Продолжаем путешествие по страницам книги Карэн Прайор «Не
рычите на собаку!»
Десять правил
выработки
5. Ведите ученика за собой.
Планируйте программу выработки так, что, если субъект
совершит в обучении неожиданный скачок вперед, вы должны знать, что подкреплять
далее. Однажды я в течение двух дней обучала только что пойманного дельфина
прыгать через препятствие, выступающее над водой на несколько дюймов. Когда
поведение прочно установилось, я подняла барьер еще на несколько дюймов,
животное тотчас же прыгнуло, и с такой легкостью, что я скоро снова подняла
барьер уже на гораздо большую высоту; через пятнадцать минут этот новичок
прыгал на восемь футов.
Такого рода «рывок» выработки может произойти в любой
момент. Этот феномен наблюдается как у людей, так и у многих видов разумных
животных. Я считаю, что тут дело в инсайте (внезапное озарение): субъект
внезапно осознает ваши цели, исходя из которых вы добиваетесь его действий (в
данном случае – прыгнуть как можно выше), и делает это.
Киты-касатки славятся своим предвосхищающим обучением. У их
дрессировщиков в ходу одна и та же шутка: касатку не надо дрессировать,
достаточно записать программу поведения на доске и вывесить ее в воде, и киты
будут следовать этому предписанию.
Дрессировщики могут встретиться с осложнениями только в том
случае, если они оказываются неподготовленными к неожиданному улучшению. Если
вы тренируете переход от стадии А к Б, а субъект внезапно чисто выполняет
стадию В уже с двух подкреплений, вы должны предусмотреть подкрепление стадии Г
и Д, иначе в дальнейшем вам нечего будет подкреплять.
«Рывок» часто эмоционально очень значим для субъекта; даже
животные, по-видимому, испытывают удовольствие от «ага!» познания, и часто
впадает в состояние явно повышенного настроения. Таким образом, «рывок» – это
блистательная возможность добиться значительного прогресса в кратчайшие сроки.
Быть не готовым к нему и держать субъект на низком уровне обучения только
потому, что вы не знаете, что делать дальше, -лучший способ потратить зря
время, а в худшем случае может отбить охоту к обучению и вызывает отвращение у
субъекта, который станет в будущем работать без особого желания.
За очень редкими исключениями наша школьная система
построена так, чтобы помешать детям обучаться в их собственном темпе –
наказываются не только медленные ученики, у которых не хватает времени на
обучение, но и слишком быстро обучающиеся, которые не получают дополнительного
подкрепления, когда быстрая сообразительность продвигает их вперед. Если ты
мгновенно понял, о чем толкует учитель математики, твоей наградой может стать
мучение от скуки в течение часов или даже недель, пока все остальные
мало-помалу постигнут это. Поэтому нет ничего удивительного в том, что улица
более привлекательна как для наиболее быстрых, так и для медленных.
Поучать может каждый, но стоит ли доверять этим поучениям.
Если у вас есть проблема в жизни, и вам нужна помощь, пишите
по адресу rasvopros@mail.ru с пометкой «проблема» в теме
письма.
Общий тираж рассылок 71 000 подписчиков.
Все представленные материалы носят ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО
ознакомительный (образовательный) характер. Некоторые материалы взяты из
открытых источников в сети или были присланы подписчиками. Если Вы посчитали,
что Ваши авторские права были нарушены - сообщите, и мы вместе постараемся
придти к обоюдоприемлемому решению. Обладатели авторских прав на материалы,
опубликованные в рассылке, выступающие против их дальнейшего размещения и
распространения могут обратиться с просьбой об их удалении.
Copyright Андрей Луда, http://andrey-luda.livejournal.com
2006-2013 г.г.
Автор оставляет за собой право отвечать не на все полученные письма и
опубликовывать полностью или частично, полученные письма без предварительного
согласования. В случае, если Вы желаете свое письмо оставить конфиденциальным,
письменно сообщите об этом.