Продолжаем изучение
книги Константина Дмитриевича Ушинского «Человек как предмет воспитания. Опыт
педагогической антропологии».
Привычки
Нравственное и
педагогическое значение привычек
Значение навыка в ученье слишком ясно, чтоб о нем можно было
распространяться. Во всяком уменье — в уменье ходить, говорить, читать, писать,
считать, рисовать и т. д.— навык играет главную роль. В самой сознательной из
наук, математике, навык занимает не последнее место, и если бы нам всякий раз
должно было подумать, что 2x7 = 14, то это сильно задерживало бы нас в
математических вычислениях; но за словами дважды семь язык наш механически
произносит, а рука пишет — четырнадцать. В каждом слове, которое мы произносим,
в каждом движении руки при письме, во всяком мастерстве есть непременно своя
доля навыка, доля рефлекса, более или менее укоренившегося. Если б человек не
имел способности к навыку, то не мог бы подвинуться ни на одну ступень в своем
развитии, задерживаемый беспрестанно бесчисленными трудностями, которые можно
преодолеть только навыком, освободив ум и волю для новых работ и для новых побед.
Вот почему то воспитание, которое упустило бы из виду сообщение воспитанникам
полезных навыков и заботилось единственно об их умственном развитии, лишило бы
это самое развитие его сильнейшей опоры; а именно эта ошибка, заметная отчасти
и в германском воспитании, много вредила нам и вредит до сих пор. Но об этом,
впрочем, мы скажем подробнее в нашей педагогике. Здесь же заметим только, что
навык во многом делает человека свободным и прокладывает ему путь к дальнейшему
прогрессу. Если б человек при ходьбе каждую минуту должен был с таким же
усилием преодолевать трудности этого сложного действия, с каким преодолевал их
во младенчестве, то как бы связан был он, как бы недалеко ушел! Только
благодаря тому, что ходьба превратилась у человека в навык, т. е. в его
рефлекс, ходит он потом, и сам того не замечая, не замечая всех трудностей
этого акта; а он так труден, что его едва ли бы могли одолеть животные, если
бы, в противоположность человеку, не обладали этой способностью от рождения.
Поучать может каждый, но стоит ли доверять этим поучениям.
Если у вас есть проблема в жизни, и вам нужна помощь, пишите
по адресу rasvopros@mail.ru с пометкой «проблема» в теме
письма.
Все представленные материалы носят ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО
ознакомительный (образовательный) характер. Некоторые материалы взяты из
открытых источников в сети или были присланы подписчиками. Если Вы посчитали,
что Ваши авторские права были нарушены - сообщите, и мы вместе постараемся
придти к обоюдоприемлемому решению. Обладатели авторских прав на материалы,
опубликованные в рассылке, выступающие против их дальнейшего размещения и
распространения могут обратиться с просьбой об их удалении.
Copyright Андрей Луда, 2006-2018 г.г. Автор оставляет за
собой право отвечать не на все полученные письма и опубликовывать полностью или
частично, полученные письма без предварительного согласования. В случае, если
Вы желаете свое письмо оставить конфиденциальным, письменно сообщите об этом.