Продолжаем путешествие по страницам книги Карэн Прайор «Не
рычите на собаку!»
Десять правил
выработки
2. В конкретный промежуток времени отрабатывайте что-нибудь
одно, не пытайтесь формировать поведение по двум критериям одновременно. Под
этим я не подразумеваю, что вы не можете работать над многими различными типами
поведения в один и тот же период времени. Безусловно, вы можете это. Во время
любого занятия мы можем сначала немного поработать над качеством, затем над
скоростью - в теннисе над ударом слева, затем над ударом справа, затем над
работой ног и т.д. Это избавляет от монотонности. Хорошие преподаватели все
время меняют работу, оставляя данную задачу, как только в ней достигнут успех,
и переходят к другой. Однако, когда вы работаете над данным типом поведения, вы
должны пользоваться в каждый данный отрезок времени одним и только одним
неизменным критерием. Допустим, что я обучаю дельфина делать фонтан брызг, и
один раз не дам ему подкрепление, потому что фонтан недостаточно велик, а
другой раз – потому что он направлен не в ту сторону, в итоге у животного не
будет ключа к расшифровке того, что я хочу от него. Одно подкрепление не может
содержать двух типов информации: я должна сначала довести высоту фонтана до
удовлетворяющей меня отметки, а затем формировать его направление вне
зависимости от высоты, до тех пор, пока оно тоже не будет заучено; только когда
оба критерия установлены, я могу требовать соблюдения обоих.
У этого правила множество практических применений. Если
задачу можно расчленить на отдельные компоненты, которые затем формируются
раздельно, обучение пойдет гораздо быстрее. Рассмотрим обучение удару в гольфе,
отправляющему мяч в лунку. Попадет ли мяч в лунку зависит от правильности
расстояния, на которое послан мяч, – чтобы оно не было меньше, чем расстояние
до лунки, и чтобы мяч не перелетел через нее и от направления удара, чтоб мяч
не уходил ни в одну, ни в другую сторону от лунки. Если я собираюсь обучиться
удару, я буду практиковаться в этих навыках раздельно. Я бы положила на траву
пучок шнура длиной в несколько футов и стала бы тренироваться, посылая мяч
вдоль него сначала с расстояния двух, затем четырех, шести, десяти футов и т.д.
Я могла бы сделать из шнура круг и стала тренироваться попадать в него с
определенного расстояния, постепенно уменьшая размер круга, до тех пор, пока не
смогла бы надежно попадать в очень маленькую цель. Только когда меня будут
удовлетворять мои навыки удара по мячу как для посылки его на нужное
расстояние, так и в заданном направлении, я их объединю и, сделав большую цель,
начну менять расстояние, а затем стану уменьшать цель и, снова меняя
расстояние, добьюсь попадания в маленькую цель с различных дистанций. Затем по
мере улучшения навыка удара я могу добавлять новые критерии, по одному в каждый
конкретный момент времени.
Это поможет мне стать превосходным или по крайней мере очень
хорошим игроком в гольф в зависимости от моей настойчивости и пределов
зрительно-моторной координации. Это обеспечит мне, безусловно в пределах моих
возможностей, надежность попадания мячом в лунку. Я утверждаю, что любой игрок
в гольф, пользуясь такой однозадачной программой выработки, за несколько
выходных достигнет большего, чем за целое лето бессистемной тренировки,
волей-неволей надеясь достичь каждым ударом и правильности расстояния, и
правильности направления.
Часто нам не удается добиться прогресса в каком-либо навыке,
хотя мы много упражняемся, потому, что мы пытаемся сразу улучшить две или более
стороны деятельности.
Нужно подумать: одно ли свойство характеризует данное
поведение? Нельзя ли его расчленить и работать отдельно над различными
критериями? Когда вы займетесь этими вопросами, большинство проблем решаться
сами собой.
Поучать может каждый, но стоит ли доверять этим поучениям.
Если у вас есть проблема в жизни, и вам нужна помощь, пишите
по адресу rasvopros@mail.ru с пометкой «проблема» в теме
письма.
Общий тираж рассылок 61 000 подписчиков.
Все представленные материалы носят ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ознакомительный
(образовательный) характер. Некоторые материалы взяты из открытых источников в
сети или были присланы подписчиками. Если Вы посчитали, что Ваши авторские
права были нарушены - сообщите, и мы вместе постараемся придти к
обоюдоприемлемому решению. Обладатели авторских прав на материалы,
опубликованные в рассылке, выступающие против их дальнейшего размещения и
распространения могут обратиться с просьбой об их удалении.
Copyright Андрей Луда, http://andrey-luda.livejournal.com
2006-2013 г.г.
Автор оставляет за собой право отвечать не на все полученные письма и
опубликовывать полностью или частично, полученные письма без предварительного
согласования. В случае, если Вы желаете свое письмо оставить конфиденциальным,
письменно сообщите об этом.