытываем затруднений от того, что один обучает нас
французскому, другой – арифметике, третий – футболу. Но то конкретное
поведение, которое должно быть разучено, требует только одного учителя в каждый
конкретный момент времени. На тех стадиях выработки, когда навык образован
наполовину, постоянное повышение критерия осуществляется лучше, если процесс
формирования данного поведения находится в одних руках. Допустим, если у вас
двое детей и одна собака, и оба хотят обучать собаку, то разрешите им это, но
пусть каждый работает над различными, каждый над своими трюками, и тем избавьте
бедную собаку от большой неразберихи.
Те, кто хочет учиться, будут учиться при наихудших условиях.
В Колумбийском университете был поставлен получивший в
настоящее время широкую известность эксперимент по «языку обезьян», в котором
шимпанзе обучали словарю американского знакового языка и другим кодам; в
эксперименте принимал участие детеныш шимпанзе по имени Ним Шимрски. По
бюджетным и другим соображениям, у бедняжки за трехлетний период было чуть ли
не сто «учителей» знакового обозначения. Студенты и экспериментаторы были
разочарованы, поскольку Ним не демонстрировал твердых доказательств
использования реального «языка». А именно, он, по-видимому, никогда не строил
предложений. Но он выучился распознавать и понимать более трехсот символов –
существительных, глаголов и т.д., что при данных обстоятельствах, с моей точки
зрения, является поразительным. То же самое происходит с некоторыми детьми,
которые переходят из школы в школу, проходя через бесконечную смену учителей,
приемов и методов обучения, и тем не менее обучаются. Но есть более хорошие
способы.
Единственный случай, когда вам следует подумать о смене
преподавателя посредине процесса выработки, это, конечно, когда обучение зашло
в тупик. Если обучение идет плохо или совсем не идет, то вам нечего терять от
перемены.
Поучать может каждый, но стоит ли доверять этим поучениям.
Если у вас есть проблема в жизни, и вам нужна помощь, пишите
по адресу rasvopros@mail.ru с пометкой «проблема» в теме
письма.
Общий тираж рассылок 72 000 подписчиков.
Все представленные материалы носят ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО
ознакомительный (образовательный) характер. Некоторые материалы взяты из
открытых источников в сети или были присланы подписчиками. Если Вы посчитали,
что Ваши авторские права были нарушены - сообщите, и мы вместе постараемся
придти к обоюдоприемлемому решению. Обладатели авторских прав на материалы,
опубликованные в рассылке, выступающие против их дальнейшего размещения и
распространения могут обратиться с просьбой об их удалении.
Copyright Андрей Луда, http://andrey-luda.livejournal.com
2006-2013 г.г.
Автор оставляет за собой право отвечать не на все полученные письма и
опубликовывать полностью или частично, полученные письма без предварительного
согласования. В случае, если Вы желаете свое письмо оставить конфиденциальным,
письменно сообщите об этом.