Продолжаем изучение
книги Константина Дмитриевича Ушинского «Человек как предмет воспитания. Опыт
педагогической антропологии».
Предисловие
Указывая на какой-нибудь удачный педагогический опыт того
или другого народа, мы, если действительно хотим узнать истину, не должны
опускать тех же опытов, сделанных в другой стране и давших результаты
противоположные. Так, у нас обыкновенно указывают на те же английские школы для
высшего сословия как на доказательство, что изучение латыни дает хорошие
практические результаты и в особенности действует на развитие здравого смысла и
любви к труду, которыми отличается высшее сословие Англии, получившее
воспитание в этих школах. Но почему же не указывают при этом например, гораздо
более нам близкий,— на Польшу, где такое же, если еще не более прилежное,
изучение латинского языка высшим классом дало в этом классе совершенно
противоположные результаты, и именно, не развило в нем того здравого
практического смысла, на развитие которого, по мнению тех же людей, изучение
классических языков оказывает такое сильное влияние и который в высшей степени развит
у простого русского народа, никогда не учившегося по-латыни? Если мы скажем,
что различные дурные влияния парализовали в образовании польского шляхетства
хорошее влияние изучения латыни, то чем же мы докажем, что различные хорошие
влияния в Англии, чуждые школе, не были прямою причиною тех хороших
практических результатов, которые мы приписываем изучению классических языков?
Следовательно, одно указание на исторический опыт ничего нам не докажет, и мы
должны искать других доказательств, чтобы показать, что изучение классических
языков в русских школах даст результаты, более близкие к английским, чем к тем,
которые обнаружило польское шляхетство.
Поучать может каждый, но стоит ли доверять этим поучениям.
Если у вас есть проблема в жизни, и вам нужна помощь, пишите
по адресу rasvopros@mail.ru с пометкой «проблема» в теме
письма.
Все представленные материалы носят ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО
ознакомительный (образовательный) характер. Некоторые материалы взяты из
открытых источников в сети или были присланы подписчиками. Если Вы посчитали,
что Ваши авторские права были нарушены - сообщите, и мы вместе постараемся
придти к обоюдоприемлемому решению. Обладатели авторских прав на материалы,
опубликованные в рассылке, выступающие против их дальнейшего размещения и
распространения могут обратиться с просьбой об их удалении.
Copyright Андрей Луда, 2006-2016 г.г. Автор оставляет за
собой право отвечать не на все полученные письма и опубликовывать полностью или
частично, полученные письма без предварительного согласования. В случае, если
Вы желаете свое письмо оставить конфиденциальным, письменно сообщите об этом.