Продолжаем путешествие по страницам книги Карэн Прайор «Не
рычите на собаку!»
Десять правил
выработки
1. Повышайте критерий небольшими градациями, чтобы у
субъекта всегда была реальная возможность выполнить требуемое и получить
подкрепление. Практически это означает, что, когда вы увеличиваете требования
или повышаете критерий подкрепления, вы должны это делать в пределах, доступных
в данный момент субъекту. Если ваша лошадь берет барьер в два фута, иногда имея
фут в запасе вы можете увеличить барьер до двух с половиной футов. Поднять его
до трех футов, значит искать себе неприятностей: животное способно на это, но
пока не в состоянии обеспечить стабильности. А повысить барьер до трех с
половиной футов означает накликать несчастье.
То, насколько быстро вы можете увеличить критерий, не
зависит от фактических возможностей субъекта, нынешних или будущих, никогда не
исходите из того, что лошадь большое существо с сильными ногами, способное
взять восьми футовое препятствие, или из того, что она обычно перепрыгивает
через четырехфутовый забор на пастбище. Быстрота увеличения критерия зависит от
того, насколько хорошо ваше взаимодействие в процессе выработки, каковы ваши
правила подкрепления.
Каждый раз, как вы увеличиваете критерий, вы меняете
правила. Субъекту должна быть дана возможность обнаружить это; несмотря на
изменение правил, при некотором увеличении усилий, субъект должен продолжать
получать под крепление (но при этом в некоторых случаях выполнение действия на
прежнем уровне становится неэффективным).
Это может быть усвоено только в процессе ознакомления с
подкреплением на новом уровне.
Если вы повышаете критерий так сильно, что субъекту надо
совершить усилия значительно большие, чем он ранее совершал для вас – неважно
делал или не делал он это для себя, – вы сильно рискуете. Поведение может быть
сорвано.
У прыгуна могут появиться дурные привычки, такие, как
останавливаться перед барьером или сбивать его. Привычки, подавление которых
потребует много времени. Самый быстрый – а иногда единственный – способ
сформировать поведение – это увеличивать критерии такими ступенями, чтобы
субъекту легко давалось постоянное улучшение поведения. Непрерывный прогресс,
даже дюйм за дюймом, приведет вас к поставленной цели гораздо быстрее, чем
попытки форсировать быстрый прогресс с риском потерять все выработанное
поведение.
Однажды мне пришлось встретиться с одним отцом, допустившим
в этом серьезную ошибку. Так как сын-подросток очень плохо учился, он отобрал у
него обожаемый всеми подростками мотоцикл до улучшения отметок. Мальчик стал
заниматься лучше, его оценки улучшились, с F и D до D и С. Однако вместо того,
чтобы поощрить этот прогресс, отец сказал, что оценки еще недостаточно хорошие,
и продолжал придерживаться своего запрета. Эта эскалация критерия была слишком
резкой, мальчик совсем перестал заниматься. Более того, он стал очень
недоверчивым.
Поучать может каждый, но стоит ли доверять этим поучениям.
Если у вас есть проблема в жизни, и вам нужна помощь, пишите
по адресу rasvopros@mail.ru с пометкой «проблема» в теме
письма.
Общий тираж рассылок 60 000 подписчиков.
Все представленные материалы носят ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО
ознакомительный (образовательный) характер. Некоторые материалы взяты из
открытых источников в сети или были присланы подписчиками. Если Вы посчитали,
что Ваши авторские права были нарушены - сообщите, и мы вместе постараемся
придти к обоюдоприемлемому решению. Обладатели авторских прав на материалы,
опубликованные в рассылке, выступающие против их дальнейшего размещения и
распространения могут обратиться с просьбой об их удалении.
Copyright Андрей Луда, http://andrey-luda.livejournal.com
2006-2013 г.г.
Автор оставляет за собой право отвечать не на все полученные письма и
опубликовывать полностью или частично, полученные письма без предварительного
согласования. В случае, если Вы желаете свое письмо оставить конфиденциальным,
письменно сообщите об этом.