Продолжаем изучение
книги Константина Дмитриевича Ушинского «Человек как предмет воспитания. Опыт
педагогической антропологии».
Предисловие
Но педагогический опыт не только по отдаленности своих
последствий от причин не может быть надежным руководителем педагогической
деятельности. Большею частью педагогические опыты очень сложны, и каждый имеет
не одну, а множество причин, так что нет ничего легче, как ошибиться в этом
отношении и назвать причиною данного результата то, что вовсе не было его
причиною, а может быть даже задерживающим обстоятельством. Так, например, если
бы мы заключили о развивающей силе математики или классических языков только
потому, что все знаменитые ученые и великие люди Европы учились в молодости
своей математике или классическим языкам, то это было бы очень опрометчивое
заключение. Как же им было не учиться по-латыни или избежать математики, если
не было школы, в которой не учили бы этим предметам? Считая ученых и умных
людей, вышедших из школ, где преподавались математика и латынь, отчего мы не
считаем тех, которые, учившись и латыни и математике, остались людьми
ограниченными?
Такой огульный опыт даже не исключает возможности
предположения, что первые без математики или без латыни, может быть, были бы
еще умнее, а вторые не так ограниченны, если бы их молодая память была
употреблена на приобретение других сведений. Кроме того, не следует забывать,
что на развитие человека имеет влияние не одна школа. Так, например, мы любим
часто указывать на практические успехи английского воспитания, и для многих
преимущество этого воспитания сделалось не допускающим возражения
доказательством. Но при этом забывают, что, во всяком случае, между английским
воспитанием и, например, нашим более сходства, чем между нашею и английскою
историей. Чему же следует приписать эту разницу в результатах воспитания?
Школам ли, национальному ли характеру народа, его ли истории и его общественным
учреждениям, как результатам характера и истории? Можем ли мы ручаться, что та
же английская школа, только переведенная на русский язык и перенесенная к нам,
не даст худших результатов, чем те, которые даются нашими теперешними школами?
Поучать может каждый, но стоит ли доверять этим поучениям.
Если у вас есть проблема в жизни, и вам нужна помощь, пишите
по адресу rasvopros@mail.ru с пометкой «проблема» в теме
письма.
Все представленные материалы носят ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО
ознакомительный (образовательный) характер. Некоторые материалы взяты из
открытых источников в сети или были присланы подписчиками. Если Вы посчитали,
что Ваши авторские права были нарушены - сообщите, и мы вместе постараемся
придти к обоюдоприемлемому решению. Обладатели авторских прав на материалы,
опубликованные в рассылке, выступающие против их дальнейшего размещения и
распространения могут обратиться с просьбой об их удалении.
Copyright Андрей Луда, 2006-2016 г.г. Автор оставляет за
собой право отвечать не на все полученные письма и опубликовывать полностью или
частично, полученные письма без предварительного согласования. В случае, если
Вы желаете свое письмо оставить конфиденциальным, письменно сообщите об этом.